Дело № 33а-2282/2020, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Тюменский областной суд (Тюменская область)
Дата поступления 20.04.2020
Дата решения 25.05.2020
Категория дела прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления
Судья Колоскова Светлана Евгеньевна
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID 42360219-64fa-34b1-b7d2-83ce98ba0d2f
Стороны по делу
Истец
******** ******* *************
Ответчик
*************** ********** ************ ******** ** ********** *************** ********** * *************** *******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

72RS0014-01-2019-012450-25

Номер в суде первой инстанции 2а-1049/2020

Дело №33а-2282/2020

Апелляционное определение

г. Тюмень 25 мая 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего Колосковой С.Е.,
судей Левиной Н.В., Ревякина А.В.
при секретаре Константиновой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Г.Л.А., поданной представителем Г.Н.В., на решение Ленинского районного суда города Тюмени от 11 февраля 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении требований Г.Л.А. о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области от 13.12.2019 года об отказе утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома по адресу: <.......>; о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома по указанному адресу, отказать.».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., объяснения представителя Г.Л.А.Г.Н.В., настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Г.Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее по тексту – ТУ Росимущества в Калининградской области, Управление) о признании незаконным решения от 13 декабря 2019 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома по адресу: <.......>, образуемого из земельного участка с кадастровым номером <.......>; возложении обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома по указанному адресу. Заявленные требования мотивированы тем, что Г.Л.А. является собственником жилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома по адресу: <.......>. 24 октября 2019 года с целью образования земельного участка под многоквартирным домом за счет земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером <.......> Г.Л.А. обратилась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в удовлетворении которого ответом от 13 декабря 2019 года было отказано. Полагает данный отказ незаконным, ссылаясь на положения Федерального закона от 20 декабря 2014 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Земельного кодекса Российской Федерации, указывая, что обязанность по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом и подготовке схемы расположения земельного участка возложена на орган исполнительной власти, а основанием к этому является заявление собственника.

Дело рассмотрено в отсутствие Г.Л.А., представителя ТУ Росимущества в Калининградской области.

Представитель Г.Л.А.Г.Н.В., действующая на основании доверенности от 14 марта 2018 года (л.д. 37), в судебном заседании на требованиях административного заявления настаивала.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна Г.Л.А. В апелляционной жалобе, поданной представителем Г.Н.В., просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что действующие нормы земельного законодательства Российской Федерации допускают образование земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирным домами, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, если за его образованием обращается собственник уже расположенного на нем здания или сооружения. Указывает, что многоквартирный дом, собственником которого в силу закона является Г.Л.А., имеет статус здание (многоквартирный дом). Отмечает, что судом не учтено, что испрашиваемый Г.Л.А. земельный участок расположен на застроенной территории, уже разделенной на земельные участки, и сформирован на схеме в фактически используемых границах по существующим границам смежных земельных участков. Более того, направленная в Управление для утверждения схема расположения земельного участка па кадастровом плане территории, исключает иной вариант формирования испрашиваемого земельного участка и не нарушает прав, смежных землепользователей. Обращает внимание суда, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не относится к документам по планировке территории, следовательно, ее утверждение не может быть отнесено к компетенции Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области в соответствии с Законом Калининградской области от 30 ноября 2016 года № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области», на которое возложены полномочия по подготовке документов по планировке территории. Г.Л.А., полагает, что Управление, как уполномоченное орган в силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, является лицом, обязанным изготовить схему расположения испрашиваемого Г.Л.А. земельного участка с целью его образования и последующего перехода в собственность Г.Л.А., как собственника здания многоквартирного дома. Ссылаясь на пп. 4 п.3 ст.11.3. Земельного кодекса Российской Федерации, настаивает, что Г.Л.А. как собственник здания многоквартирного дома, в силу закона имеет права требовать от Управления, с учетом распределенных полномочий, утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Между тем, в связи с отсутствием финансирования, органы государственной власти Калининградской области предлагают Г.Л.А. решить вопрос о подготовке проекта межевания территории в отношении земельного участка, ориентировочной площадью 12 га, находящегося в собственности Российской Федерации, за счет средств административного истца, тогда как в ее пользовании находится земельный участок площадью 1252 кв.м. При этом ориентировочная стоимость разработки такого проекта составит более 1 200 000 рублей, данная сумма для административного истца является крайне обременительной.

Г.Л.А., представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области в суд апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названных лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, Г.Л.А. владеет на праве собственности жилыми помещениями в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <.......>, на земельном участке, относящемся к федеральной собственности и находящемся в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

24 октября 2019 года Г.Л.А. обратилась в ТУ Росимущества с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1252 кв.м по адресу: <.......>, образуемого из земельного участка с кадастровым номером <.......>, находящегося в федеральной собственности.

Письмом от 13 декабря 2019 года по результатам рассмотрения заявления и представленных документов ТУ Росимущества в Калининградской области отказало в принятии решения об образовании земельного участка путем утверждения представленной Г.Л.А. схемы расположения земельного участка.

