Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тюменский областной суд (Тюменская область) |
Дата поступления | 21.07.2017 |
Дата решения | 21.08.2017 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Колоскова Светлана Евгеньевна |
Результат | ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | f50397e7-980f-3985-808d-5f1534c074d1 |
Дело № 33а-4623/2017
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Тюмень 21 августа 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Колосковой С.Е.,
судей Глушко А.Р., Ревякина А.В.
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства частную жалобу [СКРЫТО] С.В. на определение судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 16 июня 2017 года, которым постановлено:
«Отказать [СКРЫТО] С.В. в принятии административного иска к Управлению социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района Департамента социального развития Тюменской области об оспаривании акта обследования условий жизни гражданина, в связи с рассмотрением спора в ином судебном порядке.
Отказ административному истцу в принятии административного искового заявления препятствует повторному обращению в суд с таким административным исковым заявлением.
Разъяснить [СКРЫТО] С.В., что она имеет право на обращение в суд в порядке искового производства.».
Изучив доводы жалобы, исследовав письменные доказательства, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
[СКРЫТО] С.В. обратилась в Центральный районный суд г.Тюмени с административным исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района Департамента социального развития Тюменской области об оспаривании акта обследования условий жизни гражданина.
Судьёй районного суда постановлено вышеуказанное определение, с которым не согласна [СКРЫТО] С.В. В частной жалобе просит об отмене определения судьи Центрального районного суда г. Тюмени и разрешить вопрос по существу. Указывает, что административный ответчик является государственным органом власти субъекта Российской Федерации на основании п.1.1. Постановления Правительства Тюменской области от 28 декабря 2010 г. № 385-п «Об утверждении положения о Департаменте социального развития Тюменской области», ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Полагает, что поскольку Управление социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района является структурным подразделением Департамента социального развития Тюменской области, то отношения между ней (административным истцом) и данным Управлением (административным ответчиком) основаны на неравенстве между административным истцом и административным ответчиком, а потому требования об оспаривании акта государственного органа, заявленные ею, вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, поскольку не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Отмечает, что судом не указано, с каким требованием, о защите какого именно права следует обращаться в порядке искового производства.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства, без извещения лиц участвующих в деле и без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст.308, ст.315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены определения судьи районного суда.
Отказывая в принятии административного иска [СКРЫТО] С.В., судья районного суда указал на то, что Департамент социального развития Тюменской области и Управление социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района не являются государственными органами, наделенными государственно-властными полномочиями, а потому решения такого органа не могут быть оспорены по правилам, предусмотренным нормами КАС РФ.
Однако с таким выводом судьи районного суда согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 2 и пунктом 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды в порядке гражданского судопроизводства рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В то же время на основании статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, рассматриваются в порядке административного судопроизводства. К таким делам относятся и дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 1.3 Положения о департаменте социального развития Тюменской области, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 28 декабря 2010г. №385-п, департамент социального развития Тюменской области является органом исполнительной власти Тюменской области, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики и осуществляющим управление в сферах социальной поддержки и социального обслуживания населения, отношений в области опеки и попечительства. В соответствии с возложенными задачами Департамент в пределах своей компетенции осуществляет в Тюменской области, в том числе, полномочия органа опеки и попечительства, предусмотренные федеральным и областным законодательством (пункт 3.9 названного Положения).
Управление социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района включено в структуру Департамента социального развития Тюменской области (Распоряжение Правительства Тюменской области от 03 июня 2015 года №840-рп), в связи с чем решения, действия (бездействие) названного Департамента, его структурного подразделения, нарушающие права гражданина, как основанные на отношениях неравенства между административным истцом и административным ответчиком, могут быть оспорены по правилам, установленным нормами КАС РФ.
Вместе с тем, несмотря на изложенный выше неправильный вывод судьи районного суда, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены определения об отказе в принятии административного искового заявления [СКРЫТО] С.В., поскольку [СКРЫТО] С.В. просит отменить акт № 20-10/4460 от 18 апреля 2017 года обследования условий жизни гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, который не содержит властно-распорядительных предписаний, не возлагает на административного истца никаких обязанностей. Более того, согласно административному исковому заявлению и представленным с частной жалобой материалам названный выше акт составлен в рамках производства по гражданскому делу, является доказательством по гражданскому делу, а потому его относимость и допустимость проверяются в рамках гражданского судопроизводства. В связи с этим акт № 20-10/4460 от 18 апреля 2017 года обследования условий жизни гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, не может быть оспорен по правила КАС РФ.
Принимая во внимание, что у судьи районного суда имелись основания для отказа в принятии административного искового заявления [СКРЫТО] С.В., постановленное определение от 16 июня 2017 года отмене не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Определение судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 16 июля 2017 года оставить без изменения, частную жалобу [СКРЫТО] С.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: