Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тюменский областной суд (Тюменская область) |
Дата поступления | 22.06.2018 |
Дата решения | 25.07.2018 |
Категория дела | из жилого помещения, занимаемого по договору специализированного найма (служебного помещения, общежития и др.) |
Судья | Пуминова Татьяна Николаевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 4850d5aa-f6d2-3d15-82eb-32d596ccdcf4 |
Дело № 33-3979/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Тюмень 25 июля 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Лаврентьева А.А.,
судей: Плосковой И.В., Пуминовой Т.Н.
при секретаре Копановой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Тюменского районного суда от 24 января 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к [СКРЫТО] Андрею [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] Евгению [СКРЫТО], несовершеннолетним ФИО1, ФИО2 о прекращении права пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, обязании сдать жилое помещение - оставить без удовлетворения.
Встречный иск [СКРЫТО] Андрея [СКРЫТО], [СКРЫТО] Евгения [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма - удовлетворить.
Признать за [СКРЫТО] Андреем [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] Евгением [СКРЫТО], ФИО1, ФИО2 право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <.......>.
Обязать [СКРЫТО] обороны РФ заключить с [СКРЫТО] Андреем [СКРЫТО], [СКРЫТО] Евгением [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних [СКРЫТО] Екатерины [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] договор социального найма на жилое помещение по адресу: <.......>,
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения исполнительного комитета Тюменского районного Совета Народных депутатов Тюменской области №222 от 12.08.1987 [СКРЫТО] Андрею [СКРЫТО], [СКРЫТО] Евгению [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 - отказать.».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения [СКРЫТО] А.П., [СКРЫТО] Т.М., [СКРЫТО] Е.С. и их представителя Ситникова И.А., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия Тюменского областного суда,
установила:
Истец [СКРЫТО] обороны Российской Федерации обратился в суд с иском к [СКРЫТО] А.П., [СКРЫТО] Т.М., [СКРЫТО] Е.С., ФИО1, ФИО2 о прекращении права пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, возложении обязанности сдать жилое помещение по адресу: <.......>.
Требования мотивированы тем, что 30 сентября 2015 года и 23 ноября 2015 года работниками отделения (территориальное г.Тюмень) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в адрес [СКРЫТО] А.П. направлены уведомления с соответствующим запросом о необходимости предоставления документов, подтверждающих законность проживания в специализированном жилом помещении Министерства обороны Российской Федерации, также указано, что в случае не предоставления указанных документов [СКРЫТО] А.П. подлежит выселению. [СКРЫТО] А.П. не представлено документов, подтверждающих законность проживания в спорном жилом помещении. В ходе обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <.......> установлено, что в указанном жилом помещении проживает [СКРЫТО] А.П. с семьей. Поскольку в настоящее время [СКРЫТО] А.П. в трудовых отношениях с [СКРЫТО] обороны Российской Федерации не состоит, военную службу не проходит, он и члены его семьи подлежат выселению.
Не согласившись с заявленными требованиями, [СКРЫТО] А.П., [СКРЫТО] Е.С., [СКРЫТО] Т.М., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 обратились со встречным иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением по адресу: <.......>, возложении обязанности заключить договор социального найма, признании незаконным и отмене решения исполнительного комитета Тюменского районного Совета Народных депутатов Тюменской области №222 от 12 августа 1987 года.
Встречные исковые требования мотивированы тем, что жилищные правоотношения между [СКРЫТО] обороны Российской Федерации и [СКРЫТО] А.П. возникли в связи с заключением между ними контракта о прохождении военной службы в воинской части 61221 от 02 июня 1997 года. В воинской части [СКРЫТО] А.П. проходил службу с 1997 по 27 ноября 2007 года. В 1997 году ему было предоставлено жилое помещение ведомственного жилого фонда Министерства обороны СССР в военном городке по адресу: <.......>. В 2006 году на основании решения жилищной комиссии в/ч 61221 [СКРЫТО] А.П. и членам его семьи с целью улучшения жилищных условий была предоставлена квартира по адресу: <.......>. Договоры при вселении в квартиру не заключались, жилье не предоставлялось как служебное, следовательно, ответчики проживают в помещении на условиях договора социального найма по правилам действовавших норм ЖК РСФСР. В настоящее время в/ч 61221 и КЭЧ Тюменского района Уральского военного округа, управлявшая жилищным фондом военного городка, расформированы. Решение №122 от 12 августа 1987 года Исполкома Тюменского районного Совета народных депутатов Тюменской области незаконно, поскольку противоречит ст.ст.6, 15, 17 ЖК РСФСР.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежащим образом, ранее представил возражения на встречный иск.
