Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тюменский областной суд (Тюменская область) |
Дата поступления | 19.08.2021 |
Дата решения | 27.09.2021 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Ревякин Александр Викторович |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 5077f9cb-b660-3089-a38e-a7a838fcac23 |
72RS0021-01-2021-001276-34
Номер дела в суде первой инстанции 2а-1608/2021
Дело № 33а-4904/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень | 27 сентября 2021 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Колосковой С.Е., |
судей | Левиной Н.В., Ревякина А.В., |
при секретаре | Красюк А.О., |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца [СКРЫТО] Е.А. в лице представителя Горностаева Д.А. на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 23 августа 2021 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Е.А. к администрации Тюменского муниципального района Тюменской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию, возложении обязанности выдать разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства – отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ревякина А.В., объяснения представителя административного истца [СКРЫТО] Е.А. – Горностаева Д.А., просившего об удовлетворении апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Администрации Тюменского муниципального района Ярмухаметовой Р.М., просившей в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Административный истец [СКРЫТО] Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Тюменского муниципального района Тюменской области о признании незаконным отказа Администрации Тюменского муниципального района от 04.02.2021 <.......> ДИО в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома на блокированный двухсемейный жилой дом с приквартирными участками» по адресу: <.......>, возложении обязанности на административного ответчика выдать данное разрешение в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что [СКРЫТО] Е.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <.......>, <.......> по адресу: <.......> истцу принадлежит на праве собственности индивидуальный жилой дом с кадастровым номером <.......>, который расположен на земельных участках, указанных выше. Административный истец обратилась в Администрацию Тюменского муниципального района с заявлением от 29.01.2021 года о выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства «Реконструкция индивидуального жилого дома на блокированный двухсемейный жилой дом с приквартирными участками» по адресу: <.......>. 04.02.2020 года Администрацией Тюменского муниципального района [СКРЫТО] Е.А. отказано в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства на основании части – земельные участки, на которых планируется реконструкция жилого дома, расположены в границах санитарно-защитной зоны для скотомогильников. Административный истец полагает указанный отказ незаконным, поскольку земельные участки, на которых планируется реконструкция жилого дома, не относятся к зонам с особыми условиями использования территорий, так как сведения о зоне с особыми условиями территории в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается выписками из ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами <.......>, <.......>. Сведения о внесении в ЕГРН обременения в виде санитарно-защитной зоны отсутствуют. В соответствии с градостроительным планом земельные участки, расположенные по адресу: <.......>, расположены в зоне жилой застройки Ж1, в данной зоне предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка: блокированная жилая застройка. Поскольку санитарно-защитная зона не стоит на кадастровом учете, отказ уполномоченного органа в выдаче разрешения на реконструкцию по причине нахождения земельных участков в зоне для скотомогильников не соответствует сведениям ЕГРН. На основании изложенного просит признать незаконным отказ Администрации Тюменского муниципального района от 04.02.2021 <.......> ДИО в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома на блокированный двухсемейный жилой дом с приквартирными участками» по адресу: <.......> и обязать административного ответчика выдать данное разрешение в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Административный истец [СКРЫТО] Е.А. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, дело рассмотрено в ее отсутствие.
Представитель административного истца Горностаев Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, а также в дополнениях к исковому заявлению.
Представитель административного ответчика – администрации Тюменского муниципального района Тюменской области Бурлева А.А. в судебном заседании иск не признала, просила об отказе в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна административный истец [СКРЫТО] Е.А. в лице представителя Горностаева Д.А., который в апелляционной жалобе просит решение Тюменского районного суда Тюменской области от 23 августа 2021 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что границы санитарной зоны не установлены, не поставлены на кадастровый учет, что подтверждается административным ответчиком. Обращает внимание, что нормативно-правовой акт, устанавливающий зону с особыми условиями территории отсутствует, также отсутствует утвержденное описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны, обозначенной на местности. Считает, что генеральный план, Правила землепользования и застройки не являются документами, устанавливающими зоны с особыми условиями территории, а только отображают зоны на соответствующей карте. Кроме того, указывает, что в материалы дела не представлено постановления об утверждении санитарно-защитной зоны данного скотомогильника Главным государственным санитарным врачом РФ и соответствующего проекта санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров. Обращает внимание, что изначально участок под строительство дома предоставлялся Администрацией Тюменского муниципального района и было разрешено строительство жилого дома. В настоящее время истец проживает в данном жилом доме и решений о незаконности строительства государственные органы не заявляли.
В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик Администрация Тюменского муниципального района в лице представителя Ярмухаметовой Р.М. просит решение Тюменского районного суда Тюменской области от 23 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Административный истец [СКРЫТО] Е.А. в заседание суда апелляционной инстанции не явилась. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы была извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] Е.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью 750 кв.м., расположенного по адресу: <.......>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: блокированная жилая застройка; земельный участок с кадастровым номером <.......>, площадью 750 кв.м., расположенный по адресу: <.......>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: блокированная жилая застройка.
