Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тюменский областной суд (Тюменская область) |
Дата поступления | 20.04.2020 |
Дата решения | 13.07.2020 |
Категория дела | Иные споры, связанные с предоставлением социальных пособий, компенсационных выплат, денежных субсидий (в т.ч. право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом) |
Судья | Ситникова Людмила Петровна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | b1f9a325-d9b7-334e-9090-264264bba8da |
Дело № 33-2143/2020
(в суде первой инстанции № 2-6/2020)
УИД 72RS0026-01-2019-000555-57
апелляционное определение
г. Тюмень 13 июля 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Пуминовой Т.Н.
судей Ситниковой Л.П., Чесноковой А.В.
при секретаре Меляковой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области на решение Ярковского районного суда Тюменской области от 13 января 2020 г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о взыскании суммы социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 217 008,79 рублей – отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ситниковой Л.П., объяснения представителя истца Боровинской А.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения ответчицы [СКРЫТО] Е.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области обратился в суд с иском к [СКРЫТО] Е.В. о взыскании денежных средств в размере 1217008 руб. 79 коп.
Требования были мотивированы тем, что на основании приказа Департамента от 30 октября 2015 г. <.......>-п 27 апреля 2016 г. между Администрацией Ярковского муниципального района, ГБУ Здравоохранения Тюменской области «Областная больница № 24» и [СКРЫТО] Е.В., был заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи с использованием на эти цели социальной выплаты от 26 апреля 2016 г. <.......>. По условиям данного договора ответчик обязалась использовать социальную выплату на строительство жилого помещения, работать по трудовому договору, заключенному с работодателем на территории муниципального района не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты и оформить построенное жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение двух лет шести месяцев со дня выдачи свидетельства. 27 апреля 2016 г. [СКРЫТО] Е.В. было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на состав семьи из 3 человек в размере 1217008 руб. 79 коп., 29 апреля 2016г. данная сумма была перечислена на счет получателя в кредитной организации. Между тем, в установленный срок построенное жилое помещение не было оформлено в общую собственность всех членов семьи. Пунктом 1.16 Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) – участникам мероприятий, предусмотренных ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 г. № 106-п, исполнительный орган государственной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока оформления построенного помещения в собственность членов семьи. 16 августа 2019 г. Департаментом в адрес [СКРЫТО] Е.В. была направлена претензия с требованием возвратить в областной бюджет денежные средства в размере 1217008 руб. 79 коп. в срок до 13 сентября 2019 г., однако ответчик уклоняется от исполнения данной обязанности.
В судебном заседании представитель истца Департамента социального развития Тюменской области – Боровинская А.Ю., действовавшая на основании доверенности, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик [СКРЫТО] Е.В. и ее представитель [СКРЫТО] В.Ю., действовавший на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились. В объяснениях по делу и письменных возражениях на иск ссылались на то, что после заключения сторонами договора произошло существенное изменение обстоятельств в связи со вступлением ответчика в новый брак и рождением у нее еще двух детей, повлекшим необходимость увеличения площади строящегося дома. Указали на тяжелое материальное положение семьи ответчика в качестве причины, в силу которой строительство дома не было завершено в срок. Пояснили, что в настоящее время в доме залит фундамент, возведены стены, перекрытия и лестницы, все необходимые коммуникации подведены. Объяснили приостановление строительных работ завершением строительного сезона, с открытием которого работы будут продолжены. Полагали, что нарушение сроков строительства жилого помещения и его оформления в собственность членов семьи не может служить основанием для возврата выплат, поскольку затягивание сроков было обусловлено объективными причинами.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области, в апелляционной жалобе его представитель просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Как и в первой инстанции, указывает на то, что в силу норм действующего регионального законодательства нарушение ответчиком срока оформления построенного жилого помещения в собственность членов семьи влечет возникновение у нее обязанности по возврату полученной социальной выплаты в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик [СКРЫТО] Е.В. просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 г. № 106-п утверждено Положение о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее по тексту – Положение).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1.13 Положения, молодые семьи и молодые специалисты, которым предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома).
