Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тюменский областной суд (Тюменская область) |
Дата поступления | 20.04.2020 |
Дата решения | 27.05.2020 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Колоскова Светлана Евгеньевна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 690e87e5-427b-36a8-bb66-f23293ba6828 |
72RS0021-01-2019-002996-80 | |
Дело № 33а-2271/2020 | |
В суде первой инстанции № 2а-112/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень | 27 мая 2020 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Колосковой С.Е. |
судей | Левиной Н.В., Ревякина А.В. |
при секретаре | Константиновой Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Тюменской области на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 16 января 2020 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 6 по Тюменской области удовлетворить частично.
Взыскать с Ш.А.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 6 по Тюменской области задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере 26 149 рублей, за 2017 год в размере 19 857 рублей, всего взыскать 46 006 рублей.
Взыскать с Ш.А.В. в доход местного бюджета Тюменского муниципального района государственную пошлину в размере 1 580 рублей 18 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., объяснения представителя Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Тюменской области К.Е.А., настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Тюменской области (далее по тексту также - МИФНС России № 6 по Тюменской области, Инспекция) обратилась в суд с административным иском (с учетом его уточнения) к Ш.А.В. о взыскании налога на доходы физических лиц за 2017 год в размере 19 857 рублей, за 2016 год в размере 26 149 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2015 год (в уточнении к иску ошибочно указано «пени») в размере 500 рублей. Требования мотивированы тем, что Ш.А.В. состоит на налоговом учете в МИФНС России № 6 по Тюменской области. По состоянию на 09.08.2019 г. за налогоплательщиком числится задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2016, 2017 года в размере 46 006 рублей, штраф по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в размере 500 рублей. Согласно справкам о доходах физического лица за 2016 год № 3762 от 22 марта 2017 года, за 2017 год № 3594 от 09 февраля 2018 года, представленных в налоговый орган ПАО «З», Ш.А.В. получен доход за 2016 год на общую сумму 74 712 рублей 75 копеек и за 2017 год на общую сумму 56 730 рублей 63 копейки. В соответствии с пунктом 2 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – НК РФ) налоговая ставка устанавливается в размере 35 %. Таким образом, налогоплательщику исчислен налог на доходы физических лиц: за 2016 год в размере 26 149 рублей (74712,75/налоговая база/ * 35%) и за 2017 года в размере 19 857 рублей (56730,63/налоговая база/ * 35%). Указывает в административном иске, что на основании пункта 7 ст. 228 НК РФ в отношении доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы за 2016, 2017 год, налогоплательщики, получившие такие доходы, уплачивают налог не позднее 03 декабря 2018 года. Отмечает, что в установленные законом сроки Ш.А.В. налог на доходы физических лиц не уплатил, в связи с чем налоговым органом выставлено требование № 61232 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 05 декабря 2018 года в размере 46 006 рублей, в котором налогоплательщику было предложено добровольно уплатить сумму налога в срок до 25 декабря 2018 года. Кроме того, 05 сентября 2016 года Ш.А.В. представил декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2015 год, в связи с продажей имущества, находившегося в собственности менее трех лет на общую сумму налога к уплате 0 рублей. В соответствии с пунктом 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, за 2015 год срок подачи декларации не позднее 30 апреля 2016 года. Однако фактически декларация была представлена Ш.А.В. 05 сентября 2015 года. В связи с этим на основании пункта 1 ст. 119 НК РФ начислен штраф в размере 500 рублей. В установленный срок административным ответчиком штраф уплачен не был. На основании статьи 69 НК РФ Ш.А.В. выставлено требование № 1091 об уплате штрафа по состоянию на 28 апреля 2017 года в размере 500 рублей, в котором налогоплательщику было предложено добровольно уплатить сумму штрафа в срок до 31 мая 2017 года. Утверждает, что до настоящего времени сумма штрафа не уплачена. 16.04.2019 мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании суммы налога на доходы физических лиц за 2016-2017 года в размере 46 006 рублей; штрафа по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в размере 500 рублей. Определением от 25 апреля 2019 года судебный приказ отменен мировым судьей. Таким образом, с учетом поданных уточнений, административный истец просил взыскать с Ш.А.В. задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 19 857 рублей, за 2016 год в размере 26 149 рублей, штраф по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в размере 500 рублей.
Представитель МИФНС России № 6 по Тюменской области, Ш.А.В. в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна МИФНС России № 6 по Тюменской области. В апелляционной жалобе, поданной представителем М.Н.В., изложена просьба об отмене решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа по налогу на доходы физических лиц в размере 500 рублей и принятии в указанной части нового судебного акта об удовлетворении иска в этой части. Полагает, что судом первой инстанции неправильно исчислен срок для обращения Инспекции в суд с иском о взыскании задолженности по штрафу, поскольку сумма задолженности по требованию № 1091 от 28.04.2017 г. составляла 500 рублей, то есть менее 3 000 рублей. В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ трёхлетний срок истекал 28.12.2018 г. В указанный трехлетний срок Инспекцией направлено требование № 61232 от 05.02.2018 г. об уплате налога на доходы физических лиц в размере 46 006 рублей со сроком уплаты 25.12.2018 г. Таким образом, перед обращением в мировой суд общая сумма задолженности составила 46 506 рублей (46 006 рублей + 500 рублей), что превысило сумму в 3 000 рублей. С заявлением о выдаче судебного приказа Инспекция обратилась в мировой суд 11.04.2019 г., административное исковое заявление поступило в Тюменский районный суд Тюменской области 12.09.2019 г. из чего следует что Инспекцией соблюден срок для обращения в суд.
