Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ишимский городской суд (Тюменская область) |
Дата поступления | 07.02.2018 |
Дата решения | 06.03.2018 |
Категория дела | Иные жилищные споры |
Судья | Засорин Михаил Александрович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 06090d37-f2aa-3e70-8971-d0e576b6e545 |
№ 2-320/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ишим Тюменской области 06 марта 2018 года
Ишимский городской суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Засорина М.А.,
при секретаре Васильевой Т.А.,
с участием истцов [СКРЫТО] Н.Б., [СКРЫТО] С.В., представителя истцов Рачёвой Е.В., представителя ответчика Дегтярева А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-320/2018 по исковому заявлению [СКРЫТО] Нины [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Администрации г. Ишим о признании незаконным решения межведомственной комиссии и возложении обязанности рассмотреть вопрос о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] Н.Б., [СКРЫТО] С.В., обратились в суд с исковым заявлением к Администрации города Ишима Тюменской области, о признании незаконным решения межведомственной комиссии, и возложении обязанности рассмотреть вопрос о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания. Просят признать незаконным решение межведомственной комиссии, назначенной Постановлением администрации города Ишима от 27.11.2017года №1138 «О внесении изменений в распоряжение Главы города Ишима от 03.04.2006года №375-р «Об
утверждении положения о межведомственной комиссии» от 11 января 2018 года в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и возложить обязанность на межведомственную комиссию, назначенную Постановлением администрации <адрес> от 27.11.2017года №1138 «О внесении изменений в распоряжение Главы города Ишима от 03.04.2006года №375-р «Об утверждении положения о межведомственной комиссии» в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление [СКРЫТО] Н.Б. и [СКРЫТО] С.В. о пригодности (непригодности) для проживания граждан жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийными подлежащим сносу или реконструкции».
Требования мотивированы тем, что [СКРЫТО] Н.Б. и [СКРЫТО] С.В. принадлежат на праве собственности жилые помещения в двухквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Другого жилья истцы не имеют. В апреле 2016года в связи с паводком на территории г. Ишима, произошло затопление дома, что подтверждается справкой Муниципального казенного учреждения «Управление по делам ГО и ЧС г.Ишима» от 17.04.2016года, что привело к разрушению несущих строительных конструкций дома и непригодности жилых помещений для проживания. Согласно заключению межведомственной комиссии от 11.01.2018года выявлены основания для признания помещений в доме подлежащими капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе утраченных эксплуатации характеристик жилых помещений. Данное решение межведомственной комиссии считают незаконным. Как следует из содержания обжалуемого решения межведомственной комиссии, и акта обследования жилых помещений в доме от 11 января 2018года при проведении комиссионного обследования дома специальное оборудование не применялось, замеры, исследования не проводились, осмотр проводился визуально, без применения измерительных приборов, приспособлений и без привлечения экспертов проектно-изыскательских организаций, чем была нарушена процедура проведения оценки соответствия помещения требованиям закона. Вывод комиссии о проведении капитального ремонта, реконструкции и перепланировки дома построен без учета представленного ими заключения строительной экспертизы, проведенной ООО АНО «Эксперт» от 18.12.2017 года, согласно которому жилой дом является аварийным и создает реальную угрозу для жизни, здоровья граждан. Таким образом, вопрос о непригодности жилых помещений в доме для проживания межведомственной комиссией не разрешен, в связи с чем, они не могут реализовать свое право на обеспечение другим жилым помещением, чем нарушены их права (л.д. 3-6).
Истцы [СКРЫТО] Н.Б., [СКРЫТО] С.В., совместно с представителем Рачевой Е.В. на исковых требованиях настаивают в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г. Ишима Тюменской области Дегтярев А.С. с иском не согласен по мотивам того, что. В том числе, и в заключении не отрицается необходимость проведения реконструкции дома, при этом критерий экономической целесообразности в определен п. 38 Постановления Правительства РФ №47 и в данном случае к спорным правоотношениям не применим, так как дом не является многоквартирным.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, оценив представленные письменные доказательства, считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения (часть 1). Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 4).
В силу пункта 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту - Положение).
В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (п. 33 Положения).
Жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу (п. 38 Положения).
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что истцы [СКРЫТО] Н.Б. и [СКРЫТО] С.В. являются собственниками квартир №<адрес> в <адрес>, где зарегистрированы и проживают (л.д. 7-12).
Вопреки доводам представителя ответчика, согласно ответа на обращение [СКРЫТО] Н.Б. в межведомственную комиссию о проведении оценки многоквартирного дома на предмет пригодности для проживания, заместителем Главы города, при признании, что <адрес>, указано на необходимость предоставления заключения специализированной организации (л.д. 14).
Заключением строительной экспертизы, проведенной ООО АНО «Эксперт» от 18.12.2017 года, установлено, что жилой дом является многоквартирным, находится в аварийном состоянии, что создает реальную угрозу для жизни, здоровья граждан. Реконструкция здания не целесообразна, поскольку стоимость реконструкции превысит стоимость строительства нового аналогичного здания. Жилой дом <адрес> подлежит сносу (л.д. 26-140, 164-184).
Согласно пункту 42 Положения, оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Как указано в пункте 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктом 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В силу п. 43 вышеуказанного Постановления Правительства РФ, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Системное толкование вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что при нецелесообразности восстановления помещения оно подлежит признанию непригодным для проживания.
Как следует из содержания обжалуемого решения межведомственной комиссии № 511, и акта обследования жилых помещений в доме № 510 от 11 января 2018 года при проведении комиссионного обследования дома специальное оборудование не применялось, замеры, исследования не проводились, осмотр проводился визуально, без применения измерительных приборов, приспособлений и без привлечения экспертов проектно-изыскательских организаций (л.д. 15-18, 19-20).
При отраженном в техническом заключении не согласии с представленным заявителем заключением строительной экспертизы, проведенной ООО АНО «Эксперт» от 18.12.2017 года со ссылкой на Рецензию ООО «Тюменский архитектурно-реставрационный союз» - стороной ответчика в суд и заявителю указанная рецензия не представлена, как и не представлено данных о наличии полномочий и компетенция составивших указанную рецензию лиц.
Таким образом, допустимые доказательства того, что обследование проведено в соответствии с приведенными выше требованиями и заключение межведомственной комиссии № 511 от 11.01.2018 в полной мере соответствует требованиям указанного Положения, отсутствуют.
Кроме того, стороной ответчика в заключении не отражено данных по доводам представленного заявителями заключения в части не целесообразности проведения реконструкции, что требует сноса дома.
Пунктом 44 приведенного выше Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 (с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 03.02.2016 N АКПИ15-1365) установлено, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает в числе других определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
В отсутствие каких-либо данных по обследованию многоквартирного жилого дома с оценкой выявленных экспертным заключением нарушений целостности конструкций, вынесенное межведомственной комиссией заключение не отвечает предъявляемым Законом требованиям, а значит исковые требования подлежат полному удовлетворению.
На основании ст.ст. 56, 68, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 14, 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление [СКРЫТО] Нины [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к администрации г. Ишим о признании незаконным решения межведомственной комиссии и возложении обязанности рассмотреть вопрос о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания – удовлетворить.
Признать незаконным решение межведомственной комиссии, назначенной Постановлением администрации города Ишима от 27.11.2017 года №1138 «О внесении изменений в распоряжение Главы города Ишима от 03.04.2006года №375-р «Об утверждении положения о межведомственной комиссии» от 11 января 2018года в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить обязанность на межведомственную комиссию, назначенную Постановлением администрации города Ишима от 27.11.2017года №1138 «О внесении изменений в распоряжение Главы города Ишима от 03.04.2006года №375-р «Об утверждении положения о межведомственной комиссии» в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление [СКРЫТО] Нины [СКРЫТО] и [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о пригодности (непригодности) для проживания граждан жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ишимский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07 марта 2018 года.
Председательствующий Засорин М.А.