Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тюменский областной суд (Тюменская область) |
Дата поступления | 07.10.2020 |
Дата решения | 11.11.2020 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Левина Наталья Владиславовна |
Результат | решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение) |
Судебное решение | Есть |
ID | df0f0dd3-7219-38ae-b74f-53ff068b52ef |
72RS0025-01-2020-005312-17
Номер дела в суде первой инстанции 2а-5237/2020
Дело № 33а-5097/2020
Апелляционное определение
город Тюмень | 11 ноября 2020 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Колосковой С.Е., |
судей | Глушко А.Р., Левиной Н.В., |
при секретаре | Семенец Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Е.Л.Т. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 12 августа 2020 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования ИФНС России по городу Тюмени № 1 к Е.Л.Т. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц удовлетворить.
Взыскать с Е.Л.Т. в пользу ИФНС России по г. Тюмени № 1 задолженность по транспортному налогу за 2016-2018 (в решении ошибочно указано 2016-108) годы в размере 142099 руб. 56 коп. в том числе: налог - 141823 руб. 00 коп. пени -276 руб. 56 коп. по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 7062 руб. 75 коп. в том числе: налог – 7049 руб. 00 коп. пени – 13 руб. 75 коп. всего взыскать 149162 руб. 31 коп.
Взыскать с Е.Л.Т. в доход государства государственную пошлину в размере 4183 руб. 25 коп».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 (далее также – ИФНС России по г. Тюмени № 1) обратилась в суд с административным иском к Е.Л.Т. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016-2018 годы в размере 142 099,56 рублей, в том числе: налог 141 823 рубля, пени 276,56 рублей; по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 7 062, 75 рубля, в том числе: налог 7 049 рублей, пени 13,75 рублей; просила всего взыскать 149 162,31 рубля. Требования мотивированы тем, что Е.Л.Т. имела на праве собственности транспортные средства и объекты недвижимости, являвшиеся объектами налогообложения, на которые начислен транспортный налог за 2018 год в размере 136 528 рублей, доначислен транспортный налог за 2016 год в размере 3 660 рублей и за 2017 год в размере 1 635 рублей, начислен налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 7 049 рублей, о чем налогоплательщику через личный кабинет направлено налоговое уведомление от 04 июля 2019 года. В связи с неуплатой налогов к установленному сроку Е.Л.Т. выставлено требование от 12 декабря 2019 года об уплате налога и пени в срок до 20 января 2020 года. Ввиду неисполнения обязанности по уплате налога ИФНС России по г. Тюмени № 1 подано заявление о выдаче судебного приказа. Судебный приказ мирового судьи о взыскании задолженности с Е.Л.Т. по заявлению должника отменен определением мирового судьи от 10 октября 2020 года. Поскольку административным ответчиком задолженность по налогам не оплачена до настоящего времени, ИФНС России по г. Тюмени № 1 обратилась в суд с заявленными требованиями.
Представитель ИФНС России по г. Тюмени № 1, Е.Л.Т. в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, не соглашаясь с которым Е.Л.Т. в апелляционной жалобе, считая решение суда незаконным, необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение. Полагает, что административным истцом нарушен порядок обращения с исковым заявлением в суд, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие направление требования об уплате налога по состоянию на 12 декабря 2019 года. Также считает, что налоговым органом пропущен срок, установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, что является основанием для отказа в удовлетворении требований. Утверждает, что к исковому заявлению не приложены какие-либо основания начисления и взыскания задолженности по налогам и пени.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу части 4 статьи 57 Налогового Кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе, расположенные в пределах муниципального образования квартиры, жилые дома.
Законом Тюменской области от 19 ноября 2002 года № 93 «О транспортном налоге» установлен и введен в действие транспортный налог.
Решением Тюменской городской Думы от 25 ноября 2005 года № 259 «О Положении о местных налогах города Тюмени» установлены налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, в том числе по налогу на имущество физических лиц.
Как следует из материалов дела, на Е.Л.Т. в 2016-2018 годах были зарегистрированы автомобили: БМВ 750LI Xdrive, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 408 л.с.; БМВ Х5 М, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 554 л.с.; Ленд Ровер Дискавери, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 299,3 л.с.; Ауди А6, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 245 л.с. (с 27 июня 2018 года); Ниссан X-TRAIL, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 141 л.с. (по 16 декабря 2016 года); Тойота Авенсис, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 163 л.с. (по 28 июня 2017 года); Фольксваген Гольф, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 122 л.с. (по 23 марта 2016 года); Шевроле Klan, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 109 л.с. (с 23 августа 2016 по 29 июня 2017 года).
Также Е.Л.Т. в 2018 году принадлежали объекты недвижимости: квартира, расположенная по адресу <.......>, кадастровый номер <.......>; иные строения, помещения и сооружения по адресу <.......>, кадастровый номер <.......>; иные строения, помещения и сооружения по адресу <.......>, кадастровый номер <.......>.
На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по г. Тюмени № 1 Е.Л.Т. за 2018 год начислены транспортный налог и налог на имущество, а также доначислен транспортный налог за 2016-2017 годы, о чем 04 июля 2019 года направлено налоговое уведомление № 31067410 (л.д.13).
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по г. Тюмени № 1 в адрес Е.Л.Т. направлено требование № 108415 об уплате задолженности по налогу в размере 148 872 рубля и пени в размере 290,31 рублей, предоставлен срок для добровольного исполнения до 30 января 2020 года (л.д.11).