Ш.А.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы он извещен надлежащим образом по последнему известному суду месту жительства, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административного ответчика.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 названной статьи.
В силу пункта 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
Пунктом 3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Так, в силу ст.17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 названного Кодекса.
Также из пункта 3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, согласно справке по форме 2-НДФЛ № 3762, представленной ПАО «З» в МИФНС России № 6 по Тюменской области от 22 марта 2017 года о получателе дохода Ш.А.В. доход за 2016 год получен в размере 74 712,75 рублей, сумма налога, не удержанная налоговым агентом за 2016 год, составила 26 149 рублей.
Из справки по форме 2-НДФЛ от 09 февраля 2018 года № 3594 следует, что сумма налога, не удержанная налоговым агентом за 2017 год, составила 19 857 рублей при полученном доходе 56730, 63 руб.
15 сентября 2018 года Ш.А.В. заказным письмом направлено налоговое уведомление № 12621329, в соответствии с которым ему была разъяснена необходимость оплатить не позднее 03.12.2018 налог на доходы физических лиц за 2016 и 2017 года в размере 46 006 рублей.
В связи с отсутствием факта уплаты налога в установленный срок, административным истцом было выставлено требование № 61232 от 05.12.2018 со сроком уплаты 25.12.2018. Указанное требование также направлено Ш.А.В. заказным письмом.
Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об обоснованности требований о взыскании с Ш.А.В. недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2016 и 2017 годы в размере 46006 руб.
Отказывая в иске в части взыскания с Ш.А.В. штрафа по налогу на доходы физических лиц за 2015 год, суд указал на пропуск срока обращения с указанными требованиями.
Однако данный вывод судебная коллегия полагает ошибочным ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 05 сентября 2016 года Ш.А.В. в Инспекцию сдана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2015 год, из которой следует, что сумма налога, подлежащего уплате в бюджет составляет 0 рублей.
Исходя из положений пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая декларация за 2015 год должна быть представлена не позднее 30 апреля 2016 года.
В силу пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
01 марта 2017 года заместителем начальника Межрайонной ИФНС № 6 по Тюменской области по итогам налоговой проверки вынесено решение о привлечении Ш.А.В. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 500 рублей.
Согласно пункту 2 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу пункта 6 указанной статьи требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно пункту 8 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные указанной статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 Кодекса.
Пунктом 1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с названным Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 названной статьи.
В силу пункта 2 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
При этом согласно пункту 3 указанной статьи правила, установленные этой статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 Кодекса.
Как следует из материалов дела, по результатам принятия налоговым органом решения от 01 марта 2017 года о привлечении Ш.А.В. к налоговой ответственности ему на основании статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации выставлено требование № 1091 по состоянию на 28 апреля 2017 года о необходимости уплаты штрафа в размере 500 руб. в срок до 31 мая 2017 года, которое направлено в адрес административного ответчика заказным письмом 11 мая 2017 года (л.д.12), и исходя из п.6 ст.69, ст.6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, считается полученным 20 мая 2017 года.
Требования налоговой инспекции в добровольном порядке в установленные сроки исполнены не были, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением от 11 апреля 2019 года о вынесении судебного приказа. 16 апреля 2019 года мировым судьёй судебного участка № 5 Тюменского судебного района Тюменской области выдан судебный приказ о взыскании с Ш.А.В. в пользу Межрайонной ИФНС № 6 по Тюменской области недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2016-2017 годы в размере 46 006 рублей, штраф за 2015 год в размере 500 рублей и расходов по уплате государственной пошлины в доход бюджета Тюменского муниципального района в размере 797,59 рублей.
В связи с поступившими 24 апреля 2019 год возражениями относительно указанного судебного приказа, определением мирового судьи судебного участка № 5 Тюменского судебного района Тюменской области от 25 апреля 2019 года судебный приказ от 16.04.2019 отменен, после чего Межрайонная ИФНС № 6 по Тюменской области обратилась в Тюменский районный суд с административным исковым заявлением 12 сентября 2019 года.
Абзацем 2 пункта 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, общая сумма задолженности Ш.А.В. превысила 3000 руб. 25 декабря 2018 года, когда не было исполнено требование № 61232 об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2016 и 2017 годы в сумме 46006 руб., в связи с чем Инспекция, обратившись к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании всей суммы задолженности – 46506 руб. 11 апреля 2019 года, не нарушила срок обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. В связи с этим оснований для отказа в иске в части требований о взыскании с Ш.А.В. штрафа в размере 500 руб. у суда не было.
Учитывая, что судом первой инстанции при разрешении требований в указанной части были неправильно применены нормы материального права, решение суда на основании частей 2, 3 ст.310 КАС РФ в этой части подлежит отмене с принятием по делу в отмененной части нового решения об удовлетворении требования МИФНС России № 6 по Тюменской области. В связи с этим на основании частей 1 и 3 ст.111 КАС РФ подлежат перераспределению и судебные расходы.
Во избежание неясности при исполнении решения суда судебная коллегия считает необходимым резолютивную часть решения изложить в новой редакции с учетом отмены решения суда в части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Тюменского районного суда Тюменской области от 16 января 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении требования о взыскании с Ш.А.В. штрафа по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в размере 500 рублей, в указанной части принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Резолютивную часть решения суда изложить в следующей редакции:
«Административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Тюменской области удовлетворить.
Взыскать с Ш.А.В. в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Тюменской области задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере 26149 рублей, задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 19 857 рублей, штраф по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в размере 500 рублей, всего взыскать 46 506 рублей.
Взыскать с Ш.А.В. в доход бюджета Тюменского муниципального района государственную пошлину в размере 1595 рублей 18 копеек».
Председательствующий
Судьи коллегии