Признавая данное решение соответствующим закону и отказывая в связи с этим в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

Согласно норм статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1); проектная документация лесных участков (подпункт 2 пункта 1); утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 3 пункта 1).

Согласно пункту 2 ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 названной статьи.

Подпунктом 4 пункта 3 ст.11.3 указанного кодекса (в редакции Федерального закона от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ) предусмотрено, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.

На основании части 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года № 278 (далее - Положение) территориальное управление Росимущества в Калининградской области осуществляет полномочия собственника, в том числе по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с названным Положением, в частности принимает решения о согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 4.1.17 пункта 4 Положения).

В соответствии со статьей 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области» полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений Калининградской области в области градостроительной деятельности, в том числе по установлению порядка подготовки документации по планировке территории применительно к территории муниципальных образований Калининградской области осуществляются Правительством Калининградской области.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года № 12-П).

Согласно пункту 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 названной статьи.

Учитывая, что испрашиваемый Г.Л.А. земельный участок под многоквартирным домом расположен на землях, относящихся к федеральной собственности, и территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области согласно подпункту 4.1.17 пункта 4 Положения принимает участие в формировании земельных участков, находящихся в федеральной собственности, то административный ответчик должен был направить в Правительство Калининградской области заявление Г.Л.А. для подготовки документации по планировке территории.

По результатам подготовки Правительством Калининградской области документации по планировке территории территориальное управление Росимущества в Калининградской области в рамках своих полномочий согласовывает границы образованного земельного участка.

Как следует из материалов дела, заявление Г.Л.А. было направлено в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (орган, уполномоченный на разработку проекта межевания территории), что подтверждается письмами указанного Агентства (л.д.53), административного ответчика (л.д.54, 57-60), в связи с чем оснований полагать незаконным решение административного ответчика у суда не имелось.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии необходимости при формировании испрашиваемого земельного участка в проведении межевания территории и о достаточности для формирования данного земельного участка только схемы его расположения на кадастровом плане по причине того, что Г.Л.А. является собственником здания, является несостоятельным, учитывая, что согласно представленным выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости Г.Л.А. является собственником жилых помещений в многоквартирном доме, а не здания или сооружения (л.д.5-18).

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба – не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда города Тюмени от 11 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.Л.А., поданную представителем Г.Н.В., оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Тюменский областной суд (Тюменская область) на 20.04.2020:
Дело № 33-2346/2020, апелляция
  • Дата решения: 27.05.2020
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Плеханова Светлана Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2347/2020, апелляция
  • Дата решения: 06.05.2020
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Забоева Елена Леонидовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2197/2020, апелляция
  • Дата решения: 01.06.2020
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Забоева Елена Леонидовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2322/2020, апелляция
  • Дата решения: 06.05.2020
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Малинина Любовь Борисовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2299/2020, апелляция
  • Дата решения: 06.05.2020
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Хамитова Светлана Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2296/2020, апелляция
  • Дата решения: 15.07.2020
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Малинина Любовь Борисовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2344/2020, апелляция
  • Дата решения: 01.06.2020
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Можаева Светлана Георгиевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2302/2020, апелляция
  • Дата решения: 29.06.2020
  • Решение: дело передано по подведомственности
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Ситникова Людмила Петровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2341/2020, апелляция
  • Дата решения: 20.07.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Хамитова Светлана Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2297/2020, апелляция
  • Дата решения: 08.06.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Журавлёва Галина Михайловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-67/2020, апелляция
  • Дата решения: 20.04.2020
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Глушко Андрей Ростиславович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-66/2020, апелляция
  • Дата решения: 20.04.2020
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Глушко Андрей Ростиславович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-228/2020, апелляция
  • Дата решения: 13.05.2020
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Левина Наталья Владиславовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-227/2020, апелляция
  • Дата решения: 25.05.2020
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Ревякин Александр Викторович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-226/2020, апелляция
  • Дата решения: 08.06.2020
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Колоскова Светлана Евгеньевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-225/2020, апелляция
  • Решение: Жалоба (протест) на определение (постановление) не по существу дела - рассмотрена
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Левина Наталья Владиславовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 21-224/2020, апелляция
  • Решение: Жалоба (протест) на определение (постановление) не по существу дела - рассмотрена
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Левина Наталья Владиславовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 21-223/2020, апелляция
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Левина Наталья Владиславовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-823/2020, апелляция
  • Дата решения: 14.05.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Колосов Евгений Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-828/2020, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Жукова Наталья Юрьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-824/2020, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Скифский Иван Сергеевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-822/2020, апелляция
  • Дата решения: 12.05.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Белоусова Маргарита Юрьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-821/2020, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Шипецова Ирина Анатольевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-820/2020, апелляция
  • Дата решения: 12.05.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Ботвинова Олеся Анатольевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-819/2020, апелляция
  • Дата решения: 14.05.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Жукова Наталья Юрьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-818/2020, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Котович Елена Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-817/2020, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сысолятин Виктор Владимирович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-816/2020, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Драчева Наталья Николаевна
  • Судебное решение: НЕТ