Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тюменский областной суд (Тюменская область) |
Дата поступления | 25.11.2021 |
Дата решения | 20.12.2021 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Левина Наталья Владиславовна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | aebad47b-d255-30d1-9792-996df3244375 |
72RS0013-01-2020-009687-41
Номер дела в суде первой инстанции 2а-2117/2021
Дело № 33а-6605/2021
Апелляционное определение
г. Тюмень | 20 декабря 2021 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Левиной Н.В., |
судей | Глушко А.Р., Ревякина А.В., |
при секретаре | Семенец Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе О.Л.С. на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 31 августа 2021 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление Инспекции федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 удовлетворить.
Взыскать с О.Л.С. в пользу Инспекции федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за 2019 год в размере 6884 рубля, пени в размере 18,64 рублей; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018, 2019 годы в размере 31 799 рублей 31 копейка, пени в размере 83,78 рублей; налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1 029 рублей.
Взыскать с О.Л.С. в доход бюджета Тюменского муниципального района Тюменской области государственную пошлину в сумме 1 394 рубля».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 (далее также - ИФНС России по г. Тюмени № 1) обратилась в суд с административным исковым заявлением к О.Л.С. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год в размере 6 884 рубля, пени в размере 18,64 рублей; задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018, 2019 годы в размере 31 799,31 рублей, пени в размере 83,78 рублей; налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1 029 рублей. Требования мотивированы тем, что О.Л.С. зарегистрирована в качестве адвоката и является плательщиком страховых взносов. Административный ответчик своевременно и в полном объеме страховые взносы в фиксированном размере за 2019 год не уплатил, в результате этого образовалась задолженность, кроме того, согласно сведениям некоммерческой организации «Тюменская межрегиональная коллегия адвокатов» О.Л.С. в 2018 году получила доход в размере 554 530,75 рублей; исходя из указанной суммы дохода налоговым органом исчислена сумма страховых взносов за 2018 год в размере 2 445,31 рублей. Также О.Л.С. в 2018 году имела на праве собственности объекты недвижимости (квартиры) в г. Тюмени, на которые начислен налог в размере 2 664 рубля, о чем налогоплательщику заказным письмом направлено уведомление. Ввиду неуплаты О.Л.С. 09 июля 2019 года и 14 января 2020 года направлены требования об уплате задолженности по налогам и страховым взносам и пени. В связи с неисполнением требований ИФНС России по г. Тюмени № 1 обратилась к мировому судье за выдачей судебного приказа. Определением мирового судьи от 02 июля 2020 года судебный приказ о взыскании с О.Л.С. задолженности по налогам, страховым взносам и пени отменен. В связи с неуплаченной административным ответчиком задолженностью ИФНС России по г. Тюмени № 1 обратилась в суд с заявленными требованиями.
Представитель ИФНС России по г. Тюмени № 1 Н.Б.И., действующий на основании доверенности от 28 декабря 2020 года (л.д.91), в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в иске.
О.Л.С. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна О.Л.С., которая в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Указывает, что требование об уплате налога она не получала, в материалах дела отсутствует почтовая квитанция, свидетельствующая об отправке корреспонденции.
В возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по г. Тюмени № 1 просит оставить решение суда без изменения, жалобу О.Л.С. – без удовлетворения.
О.Л.С., представитель ИФНС России по г. Тюмени № 1 в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по уплате страховых взносов) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Согласно статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (пункт 2).
Как следует из материалов дела, О.Л.С. с 26 октября 2004 года является адвокатом и в 2018, 2019 годах являлась плательщиком страховых взносов.
Согласно представленной некоммерческой организацией «Тюменская межрегиональная коллегия адвокатов» справке о доходах и суммах налога физического лица, О.Л.С. за 2018 год получен доход в размере 544 530,75 рублей.
На основании полученных сведений ИФНС России по г. Тюмени № 1 О.Л.С. исчислен страховой взнос на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 2 445,31 рублей, о чем сформировано требование № 89552 от 09 июля 2019 года со сроком уплаты до 22 августа 2019 года.
Кроме того, за О.Л.С. числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в фиксированном размере 29 354 рубля, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6 884 рубля.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе, расположенные в пределах муниципального образования квартиры, гаражи, иные здания, строения, сооружения, помещения.
Решением Тюменской городской Думы от 25 ноября 2005 года № 259 «О Положении о местных налогах города Тюмени» (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по уплате налога) установлены налоговые ставки в отношении объектов налогообложения.
Согласно части 2 статьи 6.1 названного Положения Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: 0,3 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат.
Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
О.Л.С. в 2018 году являлась собственником имущества, на которое исчислен налог: квартира с кадастровым номером <.......>, расположенная по адресу: г. Тюмень, <.......> 1/2 доли в праве собственности на квартиру с кадастровым номером <.......>, расположенной по адресу: г<.......> 1/2 доли в комнате с кадастровым номером <.......>, расположенной по адресу: г<.......>.
На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по г. Тюмени № 1 О.Л.С. за 2018 год начислен налог на имущество физических лиц в размере 2 664 рубля, о чем 04 июля 2019 года О.Л.С. заказным письмом направлено налоговое уведомление № 31426878.
В связи с неисполнением О.Л.С. обязанности по уплате страховых взносов за 2019 год и налога на имущество за 2018 год ИФНС России по г. Тюмени № 1 выставлено требование № 27235 от 14 января 2020 года об уплате страховых взносов и налога на имущество физических лиц в размере 38902 рубля и пени в размере 121,74 рубль со сроком уплаты до 28 февраля 2020 года.
Поскольку требования ИФНС России по г. Тюмени № 1 административным ответчиком в установленный срок исполнены не были, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
09 июня 2020 года мировым судьей судебного участка № 9 Калининского судебного района г. Тюмени выдан судебный приказ о взыскании с О.Л.С. задолженности по страховым взносам и налогу на имущество, который определением мирового судьи от 02 июля 2020 года отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИФНС России по г. Тюмени № 1 в пределах установленного срока в суд с административным исковым заявлением.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования ИФНС России по г. Тюмени № 1, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате страховых взносов за 2018-2019 годы, налогу на имущество физических лиц за 2018 год и пени за несвоевременное исполнение обязанности по их уплате.
Судебная коллегия соглашается с взысканием с О.Л.С. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, страховых взносов за 2019 год и пени.
Законом установлен обязательный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по обязательным платежам и санкциям.
Как следует из статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1).
В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, направленное в адрес налогоплательщика по почте заказным письмом требование об уплате налогов, пени будет свидетельствовать о надлежащем проведении этой налоговой процедуры, поскольку федеральный законодатель установил презумпцию получения названного документа адресатом на шестой день с даты направления. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 апреля 2010 года № 468-О-О указал, что такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношения и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.
Доводы О.Л.С. в части не направления в ее адрес требования об уплате налогов № 27235 от 14 января 2020 года опровергаются представленным в Тюменский областной суд списком направления почтовой корреспонденции от 15 января 2020 года № 2 и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80083044925863, согласно которым указанное требование направлено в адрес О.Л.С. 15 января 2020 года.
В силу приведенных правовых норм требование № 27235 от 14 января 2020 года считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Также в материалах дела имеются доказательства направления О.Л.С. уведомления № 31426876 от 04 июля 2019 года.
Таким образом налоговым органом соблюден порядок взыскания с О.Л.С. задолженности по страховым взносам за 2019 год, налогу на имущество за 2018 год и пени.
Вместе с тем, ИФНС России по г. Тюмени № 1 в материалы дела, в том числе по запросу судебной коллегии, доказательства направления в адрес О.Л.С. требования № 89552 от 09 июля 2019 года не представлено.
Указанное обстоятельство, не принятое во внимание районным судом, свидетельствует о несоблюдении налоговым органом установленного законом порядка взыскания задолженности по страховым взносам за 2018 год.
При данных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления ИФНС России по г. Тюмени № 1 в части взыскания страховых взносов за 2018 год в размере 2 445,31 рубль и пени в размере 4,28 рублей у районного суда не имелось.
В силу пунктов 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного, решение районного суда в части удовлетворения требований ИФНС России по г. Тюмени № 1 о взыскании с О.Л.С. страховых взносов за 2018 год в размере 2 445,31 рублей и пени в размере 4,28 рубля подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Тюменского районного суда Тюменской области от 31 августа 2021 года отменить в части удовлетворения требований о взыскании с О.Л.С. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 2 445,31 рублей и пени в размере 4,28 рубля, принять в указанной части новое решение об отказе в иске.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
«Административное исковое заявление Инспекции федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 удовлетворить частично.
Взыскать с О.Л.С. в пользу Инспекции федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год в размере 6 884 рубля, пени в размере 18,64 рублей; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 29 354 рубля, пени в размере 79,50 рублей; налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1 029 рублей.
В удовлетворении остальной части требований Инспекции федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 отказать.
Взыскать с О.Л.С. в доход бюджета Тюменского муниципального района Тюменской области государственную пошлину в сумме 1 320,92 рублей».
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи коллегии