Требование ИФНС России по г. Тюмени № 1 административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнено не было, что послужило основанием для обращения в пределах установленного законом срока к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
24 марта 2020 года мировым судьей судебного участка № 1 Центрального судебного района г. Тюмени выдан судебный приказ, который определением мирового судьи от 10 июня 2020 года отменен в связи с поступившими от должника возражениями (л.д.8).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИФНС России по г. Тюмени № 1 в суд с административным исковым заявлением.
Разрешая требования налогового органа, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, а также транспортному налогу за 2016-2018 годы и полностью удовлетворил административное исковое заявление.
Судебная коллегия соглашается с наличием у Е.Л.Т. обязанности по уплате задолженности по налогу на имущество в полном объеме и по транспортному налогу в части, а также считает соблюденным со стороны административного истца порядок взыскания налогов.
При этом позиция административного ответчика о пропуске ИФНС России по г. Тюмени № 1 срока на обращение в суд основана на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречат материалам дела.
Сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом соблюдены. Налоговое уведомление № 31067410 получено налогоплательщиком 12 августа 2019 года.
Вопреки доводам Е.Л.Т. в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие направление требования об уплате налога от 12 декабря 2019 года № 108415 через личный кабинет налогоплательщика (л.д.12).
С учетом обстоятельств дела судебная коллегия соглашается с судебным решением о правильности исчисления размера налога на имущество Е.Л.Т. за 2018 год в сумме 7 049 рублей и пени за период с 03 декабря 2019 года по 11 декабря 2019 года 13, 75 рублей.
Однако судебная коллегия полагает вывод суда об удовлетворении заявленных требований о взыскании задолженности по транспортному налогу в полном объеме неверным исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд, в том числе, проверяет, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Между тем районный суд данные требования не выполнил, обоснованность и правильность исчисления задолженности по транспортному налогу не проверил.
Как следует из налогового уведомления от 04 июля 2019 года № 31067410, налоговым органом Е.Л.Т. начислен налог на автомобиль Фольксваген Гольф, государственный регистрационный знак <.......> за 2016 и 2018 годы.
Как следует из ответа Управления Министерства внутренних дел по Тюменской области на запрос судебной коллегии, указанным автомобилем Фольксваген Е.Л.Т. владела с 25 ноября 2015 года по 23 марта 2016 года.
Таким образом, с Е.Л.Т. взысканию подлежит транспортный налог на автомобиль Фольксваген Гольф за 2016 год в размере 915 рублей – за 3 месяца владения. Требования об уплате налога за данный автомобиль за 2018 год удовлетворению не подлежат.
Также подлежит перерасчету задолженность по пени, которая с учетом суммы задолженности по налогу за 2016 год – 915 рублей за период с 03 декабря 2019 года по 11 декабря 2019 года составляет 1,78 рубль.
За 2018 год подлежит взысканию транспортный налог в размере 132 868 рублей и пени с учетом указанной суммы задолженности в размере 259,09 рублей.
Как следует из налогового уведомления от 28 сентября 2018 год № 37245598, по автомобилю Шевроле Klan, государственный регистрационный знак <.......>, за 2017 год применена льгота в размере 1 635 рублей.
Вместе с тем, согласно налоговому уведомлению от 04 июля 2019 года № 31067410, налоговым органом произведен перерасчет транспортного налога за 2017 год, и начислен налог на автомобиль Шевроле Klan, государственный регистрационный знак <.......>, в размере 1 635 рублей, заявленный к взысканию в настоящем административном деле.
В соответствии с Законом Тюменской области от 15 ноября 2010 года № 68 «О внесении изменений в пункт 5 статьи 1 Закона Тюменской области «О транспортном налоге» физическим лицам предоставляется льгота в виде освобождения от уплаты транспортного налога на легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно с 01 октября 2010 года по 31 декабря 2017 года.
Автомобиль Шевроле Klan, мощностью двигателя 109 л.с., был зарегистрирован за Е.Л.Т. с 23 августа 2016 года по 29 июня 2017 года.
Согласно ответу ИФНС России по г. Тюмени № 1 на запрос судебной коллегии транспортное средство Шевроле Klan транспортным налогом облагаться не должно.
Таким образом Е.Л.Т. подлежит освобождению от уплаты налога на указанное транспортное средство, а задолженность по транспортному налогу за 2017 год и начисленным на нее пеням у административного ответчика в этой части отсутствует, что влечет отказ в удовлетворении требований в части. При этом представленное ИФНС России по г. Тюмени № 1 в Тюменский областной суд уточнение исковых требований в данной части в силу статей 307, 308 КАС РФ не принято судебной коллегией, так как в суде апелляционной инстанции не применяются правила об изменении административных исковых требований.
Несоответствие выводов суда относительно расчета задолженности по транспортному налогу и пени, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права привело к постановлению по вышеуказанным требованиям административного истца незаконного решения в части, что в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для его изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 12 августа 2020 года изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
«Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 к Е.Л.Т. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц удовлетворить частично.
Взыскать с Е.Л.Т., проживающей по адресу <.......>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 задолженность: по транспортному налогу за 2016 год в размере 915 рублей, пени в размере 1,78 рубль, за 2018 год в размере 132 868 рублей, пени в размере 259,09 рублей; по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 7049 рублей, пени – 13,75 рублей, всего взыскать 141 106,62 рублей.
В удовлетворении остальной части требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 к Е.Л.Т. отказать.
Взыскать с Е.Л.Т. в доход муниципального образования г. Тюмень государственную пошлину в размере 4022,12 рубля».
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи коллегии