Ответчик [СКРЫТО] Е.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом Другие ответчики и их представитель в судебном заседании на встречном иске настаивали, против первоначального иска возражали.
Представитель Отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Тюменского района Управления социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района в судебном заседании полагала необходимым отказать в удовлетворении первоначальных исковых требований, встречный иск удовлетворить.
Представители ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Отделения (территориальное г. Тюмень) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации - в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец [СКРЫТО] обороны Российской Федерации, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении первоначального иска и отказе в удовлетворении встречных исковых требований. Полагает, что суд безосновательно пришел к выводу о том, что спорное жилое помещение не относится к специализированному жилому фонду Вооруженных сил Российской Федерации. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военного или гражданского персонала вооруженных сил, как в форме служебных помещений, так и как постоянное жилье. Предоставление жилых помещений в порядке п.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1988 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не предполагает улучшение жилищных условий, но направлено на создание надлежащим жилищно-бытовых условий для выполнения служебных обязанностей. Материалами дела подтверждается, что жилое помещение предоставлено [СКРЫТО] А.П. на основании решения жилищной комиссии войсковой части 61221 на период прохождения службы. [СКРЫТО] А.П. проходил срочную службу с 15 декабря 1988 года по 17 декабря 1990 года, а также службу по контракту с 02 июня 1997 года по 27 ноября 2007 года. Согласно письму ВрИО военного комиссара Тюменской области от 13 декабря 2017 года, [СКРЫТО] А.П. досрочно уволен с военной службы 27 ноября 2007 года по п.п. «б» п.2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1988 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Поскольку [СКРЫТО] А.П. не относиться к категории лиц, указанных в ст.15 Федерального закона от 27 мая 1988 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (при увольнении - предельный возраст, состояние здоровья, срок службы более 10 лет), на него не распространяются льготные условия представления жилья, в том числе, на условиях социального найма. По правилам п.5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и министерством обороны российской федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 1999 года №487, [СКРЫТО] А.П. и члены его семьи обязаны в течение 3-х месяцев освободить жилое помещение в связи с увольнение со службы. Предоставленное жилье относится к категории служебных Решением №122 от 12 августа 1987 года Исполкома Тюменского районного Совета народных депутатов Тюменской области. Выводы суда о том, что решение является недействующим на основании справки Богандинского муниципального образования от 13 июля 2017 года №1499, является безосновательным. Указанное помещение находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации, является федеральной собственностью, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Помещение не относится к жилищному фонду социального назначения.
На апелляционную жалобу от [СКРЫТО] А.П., [СКРЫТО] Т.М., [СКРЫТО] Е.С. поступили возражения, в которых они просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На апелляционную жалобу от ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации поступил отзыв в поддержку доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, как это предусмотрено ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения и отзыв на жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», принцип неприкосновенности жилища и недопустимости производного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации). Так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
В силу статьи 28 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставлялись указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР).
Согласно ст.50 Жилищного кодекса РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Как следует из материалов дела, 12 августа 1987 года Исполнительным комитетом Тюменского районного Совета народных депутатов Тюменской области принято решение №222 о признании квартиры <.......> – служебной (л.д.22).
Уведомлением Росреестра от 19 октября 2017 года №72/001/194/2017-9248 подтверждается отсутствие зарегистрированных прав на квартиру по адресу: <.......> (л.д.44). Уведомлением Росреестра от 09 ноября 2017 года №72/001/194/2017-9671 подтверждается отсутствие зарегистрированных прав на здание по адресу: р<.......> (л.д.72).
По сведениям поквартирной карточки объекта по адресу: <.......>, - в указанном помещении с 26 июля 2007 года зарегистрирована семья [СКРЫТО] и [СКРЫТО] Е.С. (л.д. 17). Аналогичные сведения содержаться в выписке из домовой книги (л.д.176).
Согласно справке ФКУ «Военный комиссариат Тюменской области» Военный комиссариат Тюменского, Нижнетавдинского и Ярковского районов от 24 июля 2017 года, [СКРЫТО] А.П. проходил срочную военную службы с 15 декабря 1988 года по 17 декабря 1990 года, а также проходил военную службу по контракту с 02 июня 1997 года по 27 ноября 2007 года (л.д.163). Сведения представлены на основании учётной карточки к военному билету [СКРЫТО] А.П..
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции исходил из того, что [СКРЫТО] А.П. и его семья в 1997 году вселились в жилое помещение не самовольно, а в связи с прохождением [СКРЫТО] А.П. военной службы, доказательств отнесения квартиры к числу служебного жилья не представлено, в связи с чем, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения встречных требований и отказе в требованиях первоначальных.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они не противоречат обстоятельствам дела и сделаны на основании совокупности представленных сторонами доказательств.
Статьёй 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии с абз.8 ч.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации.
На основании п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет [СКРЫТО] обороны Российской Федерации.
[СКРЫТО] обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны организаций. [СКРЫТО] обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в введении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
В силу пункта «и» ч.2 указанного Постановления, [СКРЫТО] обороны Российской Федерации осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», №1054 «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации» был изменен порядок управления федеральным имуществом, закрепленным на соответствующем праве за организациями Министерства обороны Российской Федерации.
Жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти (ч.1 ст.101 Жилищного кодекса РСФСР).
На основании п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года №1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года №752-р в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности был включен военный городок №33, расположенный в Тюменском районе, поселок Богандинский.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации 17 марта 2010 года №349-р подраздел «Тюменская область» из Перечня был исключен.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что отсутствие правоустанавливающих документов не может послужить основанием для признания отсутствующими жилищных прав [СКРЫТО] А.П., который с членами своей семьи на законном основании вселился в ведомственное жилое помещение, предоставляемое согласно норм Жилищного кодекса РСФСР на праве бессрочного постоянного пользования, что согласуется с нормой Жилищного кодекса Российской Федерации, касающейся предоставления жилых помещений на условиях договора социального найма.
Как следует из информационного письма Администрации Богандинского муниципального образования от 13 июля 2017 года №1499, Решение Исполнительного комитета Тюменского районного Совета народных депутатов Тюменской области от 12 августа 1987 года №222 о признании квартиры служебной, противоречит п.1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Объекты государственной собственности, в том числе имущество вооружённых сил, пограничных и внутренних войск относятся исключительно к федеральной собственности. Распоряжаться федеральной собственностью, изменять статус федерального жилого фонда, орган местного самоуправления не вправе.
Предусмотренный действовавшей на тот момент редакцией ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» жилищный договор, заключаемый в отношении служебных жилых помещений, с [СКРЫТО] А.П. заключен не был. В поквартирной карточке отметок о вселении [СКРЫТО] А.П. на основании служебного ордера также нет.
Поскольку материалами дела подтверждено, что служебный ордер в отношении спорного жилого помещения не выдавался, решения уполномоченного органа о включении спорной квартиры в число служебных, как было предусмотрено положениями ст.ст. 15, 101 Жилищного кодекса РСФСР и ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации не принималось, доказательств незаконности вселения и проживания в спорном жилом помещении не представлено, к возникшим между сторонами правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Доводы жалобы о том, что [СКРЫТО] А.П. не относиться к категории лиц, указанных в ст.15 Федерального закона от 27 мая 1988 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (при увольнении - предельный возраст, состояние здоровья, срок службы более 10 лет) и на него не распространяются льготные условия представления жилья, отмену решения суда не влекут в связи с тем, что в рамках настоящего дела не разрешался спор о предоставлении [СКРЫТО] А.П. жилого помещения.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,
определила:
Решение Тюменского районного суда от 24 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи: подписи
Копия верна.
Судья