Кроме того, [СКРЫТО] Е.А. принадлежит на праве собственности индивидуальный жилой дом, с кадастровым номером <.......>, площадью 296,1 кв.м., расположенный по адресу: <.......> недвижимости расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами <.......>, <.......>.
29 января 2021 года [СКРЫТО] Е.А. обратилась в Администрацию Тюменского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства «Реконструкция индивидуального жилого дома на блокированный двухсемейный жилой дом с приквартирными участками», по адресу: <.......>.
Письмом Администрации Тюменского муниципального района от 04 февраля 2021 года [СКРЫТО] Е.А. отказано в выдаче разрешения на основании ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием представленных документов требованиям к реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а именно согласно градостроительным планам №Ru<.......> и Ru<.......>, выданным 06 декабря 2019 года Администрацией Тюменского муниципального района, земельные участки, на которых планируется реконструкция жилого дома, расположены в границах санитарно-защитной зоны для скотомогильников.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельств, свидетельствующих о незаконности оспариваемого административным истцом отказа в выдаче разрешения на реконструкцию, не установлено, уведомление от 04 февраля 2021 года вынесено Администрацией Тюменского муниципального района в соответствии с действующим на момент его вынесения законодательством, в пределах предоставленных полномочий.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, ввиду следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
Согласно ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года №74 введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.) (п. 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 установлено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно пункту 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Согласно п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании, в том числе, предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации.
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Из материалов дела следует, что на карте Генерального плана Горьковского муниципального образования отображена зона с особыми условиями использования территории – санитарно-защитная зона скотомогильника, радиус которой составляет 1000 м. В границы указанной зоны входят земельные участки, принадлежащие административному истцу.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Горьковского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области, утвержденными Распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 07.02.2018 года <.......>-р, земельный участок административного истца также расположен в санитарно-защитной зоне скотомогильника, размер которой составляет 1 000 кв.м.
Между тем, Правила землепользования и застройки не устанавливают такие зоны, а только отображают их на соответствующей карте.
Как пояснила в заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации Тюменского муниципального района Ярмухаметова Р.М, представленный в материалы дела акт обследования от 17 сентября 2018 года составлен на основании Генерального плана Горьковского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области, скотомогильник документально не оформлен, на кадастровый учет не поставлен, в настоящее время является недействующим.
Иных доказательств, с достоверностью подтверждающих фактическое нахождение с установлением в предусмотренном законом порядке санитарно-защитной зоны скотомогильника административным ответчиком не представлено.
При этом, согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером <.......> и земельный участок с кадастровым номером <.......>, принадлежащие [СКРЫТО] Е.А. относятся к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: блокированная жилая застройка.
Сведения о том, что указанные земельные участки расположены в границах санитарно-защитной зоны для скотомогильников в ЕГРН отсутствуют, что подтверждается также ответом Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области от 26 августа 2021 года.
Учитывая, что доказательств фактического нахождения и установления санитарно-защитной зоны скотомогильника не имеется, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома по основаниям, предусмотренным ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ с указанием на нахождение земельных участков административного истца в границах санитарно-защитной зоны, не установленной и не утвержденной в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для отказа в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным отказа Администрации Тюменского муниципального района от 04.02.2021 <.......> ДИО в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома на блокированный двухсемейный жилой дом с приквартирными участками» по адресу: <.......>.
Согласно ч. 2 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Как установлено частями 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд также возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению путем принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений. При этом необходимо учесть, что суд при принятии такого решения обязан обеспечить соблюдение принципа разделения властей, самостоятельности органов местного самоуправления и судебной власти и не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований административного искового заявления о признании незаконным отказа Администрации Тюменского муниципального района от 04.02.2021 <.......> ДИО в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома и о возложении обязанности на административного ответчика в полном объеме устранить допущенные нарушения прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления [СКРЫТО] Е.А. о выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства «Реконструкция индивидуального жилого дома на блокированный двухсемейный жилой дом с приквартирными участками», по адресу: <.......>.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Тюменского районного суда Тюменской области от 23 августа 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление [СКРЫТО] Е.А. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Тюменского муниципального района от 04.02.2021 <.......> ДИО в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома на блокированный двухсемейный жилой дом с приквартирными участками» по адресу: <.......>.
Возложить на Администрацию Тюменского муниципального района обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав [СКРЫТО] Е.А., путем повторного рассмотрения заявления [СКРЫТО] Е.А. о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома на блокированный двухсемейный жилой дом с приквартирными участками по адресу: <.......>.
О принятом решении уведомить суд и [СКРЫТО] Е.А. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи коллегии