Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тюменский областной суд (Тюменская область) |
Дата поступления | 20.04.2020 |
Дата решения | 25.05.2020 |
Категория дела | ФЗ "О безопасности дорожного движения" |
Судья | Колоскова Светлана Евгеньевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 81203b36-6065-3ab4-9f82-3acb561f6ab9 |
72RS0026-01-2020-000010-59 | |
Дело № 33а-2174/2020 | |
В суде первой инстанции № 2а-41/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень | 25 мая 2020 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Колосковой С.Е. |
судей | Левиной Н.В., Ревякина А.В. |
при секретаре | Константиновой Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе В.С.А. на решение Ярковского районного суда Тюменской области от 20 февраля 2020 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление прокурора Ярковского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к В.С.А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами – удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами В.С.А. <.......> года рождения в соответствии с водительским удостоверением №9902181104 категории «А, А1, В, В1, М», выданным на его имя 23.10.2018 года, до устранения препятствий к управлению транспортными средствами.
Решение суда направить для исполнения в ОГИБДД МО МВД России «Тобольский» для изъятия водительского удостоверения.
Взыскать с В.С.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., объяснения В.С.А., настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, объяснения прокурора прокуратуры Тюменской области К.М.В.., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Ярковского района Тюменской области обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с административным исковым заявлением к В.С.А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами. Требования мотивированы тем, что в ходе проверки прокурором Ярковского района Тюменской области лиц, имеющих медицинские противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, а именно к управлению транспортными средствами, был выявлен гражданин В.С.А.., которому 23 октября 2018 года было выдано водительское удостоверение № 9902181104 со сроком действия до 23 октября 2028 года. Вместе с тем, указывается в административном иске, В.С.А. имеет противопоказания к управлению транспортными средствами, поскольку он состоит на учете в ГБУЗ ТО «Областная больница № 24 с. Ярково» с 2019 года с диагнозом: «<.......>». Прокурор полагает, что В.С.А., имея противопоказания к управлению транспортными средствами, являющимися источниками повышенной опасности, создает угрозу жизни и здоровья граждан, нарушая их законное право на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.
Помощник прокурора Ярковского района б.А.В. в судебном заседании на административных исковых требованиях настаивал.
Административный ответчик В.С.А. и его представитель Н.Н.В. в судебном заседании с требованиями административного иска не согласились.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД МО МВД России «Тобольский», представитель заинтересованного лица ГБУЗ «Областной наркологический диспансер» в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен В.С.А. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении административных исковых требованиях отказать. В.С.А.. полагает, что судом первой инстанции не принято во внимание, что в течение года он проходит лечение, у него имеется стойкая ремиссия, вывод об уклонении от лечения сделан судом первой инстанции немотивированно. Указывает, что не состоит на учёте в областном наркологическом диспансере. Полагает существенным то обстоятельство, что автомобиль используется им в личных целях, а не профессиональных.
На апелляционную жалобу поступили возражения от Прокуратуры Ярковского района, в которых изложена просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы – без удовлетворения.
Представители заинтересованных лиц ОГИБДД МО МВД России «Тобольский», ГБУЗ Тюменской области «Областная больница № 24» (с.Ярково) в судебное заседание не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они, а также ГБУЗ «Областной наркологический диспансер» извещены надлежащим образом, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, а явившейся в судебное заседание в качестве представителя ГБУЗ «Областной наркологический диспансер» К.О.Н. в признании полномочий представителя указанного учреждения отказано в связи с непредставлением документов, подтверждающих наличие высшего юридического образования, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Статьей 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» гарантируется право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, которое обеспечивается путем выполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения.
Согласно абзацу девятому ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с положениями статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в том числе, внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В силу статьи 23.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством (пункт 1). Медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного управления транспортным средством определенных категории, назначения и конструктивных характеристик (пункт 3). Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4).
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 28 указанного Федерального закона основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение права на управление транспортным средством напрямую поставлено в зависимость от состояния здоровья водителя.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19), до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года № 377 (в редакции от 23 сентября 2002 года) «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, которым установлено, что управление транспортным средством категории «В», «С» возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.
В соответствии с приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» снятие с диспансерного учета производится, в частности по следующей причине: стойкая ремиссия (выздоровление). Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
Согласно приложению к названному Приказу срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом - 3 года (пункт «а» ст. 2).
Таким образом, ремиссией после лечения от алкоголизма или наркомании, токсикомании является воздержание от приема алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ, а стойкой ремиссией - выздоровление.
В силу вышеприведенных правовых норм выявление у гражданина заболевания, которое в соответствии с установленным Постановлением Правительства Российской Федерации перечнем относится к заболеваниям, при наличии которых запрещается управление транспортным средством, безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения и является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Как следует из материалов дела, В.С.А. имеет право управления транспортными средствами категории «А, А1, В, В1, М»; 23октября 2018 года ему выдано водительское удостоверение № 9902181104 сроком до 23 октября 2028 года.
Однако согласно данным ГБУЗ ТО «Областная больница № 24» (с. Ярково), В.С.А. состоит на учете у врача нарколога с 11 января 2019 года с диагнозом «<.......> алкоголя. <.......>».
Из выписного эпикриза следует, что с 06 декабря 2018 года по 29 декабря 2018 года В.С.А. находился на лечении в ГБУЗ «Областной наркологический диспансер» с диагнозом: «<.......>». С указанным диагнозом В.С.А. также находился в периоды: с 09.04.2019 г. по 03.05.2019 г., с 03.10.2019 г. по 17.10.2019 г. С правилами диспансерного наблюдения В.С.А. ознакомлен, в том числе предупрежден, что в соответствии с нормативными документами на период диспансерного наблюдения ему запрещено – управление автотранспортом, что отражено в расписках от 06.12.2018 г., от 11.04.2019 г., от 05.10.2019 г.
Решением врачебной комиссии № 52 от 11.01.2019 г. взят под диспансерное наблюдение. Ему разъяснены порядок и отбывания диспансерного наблюдения, периодичность явок на прием к врачу, основания для прекращения диспансерного наблюдения, срок наблюдения – три года.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные прокурором требования, правильно исходил из того, что у ответчика имеются медицинские противопоказания, препятствующие безопасному управлению транспортными средствами, поскольку имеющееся у него заболевание в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604, является противопоказанием к управлению транспортными средствами.
Довод апелляционной жалобы В.С.А. о наличии у него стойкой ремиссии является несостоятельным, поскольку опровергается материалами дела, учитывая, что с диспансерного учета в ГБУЗ ТО «Областная больница № 24» (с. Ярково) В.С.А. до настоящего времени не снят, состояние ремиссии не установлено. При этом доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции и были обосновано признаны несостоятельными.
С учётом вышеизложенного, судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для прекращения права управления транспортными средствами, поскольку управление транспортными средствами лицом, имеющим ограничения к водительской деятельности, создаёт реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортному происшествию, причинить вред жизни и здоровью граждан, а также имущественный вред. Данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка, и согласуется с требованиями действующего законодательства.
В связи с этим оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ярковского районного суда Тюменской области от 20 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу В.С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии