Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тюменский областной суд (Тюменская область) |
Дата поступления | 31.05.2018 |
Дата решения | 25.06.2018 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Немчинова Надежда Викторовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 0594beff-b173-3374-87d2-fa99a09decd8 |
Дело № 33а-3522/2018
Апелляционное определение
г. Тюмень | 25 июня 2018 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Колосковой С.Е., |
судей | Немчиновой Н.В., Левиной Н.В. |
при секретаре | Крюковой С.И. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе [СКРЫТО] Н.М. на решение Центрального районного суда г.Тюмени от 21 марта 2018 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления [СКРЫТО] Н.М. к [СКРЫТО] земельных [СКРЫТО] и градостроительства Администрации города Тюмени о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Немчиновой Н.В., объяснения представителя [СКРЫТО] земельных [СКРЫТО] и градостроительства Администрации города Тюмени Шевчук М.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Административный истец [СКРЫТО] Н.М. обратился в суд с административным иском к административному ответчику [СКРЫТО] земельных [СКРЫТО] и градостроительства Администрации города Тюмени о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство.
Административный иск мотивирован тем, что [СКРЫТО] Н.М. является собственником земельного участка площадью <.......> кв.м, расположенного по адресу: <.......>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилого дома. На земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий ему на праве собственности. Площадь земельного участка позволяет построить на нем еще один жилой дом, в связи с чем [СКРЫТО] Н.М. обратился в [СКРЫТО] земельных [СКРЫТО] и градостроительства Администрации города Тюмени с заявлением о выдаче разрешения на строительство. 01 ноября 2017г. [СКРЫТО] Н.М. был выдан градостроительный план земельного участка <.......> в соответствии с которым земельный участок расположен в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки, в которой строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено. 17 ноября 2017г. [СКРЫТО] Н.М. получил отказ в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и пп. «б» п. 2.20 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 03.10.2011г. №101-пк, в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Полагает, что данный отказ не соответствует требованиям закона и нарушает его права, так как он лишен возможности реализовать право на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке. Принятое решение об отказе в разрешении на строительство считает незаконным. Указывает, что как земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельного участка только в предусмотренных законом случаях; в отношении данного земельного участка какие-либо ограничения прав не существуют, земельный участок разрешено использовать под строительство индивидуального жилого дома, категория земель и разрешенное использование не менялись. Градостроительный план земельного участка не является способом ограничения прав собственника, данный план утвержден административным ответчиком уже после регистрации [СКРЫТО] Н.М. права собственности на земельный участок. Право собственности [СКРЫТО] Н.М. на земельный участок возникло до введения в действие Правил землепользования и застройки города Тюмени, которыми изменяется территориальное зонирование. При установлении Правилами градостроительного регламента для территориальной зоны Ж-1.1 (вид разрешенного использования – зоны многоэтажной жилой застройки) вид разрешенного использования земельного участка [СКРЫТО] Н.М. и смежных земельных участков (для индивидуального жилищного строительства) учтен не был. В установленном законом порядке спорный земельный участок не изымался и сведения об изменении его вида разрешенного использования в ЕГРН не вносились. Изменение вида разрешенного использования в связи с принятием Правил землепользования и застройки не исключает возможность использования собственником земельного участка по его целевому назначению. Ограничение собственника в праве использовать участок в соответствии с назначением противоречит законодательству. Считает, что он как собственник земельного участка вправе возводить на нем жилой дом. Право собственности на земельный участок зарегистрировано и никем не оспорено, в установленном законом порядке недействительным не признано. Администрацией г. Тюмени не представлены доказательства наличия каких-либо ограничений или обременений на спорный земельный участок по состоянию на дату обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома, а также существования обстоятельств, препятствующих выдаче в установленном ст. 51 Градостроительного кодекса РФ порядке такого разрешения. Административный истец просит признать незаконным отказ Администрации г. Тюмени в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <.......>, кадастровый номер <.......>, обязать Администрацию г. Тюмени рассмотреть повторно заявление о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <.......>, кадастровый номер <.......>.
Административный истец [СКРЫТО] Н.М. и его представитель Хучашева Н.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика [СКРЫТО] земельных [СКРЫТО] и градостроительства Администрации города Тюмени Шевчук М.В. в письменном отзыве и в судебном заседании с административным иском не согласилась.