Согласно пункту 1.15 Положения, жилое помещение (жилой дом), на приобретение (строительство) которого предоставляется социальная выплата, должно быть: а) пригодным для постоянного проживания; б) обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных районах также и газоснабжение); в) не меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на одного члена семьи, установленной органом местного самоуправления. Соответствие жилого помещения указанным в настоящем пункте требованиям устанавливается комиссией, созданной органом местного самоуправления, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
В силу пункта 1.16 Положения, жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение одного года шести месяцев со дня выдачи свидетельства (абзац 1). Срок оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, продлевается уполномоченным исполнительным органом государственной власти по ходатайству органа местного самоуправления, но не более чем до 25 декабря года, в котором истекает срок, установленный абзацем первым настоящего пункта (абзац 5). Уполномоченный исполнительный орган государственной власти в случае несоблюдения срока оформления жилого помещения в общую собственность членов семьи, указанных в свидетельстве, установленного абзацем первым настоящего пункта, а также окончания срока при его продлении в соответствии с абзацем пятым настоящего пункта, истребует в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты (абзац 6).
Как следует из дела, 07 июля 2014 г. [СКРЫТО] Е.В. обратилась в Администрацию Ярковского муниципального района с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодые специалисты». Улучшение жилищных условий было запланировано заявителем путем строительства жилого дома в <.......> Ярковского района. В качестве членов семьи в заявлении были указаны дети Н. и А. (л.д. 56).
Приказом Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области от 30 октября 2015 г. <.......>-п были утверждены сводные списки молодых семей (молодых специалистов) – участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» на очередной финансовый 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, включавшие молодую семью [СКРЫТО] Е.В. (л.д. 60-74).
26 апреля 2016 г. между Администрацией Ярковского муниципального района, [СКРЫТО] Е.В. и ГБУЗ ТО «Областная больница № 24 (с. Ярково) был заключен договор <.......> об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, по условиям которого социальная выплата получателю предоставляется администрацией на условиях участия в софинансировании мероприятий. Расчетная стоимость строительства жилого помещения для исчисления средств государственной поддержки составляет 1738584 руб. 00 коп. Доля средств, выделяемых в форме социальной выплаты из средств федерального бюджета, составляет 380749 руб. 89 коп. Доля средств, выделяемых за счет средств областного бюджета, составляет 836258 руб. 90 коп. Оставшаяся доля средств расчетной стоимости строительства жилья в размере 521575 руб. 21 коп. должна быть привлечена получателем за счет собственных или заемных средств, при этом доля собственных (в том числе, заемных средств) должна составлять не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства жилья (пункт 1.2). Получатель обязалась, среди прочего: оформить жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение двух лет шести месяцев со дня выдачи свидетельства (абзац 1 пункта 2.1.2); возвратить средства социальной выплаты в бюджет муниципального образования в случае несоблюдения срока, установленного в пункте 2.1.2 договора для оформления построенного жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве (пункт 2.1.11) (л.д. 75-80).
27 апреля 2016 г. истцу было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1217008 руб. 79 коп. В качестве членов семьи получателя выплаты в свидетельстве указаны дочь А. и сын Н. (л.д. 81,82).
Денежные средства на общую сумму в 1217008 руб. 79 коп. были перечислены на лицевой счет [СКРЫТО] Е.В. 29 апреля 2016 г. (л.д. 83).
<.......> 2016 г. у [СКРЫТО] Е.В. родились сыновья В. и К. (л.д. 132,133). <.......> 2017 г. [СКРЫТО] Е.В. вступила в брак с [СКРЫТО] В.Ю. (л.д. 134).
Согласно акту обследования строящегося индивидуального жилого дома по адресу: <.......> от 24 апреля 2017 г. (застройщик – [СКРЫТО] Е.В.), составленному должностными лицами Администрации Ярковского муниципального района, площадь строящегося индивидуального жилого дома составляет 150 кв.м., фундамент - 100%, стоимость 1431177 руб. 50 коп., наружные стены - 100%, стоимость 519930 руб. 48 коп. Сметная стоимость строительства жилого дома согласно смете от 14 апреля 2017 г. составляет 4872123 руб. 38 коп., остаток сметной стоимости строительства жилого дома составляет 2921015 руб. 40 коп. (л.д. 85,86).
Решением Отдела социальной защиты населения Ярковского района Межрайонного управления социальной защиты населения (Тобольский. Ярковский районы) <.......> от 10 августа 2018 г. [СКРЫТО] Е.В. была признана малоимущей и имеющей право на получение государственной социальной помощи и (или) мер социальной поддержки (л.д. 143).
16 августа 2019 г. в адрес [СКРЫТО] Е.В. была направлена претензия Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области, содержащая требование о возврате предоставленной социальной выплаты в размере 1217008 руб. 79 коп. в связи с тем, что право собственности членов семьи [СКРЫТО] на построенное жилое помещение не оформлено. Данная претензия была получена адресатом 30 августа 2019 г. (л.д. 87-91).
Постановив обжалуемое решение, суд обоснованно исходил из того, что нарушение срока оформления жилого помещения в общую собственность членов семьи в рассматриваемом случае не является основанием для возложения на [СКРЫТО] Е.В. обязанности по возврату социальной выплаты, поскольку оно было вызвано объективными причинами (тяжелое материальное положение ответчика, увеличение состава ее семьи). При этом, данных о недобросовестности ответчика судом в ходе производства по делу выявлено не было.
Доводы жалобы о том, что в силу норм действующего регионального законодательства нарушение ответчиком срока оформления построенного жилого помещения в собственность членов семьи влечет возникновение у нее обязанности по возврату полученной социальной выплаты в полном объеме, не влекут пересмотра обжалуемого решения. Руководствоваться при разрешении спора одним лишь формальным критерием – нарушением указанного срока без учета вышеизложенных установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о наличии объективных причин, не позволивших ответчику своевременно завершить строительство дома, недопустимо.
Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", исходя из направленности государственной политики в области развития сельских территорий на замедление процессов их депопуляции и повышение уровня жизни сельского населения, предусматривала в качестве основных целей создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности и - посредством внедрения благоприятных инфраструктурных условий - стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, а равно содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе, активизацию участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов, формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни. Достижение заявленных целей должно было обеспечиваться, кроме прочего, за счет удовлетворения потребностей сельского населения, включая молодые семьи и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Закрепленные в разделе II названной программы цели государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий направлены на реализацию предписаний Конституции Российской Федерации о праве на жилище (статья 40), развитии человеческого потенциала (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), достоинстве личности (статья 21, часть 1) и приобретают характер конституционно значимых, исходя из чего осуществление конкретных мероприятий программы невозможно в отрыве от данных целей и вопреки им. Имея в виду, что в силу статьи 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принимая нормативные акты, также не вправе игнорировать данные цели и допускать применение положений нормативных актов субъектов Российской Федерации в противоречии с ними.
Мероприятия названной программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предполагалось осуществлять путем, в частности, предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности. При этом возможность таких мероприятий в конкретном субъекте Российской Федерации обусловливалась наличием региональной программы, их предусматривающей, которая вместе с тем должна была учитывать и в допустимых пределах конкретизировать соответствующие положения федеральной целевой программы (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", пункты 2 и 3 приложения N 3 к ней).
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель, реализуя экономическую и социальную политику, располагает достаточно широкой свободой усмотрения и вправе выбирать способы и инструменты правового регулирования, необходимые для решения приоритетных социально-экономических задач (определения от 1 октября 2009 года N 1128-О-О, от 9 ноября 2017 года N 2515-О и от 20 декабря 2018 года N 3245-О). При этом усмотрение законодателя в вопросе регулирования тех или иных общественных отношений подчинено принципам равенства, справедливости и соразмерности ограничения прав и свобод, а также требованиям определенности правового регулирования, в том числе в правовых последствиях, им порождаемых, и гарантиях, которыми наделяется то или иное лицо (Постановление от 18 июля 2019 года N 29-П).
Принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяют недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. С учетом ее правовой природы само по себе введение срока для регистрации права собственности на построенное (приобретенное) жилое помещение призвано стимулировать получателей выплаты к своевременному и должному ее использованию, а возврат ее средств по требованию компетентного органа публично-правового образования не может быть признан неприемлемым, если действия получателя выплаты входят в противоречие с теми целями, для достижения которых она предоставлена. В то же время гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей.
При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан.
Нормы абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, не ограничивают круг доказательств, которые могут представляться получателем средств социальной выплаты для подтверждения того, что эти средства использовались по целевому назначению и что получатель этих средств реализовал все свои возможности для постройки (приобретения) жилья и регистрации права собственности на него в срок, предусмотренный нормативным актом субъекта Российской Федерации. Отраженная в судебном решении оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить причину отсутствия регистрации права собственности, констатировать факт целевого использования средств социальной выплаты, установить действия, предпринятые ее получателем, и иные значимые для дела обстоятельства, выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Буквальное содержание оспариваемых норм предполагает возможность взыскания с граждан в судебном порядке денежных средств в размере полученной социальной выплаты, если по истечении определенного срока за гражданами не зарегистрировано право собственности на жилое помещение, для строительства (приобретения) которого выплата была предоставлена. Между тем отсутствие записи о регистрации права собственности по истечении этого срока может быть и не связано с отказом получателя выплаты от ее использования по целевому назначению. При этом основным условием ее предоставления является выполнение получателем (членом молодой семьи, молодым специалистом) обязательства работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты (пункт 43 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам).
Принимая во внимание конституционно значимые цели предоставления социальной выплаты, отсутствие записи о регистрации права собственности на жилое помещение, построенное (приобретенное) за счет средств выплаты, в срок, установленный нормативным актом субъекта Российской Федерации, не может быть достаточным и безусловным основанием для удовлетворения требования уполномоченного органа о взыскании денежных средств в размере полученной выплаты независимо от уважительности причин отсутствия указанной записи в случае целевого использования выплаты получателем и соблюдения им иных условий, на которых она предоставлена. Не может производиться взыскание денежных средств с гражданина, если он проявил заботливость и осмотрительность в той степени, которая требовалась от него как получателя выплаты и участника гражданско-правовых отношений, связанных со строительством (приобретением) жилья, в том числе по договору строительного подряда, и если он предпринял все зависящие от него меры для создания (передачи ему) жилого помещения и регистрации права собственности на данное помещение в установленный срок. При этом совершение контрагентом гражданина, в частности продавцом жилого помещения или подрядчиком, противоправных действий не может само по себе предопределять вывод о разумности и осмотрительности получателя выплаты. Не должна игнорироваться и достаточность установленного срока для строительства (приобретения) жилого помещения исходя из выбранного гражданином способа реализации потребности в жилище.
Взыскание денежных средств в размере предоставленной выплаты при подтверждении ее расходования по целевому назначению и при исполнении гражданином обязательства осуществлять трудовую деятельность в соответствии с заключенным соглашением, по которому выплата предоставляется, только ввиду отсутствия записи о регистрации права собственности на жилое помещение по истечении определенного срока исказило бы саму суть рассматриваемых правоотношений. При подобном подходе предоставление выплаты на строительство (приобретение) жилья утрачивало бы характер меры социальной поддержки граждан, избравших место жительства в сельской местности. Напротив, их имущественное положение в этой ситуации было бы ухудшено, при том что речь идет о лицах, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Это не согласуется с фундаментальными правовыми принципами, из которых, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, вытекает необходимость обеспечения государством разумной соразмерности между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы поддерживался баланс конституционно защищаемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению (Постановление Конституционного Суда РФ от 14 января 2020 г. N 2-П).
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] Е.В. по настоящее время работает в должности <.......> в ГБУЗ ТО «Областная больница №24»), факт ведения строительства дома подтверждается актом обследования, в судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчица пояснила, что в этом году строительство дома продолжается, и она добросовестно прилагает все усилия для окончания строительства дома, социальная выплата использована семьей ответчика по целевому назначению.
Таким образом, судом первой инстанции правильно и полно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, а потому оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке по доводам жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ярковского районного суда Тюменской области от 13 января 2020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии