Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тюменский областной суд (Тюменская область) |
Дата поступления | 14.10.2021 |
Дата решения | 08.12.2021 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Левина Наталья Владиславовна |
Результат | решение (не осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | e32befbc-bd71-3043-bece-d769f6aa234c |
72RS0013-01-2021-003031-43
Номер дела в суде первой инстанции 2а-2741/2021
Дело № 33а-5892/2021
Апелляционное определение
город Тюмень | 08 декабря 2021 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Левиной Н.В., |
судей | Глушко А.Р., Ревякина А.В., |
при секретаре | Семенец Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Н.Р.Р. на решение Калининского районного суда г. Тюмени от 20 апреля 2021 года, которым постановлено:
«Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 1 к Н.Р.Р. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям удовлетворить.
Взыскать с Н.Р.Р., <.......> года рождения, проживающего по адресу: <.......> пользу ИФНС России по г.Тюмени №1 задолженность за 2017 год по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, налог в размере 165 690,00 руб., пени в размере 759,45 руб. за период с 22.05.2020 по 15.06.2020, всего 166 458 (сто шестьдесят шесть тысяч четыреста пятьдесят восемь) рублей 45 копеек.
Взыскать с Н.Р.Р. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г.Тюмень в размере 4529 руб. 17 копеек».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., объяснения представителя Н.Р.Р. – Б.С.В., настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 (далее также – ИФНС России по г. Тюмени № 1, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Н.Р.Р. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2017 год в размере 165 699 рублей, пени 759,45 рублей. Требования мотивированы тем, что налоговым органом произведен перерасчет земельного налога за 2017 год в отношении земельного участка с кадастровым номером <.......>, принадлежащего Н.Р.Р., о чем налогоплательщику заказным письмом направлено налоговое уведомление от 17 марта 2020 года. В связи с неуплатой налога к установленному сроку Н.Р.Р. выставлено требование от 16 июня 2020 года об уплате налога и пени. Ввиду неисполнения обязанности по уплате налога ИФНС России по г. Тюмени № 1 подано заявление о выдаче судебного приказа. Судебный приказ мирового судьи о взыскании задолженности с Н.Р.Р. по заявлению должника отменен определением мирового судьи от 19 октября 2020 года. Поскольку административным ответчиком задолженность по налогам не оплачена до настоящего времени, Инспекция обратилась в суд с заявленными требованиями.
Стороны в судебное заседание не явились, дело рассмотрено судом в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, не соглашаясь с которым Н.Р.Р. в апелляционной жалобе, считая решение суда незаконным, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывает, что 21 декабря 2020 года им произведена уплата земельного налога по земельному участку с кадастровым номером <.......> за 2017 год в размере первоначально начисленного налога 448 840 рублей, что подтверждается платежным поручением. Считает, что налоговый орган предъявил необоснованное требование об уплате налога по земельному участку, задолженность по которому фактически отсутствует.
В возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по г. Тюмени № 1 просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу части 4 статьи 57 Налогового Кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно статье 2 Решения Тюменской городской Думы от 25 ноября 2005 года № 259 «О Положении о местных налогах города Тюмени» (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по уплате налога) налоговая ставка в размере 1,5 процента устанавливается в отношении следующих земельных участков:
а) занятых индивидуальными гаражами, гаражными кооперативами, гаражно-строительными кооперативами, используемыми для предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
б) в отношении прочих земельных участков.
Как следует из материалов дела, Н.Р.Р. в 2017 году принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <.......>, расположенный в г. Тюмени. Кроме того, Н.Р.Р. в указанный период принадлежали иные земельные участки, число которых согласно исковому заявлению составляет 28.
Налоговым органом начислен земельный налог за 2017 год на принадлежащие Н.Р.Р. земельные участки в общем размере 3 117 422 рубля, о чем направлено налоговое уведомление № 37263834 от 19 сентября 2018 года, сумма налога по земельному участку с кадастровым номером <.......> составила 448 840 рублей.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по г. Тюмени № 1 в адрес Н.Р.Р. направлено требование № 128725 от 17 декабря 2018 года года об уплате налога в размере 3 117 422 рубля и пени в 10 131, 6 рублей, срок для добровольного исполнения до 30 января 2019 года. Ввиду неуплаты налога по заявлению налогового органа 04 марта 2019 года вынесен судебный приказ о взыскании с Н.Р.Р. 3 117 422 рублей, который определением мирового судьи отменен по заявлению налогоплательщика 01 октября 2020 года.
В связи с установлением решением суда кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......> равной его рыночной стоимости, ИФНС России по г. Тюмени № 1 произведен перерасчет земельного налога за 2017 год по указанному земельному участку, налог исчислен в размере 165 699 рублей, о чем 17 марта 2020 года Н.Р.Р. направлено налоговое уведомление № 90921176.
В связи с неисполнением налоговой обязанности в адрес Н.Р.Р. направлено требование № 111820 от 16 июня 2020 года об уплате налога в вышеуказанном размере и пени 759,45 рублей, срок для добровольного исполнения установлен до 30 июля 2020 года.
Требование ИФНС России по г. Тюмени № 1 административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнено не было, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
11 сентября 2020 года мировым судьей судебного участка № 9 Калининского судебного района г. Тюмени выдан судебный приказ, который определением мирового судьи от 19 октября 2020 года отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИФНС России по г. Тюмени № 1 в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск ИФНС России по г. Тюмени № 1, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате земельного налога.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не соответствуют материалам дела и сделаны при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно представленному Н.Р.Р. платежному поручению от <.......>, 448 840 рублей (сумма земельного налога, изначально исчисленная налоговым органом) с указанием назначения платежа – «земельный налог кадастровый номер земельного участка <.......> за 2017 год», уплачена им в пользу ИФНС России по г. Тюмени № 1.
Как следует из ответа ИФНС России по г. Тюмени № 1 на запрос Тюменского областного суда, 22 декабря 2020 года налогоплательщиком произведена оплата земельного налога за 2017 год, задолженность по налоговому уведомлению № 90921176 от 17 марта 2020 года и требованию № 111820 от 16 июня 2020 года полностью погашена.
Таким образом, поскольку Н.Р.Р. произведена оплата заявленной налоговым органом к взысканию задолженности по земельному налогу за 2017 год до обращения в суд с административным иском, оснований удовлетворения требований ИФНС России по г. Тюмени № 1 у суда не имелось.
Указанные обстоятельства судом первой инстанции при вынесении решения не учтены.
В силу пунктов 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При таких данных решение Калининского районного суда г. Тюмени от 20 апреля 2021 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска ИФНС России по г. Тюмени № 1 к Н.Р.Р. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Калининского районного суда г. Тюмени от 20 апреля 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 к Н.Р.Р. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2017 год в размере 165 699 рублей, пени 759,45 рублей отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи коллегии