Судом постановлено указанное выше решение, не соглашаясь с которым [СКРЫТО] Н.М. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности установленных судом обстоятельств, несоответствия выводов суда земельному и градостроительному законодательству, неправильному применению судом норм материального права. Указывает, что в судебном заседании было установлено, что градостроительный регламент не является документом, изменяющим разрешенное использование земельного участка; законом не предусмотрено изменение разрешенного использования земельного участка путем включения новых данных в градостроительные регламенты. Также указывает, что суд не обосновывает нормами земельного и градостроительного законодательства вывод о том, что вид разрешенного использования спорного земельного участка, установленный в градостроительном регламенте, является юридически значимым по сравнению с указанным в свидетельстве. Считает, что вид разрешенного использования не может быть изменен без согласия и уведомления собственника. Полагает, что с момента вступления в силу Правил землепользования и застройки города Тюмени виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований. Считает, что выдача разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома с учетом разрешенного вида использования земельного участка – для индивидуального жилищного строительства не повлечет за собой изменение правового режима спорного земельного участка.
На апелляционную жалобу поступили возражения от [СКРЫТО] земельных [СКРЫТО] и градостроительства Администрации города Тюмени.
[СКРЫТО] Н.М. в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, [СКРЫТО] Н.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> кв.м, расположенного по адресу: <.......>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома.
[СКРЫТО] Н.М. обратился в [СКРЫТО] земельных [СКРЫТО] и градостроительства Администрации города Тюмени с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке.
Письмом директора [СКРЫТО] земельных [СКРЫТО] и градостроительства Администрации города Тюмени Иванова Д.В. <.......> от 17 ноября 2017 года [СКРЫТО] Н.М. было отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <.......> со ссылкой на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункт 2.20 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 03 октября 2011 года №101-пк.
Оспариваемый отказ [СКРЫТО] земельных [СКРЫТО] и градостроительства Администрации города Тюмени мотивирован тем, что представленные документы не соответствуют требованиям к строительству, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка от 01 ноября 2017 года № <.......>; из указанного градостроительного плана земельного участка следует, что земельный участок с кадастровым номером <.......> находится в территориальной зоне застройки многоэтажными домами Ж-1.1; градостроительными регламентами, установленными для данной зоны, не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый отказ соответствует нормам действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда по следующим основаниям.
Права собственника земельного участка по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом закреплены в статье 209, главе 17 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 40 Земельного кодекса Российской Федерации. Как гражданское, так и земельное законодательство допускает ограничение прав собственника земельного участка только в предусмотренных законом случаях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Как следует из пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган проверяет соответствие проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Аналогичное положение закреплено в пункте 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
При этом в силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Из системного толкования вышеизложенных правовых норм следует, что правовой режим того или иного земельного участка определяется не только правоустанавливающими документами на него, но и принадлежностью такого участка к той или иной территориальной зоне, градостроительные регламенты которой утверждены правилами землепользования и застройки, строительство объекта недвижимости, прочно связанного с земельным участком, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
На основании положений статей 1, 2, 9, 30, 36, 44, 48, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.
Согласно градостроительному плану № <.......> земельного участка, принадлежащего [СКРЫТО] Н.М., данный земельный участок расположен в территориальной подзоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1.1).
Статьей 17 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года № 154, для территориальной зоны Ж-1.1 установлен градостроительный регламент, в соответствии с которым ни одним из видов разрешенного использования (основной, вспомогательный, условно разрешенный) на земельном участке данной территориальной подзоны не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов.
Тот факт, что в свидетельстве о государственной регистрации права указан вид разрешенного использования «для строительства индивидуального жилого дома», не свидетельствует о законности требований [СКРЫТО] Н.М., поскольку юридически значимым обстоятельством в данном случае является вид разрешенного использования земельного участка, установленный градостроительным регламентом для территориальной подзоны Ж-1.1, предназначенной для застройки многоэтажными жилыми домами и не предполагающий индивидуальное жилищное строительство.
Поскольку разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, и в случае соответствия которых дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, что в данном случае отсутствует, то в силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации оспариваемый отказ [СКРЫТО] земельных [СКРЫТО] и градостроительства Администрации г. Тюмени в выдаче разрешения на строительство является законным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы административного истца [СКРЫТО] Н.М. о нарушении его прав, предусмотренных статьями 209, 260 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются необоснованными, поскольку предоставляя собственнику земельного участка право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, действующее законодательство (пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации) одновременно обязывает его соблюдать градостроительные и строительные нормы и правила.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены и не проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, по существу, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Выводы суда первой инстанции соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 21 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу [СКРЫТО] Н.М. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии