Дело № 33-4877/2019, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Тюменский областной суд (Тюменская область)
Дата поступления 06.08.2019
Дата решения 14.10.2019
Категория дела Иные, возникающие из трудовых правоотношений
Судья Пуминова Татьяна Николаевна
Результат решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Судебное решение Есть
ID 9a557796-cfc9-38d6-88e9-af00217c26f8
Стороны по делу
Истец
*** ********* ******* "***** *************** ******** *********"
Ответчик
****** ***** **********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 33-4877/2019

Дело № 2-3740/2018

Апелляционное определение

г. Тюмень 14 октября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пуминовой Т.Н.,

судей: Жегуновой Е.Е., Чесноковой А.В.,

при секретаре Копановой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчицы [СКРЫТО] А.М. на решение Калининского районного суда г.Тюмени от 24 сентября 2018 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» к [СКРЫТО] А.М. о взыскании социальной выплаты и процентов за пользование чужими денежными средствами, удовлетворить частично.

Взыскать с [СКРЫТО] А.М. в доход бюджета Тюменской области социальную выплату в размере 700.000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 24.670 рублей 13 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 10.446 руб. 70 коп., всего 735.116 (семьсот тридцать пять тысяч сто шестнадцать) рублей 83 коп. В остальной части иска отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения ответчицы Пашан А.М. и ее представителя Катанаевой Н.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия Тюменского областного суда,

установила:

Истец Государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» обратился в суд с иском к [СКРЫТО] А.М. о взыскании социальной выплаты в размере 700 000 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 42 388,89 рублей.

Требования мотивированы тем, что в рамках реализации ст. 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.4.2 Закона Тюменской области от 03 августа 1999 года № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счёт средств областного бюджета», в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области № 60-п от 9 марта 2011 года «Об утверждении положения о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения», на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты от 20 июня 2014 года [СКРЫТО] А.М. была предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения в размере 700 000 рублей. 03 августа 2017 года на основании приказа ГАУЗ ТО МКМЦ «Медицинский город» ответчица была уволена с 06 августа 2017 года, не отработав пять лет с момента получения вышеуказанной субсидии. Департаментом здравоохранения Тюменской области было в адрес ответчика направлено уведомление о необходимости предоставления документов о трудоустройстве в другую организацию бюджетной сферы, либо возврате бюджетных средств. В установленный уведомлением срок документы [СКРЫТО] А.М. представлены не были, денежные средства не возвращены. Полагает, что поскольку ответчица незаконно пользуется бюджетными денежными средствами, с неё подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами.

Представитель истца Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» Первышина С.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Ответчица [СКРЫТО] А.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласна ответчица [СКРЫТО] А.М.. В апелляционной жалобе она просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом были нарушены нормы процессуального права, поскольку она не была извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. Кроме того, она по настоящее время работает в учреждении бюджетной сферы, а именно в ГБУЗ ТО <.......>, поэтому полагает, что обязательства отработать 5 лет с момента получения социальной выплаты в организациях бюджетной сферы ею исполняются и оснований для взыскания с неё денежных средств не имеется.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчицы - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Законом Тюменской области от 03 августа 1999 года № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств областного бюджета» установлено, что работникам организаций бюджетной сферы, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, имеющим стаж работы в организациях бюджетной сферы не менее 10 лет, предоставляется субсидия на строительство или приобретение жилья (п.4.2.).

Постановлением Правительства Тюменской области от 09 марта 2011 года № 60-п утверждено Положение о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения.

В соответствии с пунктом 1.4 указанного Положения социальная выплата предоставляется при условии работы получателя социальной выплаты в течение пяти лет с даты получения социальной выплаты (но не более чем до достижения возраста, дающего права на страховую пенсию по старости) в созданных Тюменской областью, муниципальными образованиями Тюменской области государственных и муниципальных учреждениях всех типов (автономные, бюджетные, казенные), в организациях, образованных в результате реорганизации таких учреждений, в хозяйственных обществах, в уставном капитале которых доля участия Тюменской области составляет 100%, а также в органах государственной власти Тюменской области или органах местного самоуправления Тюменской области в случае поступления на государственную или муниципальную службу после получения социальной выплаты. Данное условие не применяется в отношении получателей социальной выплаты, достигших на дату получения социальной выплаты возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, а также в случае утраты получателем социальной выплаты трудоспособности в связи с инвалидностью после получения социальной выплаты.

Как следует из материалов дела, 12 августа 2014 года [СКРЫТО] А.М. была перечислена социальная выплата в размере 700 000 рублей на приобретение жилья в Тюменской области. В связи с получением социальной выплаты [СКРЫТО] А.М. дано письменное обязательство отработать в организации бюджетной сферы по трудовому договору не менее 5 лет, с даты получения социальной выплаты (л.д.5-6, 13).

Учитывая, что [СКРЫТО] А.М., получив социальную выплату, не выполнила условие об отработке в бюджетном учреждении пять лет, не представила сведения о наличии трудового договора с иной бюджетной организацией Тюменской области, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что социальная выплата подлежит возврату.

Судебная коллегия находит указанный вывод ошибочным, поскольку при разрешении возникшего спора, суд первой инстанции не определил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Социальная выплата подлежит возврату в областной бюджет в полном объёме, в том числе в случае незаключения в течение 2 месяцев со дня расторжения трудового договора с организацией, определенной в абзаце первом настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока по соглашению сторон в соответствии со статьей 78 Трудового кодекса Российской Федерации либо по инициативе гражданина в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 4 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, трудового договора с организацией бюджетной сферы или служебного контракта с органом государственной власти Тюменской области либо органом местного самоуправления Тюменской области (п.1.4 Положения).

Приказом Государственного автономного учреждения Тюменской области <.......> [СКРЫТО] А.М. уволена с 06 августа 2017 года на основании п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ (по инициативе работника) (л.д.7).

Как следует из объяснений ответчицы, ее увольнение носило вынужденный характер и было вызвано необходимостью выезда за пределы города Тюмени, с целью оказания помощи <.......>., оказавшейся в трудной жизненной ситуации, являющейся на тот период нетрудоспособной в связи с заболеванием, и имеющей на иждивении двух несовершеннолетних детей <.......>., а также необходимостью ухода за матерью <.......>, страдающей <.......> заболеванием и нуждающейся в постороннем уходе. Доводы ответчицы подтверждаются материалами дела, в частности: выпиской из амбулаторной карты <.......> от 29 сентября 2017 года; выпиской из амбулаторной карты <.......> от 17 августа 2017 года; свидетельствами о рождении несовершеннолетних детей <.......> судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского АО г.Тюмени от 25 февраля 2015 года о взыскании с <.......> в пользу <.......> алиментов на содержание трех несовершеннолетних детей; постановлением судебного пристава-исполнителя о розыске должника <.......>; постановлением судебного пристава-исполнителя от 07 марта 2019 года о расчете задолженности <.......> по алиментам на несовершеннолетних детей в сумме <.......> рублей.

Из содержания справки ГАУЗ ТО <.......> следует, что 07 октября 2017 года, истица обратилась в ГАУЗ ТО <.......> с целью трудоустройства, которое ей было гарантировано после открытия соответствующего кабинета и согласования должности в Департаменте здравоохранения Тюменской области.

С 29 января 2018 года по настоящее время истица работает <.......> в ГБУЗ ТО <.......>

В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Сучетом целей и задач Бюджетного кодекса РФ, Закона Тюменской области от 03 августа 1999 года N 128 "О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета", направленных на повышение уровня жизни работникам организаций бюджетной сферы, не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путем предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, само по себе досрочное расторжение трудового договора с работником - получателем социальной выплаты - без учета конкретных обстоятельств, приведших к досрочному расторжению трудового договора, в случае если работник в течение 2 месяцев не продолжил работу в организации бюджетной сферы, не может служить безусловным основанием для истребования у него этой выплаты.

Таким образом, при наличии уважительных причин, явившихся причиной для досрочного расторжения трудового договора по инициативе работника бюджетной сферы, работник, продолжающий осуществлять работу в данной сфере не может быть лишен права на социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения. Иное свидетельствовало бы о формальном подходе и противоречило сути государственной политики РФ по улучшению жилищных условий работникам бюджетной сферы, созданию надлежащих условий для закрепления работников в бюджетной сфере, не обладающих достаточными собственными средствами для приобретения жилого помещения.

Учитывая, что увольнение [СКРЫТО] А.М. обусловлено семейными обстоятельствами, а также тот факт, что после увольнения из ГАУЗ ТО <.......> истица в течение двух месяцев обратилась к прежнему работодателю с целью трудоустройства, однако не была трудоустроена по независящим от нее обстоятельствам, в связи с отсутствием вакантных мест, судебная коллегия считает, что двухмесячный срок, предусмотренный вышеуказанной нормой закона пропущен истицей по уважительным причинам, а потому основания для истребования у ответчицы социальной выплаты отсутствуют.

Кроме того, согласно пункту 1.5 Положения организация бюджетной сферы или орган государственной власти Тюменской области (орган местного самоуправления Тюменской области), у которых с гражданином - получателем социальной выплаты заключен трудовой договор (служебный контракт), обязаны проинформировать исполнительный орган государственной власти Тюменской области, реализующий государственную политику в сфере деятельности организаций, работникам которых предоставляются социальные выплаты (далее - исполнительный орган), о расторжении трудового договора с данным гражданином в течение 10 рабочих дней со дня расторжения данного трудового договора.

В силу пункта 1.6. Положения в течение 10 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, указанных в абзацах 3 - 5 пункта 1.4 настоящего Положения, исполнительный орган извещает гражданина о необходимости возврата средств социальной выплаты в областной бюджет в течение 45 рабочих дней со дня получения уведомления о возврате средств. Возврат средств социальной выплаты в областной бюджет производится гражданином по платежным реквизитам, указанным в уведомлении о возврате денежных средств.

В случае невозврата средств социальной выплаты взыскание средств производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченной организацией.

Как следует из материалов дела, 15 ноября 2017 года Департаментом здравоохранения Тюменской области [СКРЫТО] А.М. направлено уведомление о предоставлении трудового договора с другой организацией бюджетной сферы, либо копии служебного контракта с органом государственной власти Тюменской области (органом местного самоуправления Тюменской области), а в случае непредставления указанных документов о необходимости возвратить социальную выплату в течение 45 рабочих дней со дня получения уведомления (л.д.8).

Между тем, в материалах дела отсутствуют сведения о вручении уведомления [СКРЫТО] А.М., в связи с чем судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось и в связи с тем, что истцом не соблюден порядок, предусмотренный пунктом 1.6. Положения о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в связи с чем оспариваемое решение суда, как постановленное при неправильном применении норм материального права, подлежит отмене в соответствии с положениями ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, с принятием нового решения по делу.

Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,

определила:

Решение Калининского районного суда г. Тюмени от 24 сентября 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» к [СКРЫТО] А.М. о взыскании социальной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами отказать.

Председательствующий подпись

Судьи коллегии: подписи

Копия верна.

Судья

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Тюменский областной суд (Тюменская область) на 06.08.2019:
Дело № 33-4888/2019, апелляция
  • Дата решения: 09.09.2019
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Журавлёва Галина Михайловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4866/2019, апелляция
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Плеханова Светлана Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-4895/2019, апелляция
  • Дата решения: 21.08.2019
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Шаламова Ирина Анатольевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4903/2019, апелляция
  • Дата решения: 25.09.2019
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Плеханова Светлана Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-4863/2019, апелляция
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Можаева Светлана Георгиевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-4889/2019, апелляция
  • Дата решения: 09.09.2019
  • Решение: снято с рассмотрения - прочие основания
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Пленкина Евгения Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4860/2019, апелляция
  • Дата решения: 02.09.2019
  • Решение: в связи с необходимостью в принятии дополнительного решения судом нижестоящей инстанции
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Николаева Ирина Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4879/2019, апелляция
  • Дата решения: 16.09.2019
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Лаврентьев Александр Алексеевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4910/2019, апелляция
  • Дата решения: 11.09.2019
  • Решение: решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Можаева Светлана Георгиевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4Г-1331/2019, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 12-148/2019, апелляция
  • Дата решения: 21.08.2019
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Колоскова Светлана Евгеньевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-390/2019, апелляция
  • Дата решения: 19.08.2019
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Ревякин Александр Викторович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4У-726/2019, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-1886/2019, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Потанин Валерий Николаевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-1893/2019, апелляция
  • Дата решения: 23.08.2019
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сысолятин Виктор Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-1892/2019, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Братцев Андрей Викторович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-1891/2019, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Братцев Андрей Викторович
  • Судебное решение: НЕТ