Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тюменский областной суд (Тюменская область) |
Дата поступления | 17.06.2021 |
Дата решения | 16.08.2021 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Галяутдинова Елена Римовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 5cf9398b-37c2-32ff-8af1-84942cf90d9e |
72RS0<.......>-95
Номер де в суде первой инстанции 2а-2193/2021
Дело <.......>а-3739/2021
Апелляционное определение
г. Тюмень | 16 августа 2021 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Колосковой С.Е.,
судей Галяутдиновой Е.Р., Глушко А.Р.,
при секретаре Семенец Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени <.......> и [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] на решение Калининского районного суда города Тюмени от <.......>, которым постановлено:
«Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы ФИО3 по г. Тюмени <.......> к ФИО2 удовлетворить частично.
Взыскать с [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], <.......> года рождения, проживающего по адресу: г.Тюмень, <.......>, в пользу ФИО1 по г.Тюмени <.......> штраф по налогу на добавленную стоимость за 2017 год в размере <.......> рублей, земельный налог за 2018 год в размере <.......> рублей и пени за 2018 год <.......> рублей, всего взыскать <.......> три) рубля 13 копеек.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г.Тюмень в размере 730 рублей 93 копейки».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Галяутдиновой Е.Р., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Тюмени <.......> (далее по тексту - ФИО1 по г.Тюмени <.......>) обратилась в суд с административными исковыми требованиями (с учетом уточнений) о взыскании с [СКРЫТО] Р.Ф. задолженности в размере <.......> 27 копеек, в том числе: штраф по налогу на добавленную стоимость за 2017 год в размере <.......> рублей, земельный налог за 2018 год в размере <.......> рублей и пени за период времени с <.......> по <.......> в размере <.......> рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2017-2019 годы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за период времени с <.......> по <.......> в сумме <.......> рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2016 год в сумме <.......> рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что [СКРЫТО] Р.Ф. состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с <.......> по <.......>, в связи с чем, являлся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость. В нарушение пункта 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – Налоговый кодекс РФ) [СКРЫТО] Р.Ф. представлена налоговая декларация <.......>, то есть с нарушением установленного срока, в связи с чем, решением ФИО1 по г. Тюмени <.......> от <.......> [СКРЫТО] Р.Ф. привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119, ст. 112, п. 3 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации к штрафу в размере 500 рублей. Кроме того, в силу статьи 419 Налогового кодекса РФ [СКРЫТО] Р.Ф. является плательщиком страховых взносов. Решением Калининского районного суда г. Тюмени от <.......> с [СКРЫТО] Р.Ф. взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере <.......>, в связи с чем, за несвоевременную уплату которых налогоплательщику начислены пени за 2017 год в размере <.......>.
В связи с неуплатой суммы штрафа, страховых взносов в установленный срок в адрес налогоплательщика направлены требования <.......> от <.......> об уплате страховых взносов и пени до <.......>, <.......> от <.......> об уплате страховых взносов на пенсионное страхование и пени со сроком для добровольного исполнения до <.......>, <.......> от <.......> об уплате суммы штрафа до <.......>. Обязанность по уплате данной задолженности [СКРЫТО] Р.Ф. не выполнена.
Также [СКРЫТО] Р.Ф. является собственником жилого дома, иных строений и сооружений, расположенных по адресу: г. Тюмень, <.......>, земельного участка, расположенного по этому же адресу, являющие объектом налогообложения. В связи с чем [СКРЫТО] Р.Ф. за 2018 год начислен налог на имущество в размере <.......> рубля, земельный налог за 2018 год в размере <.......>, о чем направлено налоговое уведомление <.......> от <.......>. В связи с тем, что налоги в установленный срок не уплачены [СКРЫТО] Р.Ф. начислены пени: по налогу на имущество в размере <.......> рублей, по земельному налогу - в размере <.......>. В связи с неуплатой указанной задолженности в адрес ответчика направлено требование <.......> от <.......> со сроком для добровольного исполнения до <.......>.
[СКРЫТО] Р.Ф., являясь налогоплательщиком налога на имущество, земельного налога, плательщиком страховых взносов, а также имея обязанность по уплате суммы штрафа в размере <.......>, своевременно их не уплатил. В добровольном порядке требования исполнены не были, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены в суд с указанным иском.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции административный истец уточнил исковые требования, указав, что задолженность по налогу на имущество за 2018 год в размере <.......>, и пени в сумме <.......> рублей у [СКРЫТО] Р.Ф. отсутствует.
Дело рассмотрено в отсутствие ФИО1 по г.Тюмени <.......> и [СКРЫТО] Р.Ф. при надлежащем их извещении.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласны административный истец ФИО1 по г.Тюмени <.......> и административный ответчик [СКРЫТО] Р.Ф.
В апелляционной жалобе ФИО1 по г.Тюмени <.......> просит решение суда отменить и направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение. Указывает, что судом первой инстанции необоснованно отказано во взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере <.......> рублей со ссылкой на отсутствие данных о взыскании задолженности по страховым взносам, поскольку основная сумма задолженности по страховым взносам на пенсионное страхование в размере <.......> взыскана решением Калининского районного суда г. Тюмени от <.......>, о чем было указано в административном иске. В связи с этим, полагает, что указанные выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, обращает внимание на то, что в мотивировочной части решения отсутствуют выводы относительно оснований отказа во взыскании задолженности по налогу на имущество и пени за его несвоевременную уплату за 2018 год в размере <.......>,14 рублей.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] Р.Ф. изложена просьба об отмене решения суда первой инстанции в части взыскания с [СКРЫТО] Р.Ф. земельного налога в размере 17 628 рублей и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований истца в указанной части. Указывает, что данная задолженность им оплачена в полном объеме <.......>, в подтверждение чего им представлена квитанция. Считает, что налоговая ставка по земельному налогу применена неверно.
В возражениях на апелляционную жалобу [СКРЫТО] Р.Ф. ИНФС ФИО3 по г.Тюмени <.......>, настаивая на своих доводах апелляционной жалобы, просит апелляционную жалобу [СКРЫТО] Р.Ф. оставить без удовлетворения.
Административный ответчик [СКРЫТО] Р.Р. в возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 по г. Тюмени <.......> просит отказать в ее удовлетворении, настаивая на отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы [СКРЫТО] Р.Ф.
ФИО1 по г.Тюмени <.......>, [СКРЫТО] Р.Ф. в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб они были извещены надлежащим образом, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, [СКРЫТО] Р.Ф. в период с <.......> по <.......> состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя.
<.......> в налоговый орган [СКРЫТО] Р.Ф. представлена единая упрощенная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2017 год.
В связи с поступлением налоговой декларации от [СКРЫТО] Р.Ф. с нарушением срока налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка этой декларации.
Решением налогового органа от <.......> <.......> [СКРЫТО] Р.Ф. подвергнут штрафу в размере <.......> рублей за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ, размер штрафа исчислен с применением статьи 112, пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ (л.д. 18-21).
Указанное решение налогового органа [СКРЫТО] Р.Ф. не обжаловано.
В связи с принятым решением налоговым органом сформировано требование <.......> о необходимости оплатить задолженность суммы штрафа в размере 500 рублей в добровольном порядке в срок до <.......> (л.д. 13), которое было направлено в адрес налогоплательщика <.......> заказным письмом, что подтверждается реестром почтовых отправлений, представленных ФИО1 по г. Тюмени <.......> по запросу судебной коллегии.
Кроме того, [СКРЫТО] Р.Р. является собственником земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214002:186, расположенный в г. Тюмени по <.......>, а также иных строений, помещений и сооружений с кадастровыми номерами 72:23:0214002:2776, 72:23:0214004:6535, расположенные по адресу: г. Тюмень, <.......>.
ФИО1 по г. Тюмени <.......> [СКРЫТО] Р.Ф. за 2018 год начислен налог на имущество физических лиц, земельный налог, отраженные в налоговом уведомлении <.......> от <.......> (л.д.17).
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога ФИО1 по г. Тюмени <.......> [СКРЫТО] Р.Ф. по состоянию на <.......> сформировано требование <.......> об уплате земельного налога в сумме 17 628 рублей и пени за период времени с <.......> по <.......> в размере 145,13 рублей, об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 7 061 рубля и пени в размере 58,14 рублей, предоставлен срок для добровольного исполнения налогового обязательства до <.......> (л.д.14).
За [СКРЫТО] Р.Ф. числится задолженность по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2016 год в сумме <.......> рублей, а также по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период времени с <.......> по <.......> в сумме <.......> рублей. В связи с чем, в адрес [СКРЫТО] Р.Ф. направлены требования об уплате указанной задолженности <.......> от <.......> со сроком для добровольного исполнения до <.......>, требование <.......> от <.......> со сроком его добровольной уплаты до <.......> соответственно (л.д. 15, 16).
Решением Калининского районного суда г. Тюмени от <.......> с [СКРЫТО] Р.Ф. взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в пенсионный фонд Российской Федерации за 2017 год в размере 20 150 рублей.
В связи с неисполнением [СКРЫТО] Р.Ф. обязанности по уплате суммы штрафа в размере 500 рублей, налога на имущество физических лиц и пени, земельного налога и пени, а также пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование налоговая инспекция <.......> обратилась к мировому судье о вынесении судебного приказа о взыскании указанной задолженности, <.......> мировым судьей судебного участка <.......> Калининского судебного района г. Тюмени вынесен судебный приказ о взыскании указанной задолженности, который отменен определением этого же мирового судьи от <.......>, в связи с поступившими от [СКРЫТО] Р.Ф. возражениями.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения <.......> ФИО1 по г. Тюмени <.......> в суд с административным исковым заявлением по настоящему делу.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления в части взыскания недоимки по земельному налогу и пени за его несвоевременную уплату, а также суммы штрафа в размере 500 рублей и об отказе во взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, в связи с отсутствием данных о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, во взыскании пени на обязательное медицинское страхование за 2016 год отказано, в связи с признанием ее безнадежной.
Решение суда первой инстанции по существу судебная коллегия находит правильным в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ на плательщика налога возлагается обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
За неисполнение налогоплательщиком обязанности по представлению в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета статьей 119 НК РФ предусмотрена юридическая ответственность.
Пунктом 1 статьи 289 НК РФ на налогоплательщиков независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога возложена обязанность по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено этим же пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном указанной статьей.
Обязанность индивидуального предпринимателя уплачивать налог на добавленную стоимость закреплена в пункте 1 статьи 143 Налогового кодекса РФ, а обязанность представлять налоговые декларации по данному виду налога его плательщиками - в пункте 5 статьи 174 Налогового кодекса РФ.
Согласно части 2 пункта 2 статьи 80 НК РФ единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.
Учитывая отсутствие сведений об обжаловании или отмене решения налогового органа от <.......> о привлечении к налоговой ответственности [СКРЫТО] Р.Ф., а также обоснованность привлечения [СКРЫТО] Р.Ф. к налоговой ответственности, своевременность направления требования <.......> от <.......> об уплате суммы штрафа в размере <.......> рублей и соблюдение сроков принудительного взыскания данной задолженности суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости взыскания суммы штрафа в размере <.......> за несвоевременную подачу налоговой декларации [СКРЫТО] Р.Ф. по налогу на добавленную стоимость в период осуществления им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
В пункте 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пункт 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ к объекту налогообложения относит земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от <.......> № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 1,5 процента - в отношении прочих земельных участков.
Решением Тюменской городской думы от <.......> <.......> «О положении о местных налогах г. Тюмени» Думы (в редакции, действовавшей в спорный период времени) на территории г. Тюмени установлен земельный налог, а также установлены порядок определения налоговой базы, налоговые ставки.
Согласно пункту 2 названного решения Тюменской городской Думы установлены следующие налоговые ставки земельного налога на территории данного муниципального образования: налоговая ставка в размере 0,25 процента устанавливается в отношении земельных участков, занятых сооружениями, используемыми в целях коллективного и (или) индивидуального хранения овощей для личного потребления. Налоговая ставка в размере 0,3 процента устанавливается в отношении следующих земельных участков: а) отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Тюмени и используемых для сельскохозяйственного производства; б) ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Налоговая ставка в размере 0,1 процента устанавливается в отношении следующих земельных участков: а) приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; б) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; в) занятых индивидуальными гаражами, гаражными кооперативами, гаражно-строительными кооперативами, не используемыми для предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Налоговая ставка в размере 1,5 процента устанавливается в отношении следующих земельных участков: а) занятых индивидуальными гаражами, гаражными кооперативами, гаражно-строительными кооперативами, используемыми для предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; б) в отношении прочих земельных участков.
В силу статьи 4 решения Тюменской городской думы от <.......> <.......> [СКРЫТО] Р.Ф. не относится к числу лиц, обладающих налоговыми льготами.
Кроме того, в соответствии со статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, [СКРЫТО] Р.Ф., являясь собственником земельного участка кадастровым номером 72:23:0214002:186, расположенного в г. Тюмени по <.......>, с видом разрешенного использования – под жилой дом с нежилыми помещениями магазина (л.д. 56), является плательщиком земельного налога.
Обязанность по уплате земельного налога за 2018 год административным ответчиком исполнена не была.
В связи с чем, в соответствии с изложенными выше требованиями закона [СКРЫТО] Р.Ф. обоснованно был исчислен земельный налог со ставкой в размере 1,5%, исчисляемой в соответствии с п.п. «б» пункта 2 решения Тюменской городской Думы от <.......> <.......>, как в отношении прочих земельных участков, о чем составлено налоговое уведомление <.......> от <.......>, которое направлено в адрес [СКРЫТО] Р.Ф. через личный кабинет и получено им <.......>. В связи с неуплатой [СКРЫТО] Р.Ф. данной недоимки налоговым органом сформировано требование <.......> от <.......> об уплате данной недоимки и пени со сроком для добровольного исполнения до <.......>, которое также направлено через личный кабинет налогоплательщика и получено им <.......>. Обстоятельства направления налогового уведомления и требования, а также доказательства открытия личного кабинета налогоплательщика по заявлению [СКРЫТО] Р.Ф. <.......>, сведения о пользовании личным кабинетом представлены ФИО1 по г. Тюмени <.......> по запросу судебной коллегии и сомнений не вызывают. В судебном заседании суда апелляционной инстанции (<.......>) ответчиком [СКРЫТО] Р.Ф. не оспаривались обстоятельства открытия личного кабинета, который также пояснил, что с заявлением о направлении налоговых уведомлений и требований на бумажном носителе он не обращался.
При таких данных, налоговым органом соблюден порядок направления налогового уведомления и требования об уплате земельного налога за 2018 год и пени, расчет которых судом первой инстанции проверен и обоснованно признан правильным.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что сроки, установленные ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, ст.ст. 48, 69, 70 Налогового кодекса РФ, с момента выявления недоимки налоговым органом не нарушены, предусмотренный законодательством о налогах и сборах порядок принудительного взыскания задолженности по земельному налогу и пени, а также суммы штрафа в размере 500 рублей соблюден.
Вопреки доводам жалобы, представленные административным ответчиком квитанции от <.......> на сумму 17628 рублей, от <.......> на сумму <.......> рублей, от <.......> на сумму <.......> рублей, от <.......> на сумму <.......> не свидетельствуют о выполнении им обязанности по уплате земельного налога за 2018 год и пени, суммы штрафа в размере <.......> рублей, поскольку налоговый период в них не указан. Как следует из данных, представленных по запросу судебной коллегии ФИО1 по г. Тюмени <.......> в сообщении от <.......> о наличии у ответчика задолженности за 2014, 2017, 2019 годы, в соответствии с ч.4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом зачислены указанные суммы в счет погашения недоимки за указанные налоговые периоды.
Из положений ч. 1 ст. 18.1, подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ, подпункта «б» пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 14 Федерального закона от <.......> № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статье 28 Федерального закона от <.......> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» следует, что плательщиками страховых взносов признаются, в том числе индивидуальные предприниматели.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Размер страховых взносов, порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическими лицами, установлены статьями 430, 432 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае несвоевременной уплаты налогов начисляются пени.
В силу выше приведенных положений закона [СКРЫТО] Р.Ф., являясь индивидуальным предпринимателем в период с <.......> по <.......> является плательщиком страховых взносов.
Вместе с тем, соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
До взыскания с налогоплательщика задолженности по пеням налоговый орган обязан направить налогоплательщику требование об их уплате в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (пункт 4).
Согласно части 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Аналогичный порядок и срок обращения в суд предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговый орган обращается в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций в течение шести месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, страховых взносов, пени.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному ФИО1) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с частью 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.
Таким образом, направленное в адрес налогоплательщика по почте заказным письмом требование об уплате налогов, пени будет свидетельствовать о надлежащем проведении этой налоговой процедуры, поскольку федеральный законодатель установил презумпцию получения названного документа адресатом на шестой день с даты направления. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от <.......> <.......>-О-О указал, что такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношения и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.
Из содержания административного искового заявления, скриншотов программного обеспечения ФИО1 по г. Тюмени <.......> следует, представленных по запросу суда апелляционной инстанции, что требование <.......> от <.......> об уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 079,56 направлено в адрес ответчика простым письмом. Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств фактического направления требования налогоплательщику, по запросу суда апелляционной инстанции они также не представлены. В судебном заседании суда апелляционной инстанции [СКРЫТО] Р.Ф. не подтвердил получение налоговых требований.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, что установлено ч. 4 ст. 289 КАС РФ.
Из буквального толкования положений ч. 1 ст. 48 НК РФ, ч. 1 ст. 286 КАС РФ следует, что налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога только после направления требования об уплате налога.
Суд апелляционной инстанции предоставил возможность ФИО1 по г. Тюмени <.......> реализовать свои процессуальные права и предоставить доказательства соблюдения установленного порядка взыскания данной задолженности с [СКРЫТО] Р.Ф., однако, достаточных и бесспорных доказательств направления требования <.......> от <.......> в адрес [СКРЫТО] Р.Ф. представлено не было.
Таким образом, обязанность уплатить пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в указанных выше суммах у [СКРЫТО] Р.Ф. не возникла, в связи с неподтверждением налоговым органом факта направления им соответствующего налогового требования. В свою очередь налоговым органом не был соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, заключающийся в направлении налогоплательщику требования об уплате недоимки по налогам и пени по месту его жительства (регистрации).
При таких данных, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в части взыскания пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере <.......> является правильным.
Вместе с тем, выводы суда первой инстанции об отсутствии данных о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год являются ошибочными, опровергаются решением Калининского районного суда г. Тюмени от <.......>, представленного по запросу судебной коллегии, которым взыскана указанная задолженность в размере <.......>, однако они не привели к принятию неправильного решения по делу.
В силу положений статьи 11 Федерального закона от <.......> № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», части 11 статьи 14 Федерального закона от <.......> № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что предъявленная ко взысканию задолженность по пени, начисленная за несвоевременную уплату страховых взносов за 2016 год, которая числилась на <.......>, в размере <.......> рублей не подлежит взысканию, как безнадежная. В указанной части решение суда не обжалуется.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования, в том числе иные здание, строение, сооружение, помещение.
[СКРЫТО] Р.Ф., имея в собственности два иных строения, является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц. В связи с этим, налоговым органом исчислен налог, о чем в адрес [СКРЫТО] Р.Ф. направлено налоговое уведомление, в связи с его неуплатой сформировано требование об уплате налога на имущество физических лиц в размере <.......> рубля и пени в размере <.......> <.......> от <.......>.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции налоговым органом в уточнениях к административному исковому заявлению указано об отсутствии у ФИО2 указанной задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год и пени. Аналогичные сведения представлены административным истцом по запросу судебной коллегии. При таких данных, судом первой инстанции обоснованно принято решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в данной части. Отсутствие в мотивировочной части решения суда выводов, послуживших основанием для отказа в удовлетворении административного иска в указанной части, в силу частей 4,5 статьи 310 КАС РФ не могут повлечь отмену правильного по существу решения.
Доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований к отмене правильного по существу решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб ФИО1 по г. Тюмени <.......> и ФИО2 не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Калининского районного суда города Тюмени от <.......> оставить без изменения, апелляционные жалобы административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы ФИО3 по г. Тюмени <.......>, административного ответчика [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи коллегии: