Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тюменский областной суд (Тюменская область) |
Дата поступления | 08.02.2021 |
Дата решения | 29.03.2021 |
Категория дела | иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации |
Судья | Чеснокова Анжелла Владимировна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 878b3d07-19b8-3170-ab30-91671aeff0ed |
УИД 72RS0025-01-2020-004559-45
Дело № 33-1154/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Тюмень 29 марта 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего: Елфимова И.В.
судей: Пуминовой Т.Н., Чесноковой А.В.
при секретаре – помощнике судьи: Константиновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 12 сентября 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области о перерасчете размера пенсии отказать в полном объеме».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., выслушав объяснения ФИО1 и его представителя ФИО5, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от 20 мая 2020 года и поддержавших доводы апелляционной жалобы в полном объеме, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области (далее по тексту УПФР в г. Тюмени Тюменской области) о признании незаконным применение ответчиком при расчёте пенсии истца отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в стране за аналогичный период в размере не свыше 1,2; устранении допущенных нарушений и перерасчёте пенсии истца исходя из отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в стране за аналогичный период в размере 1,7.
Требования мотивированы тем, что с 01.09.2010 года истцу была назначена досрочно трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.6 п.1 ст.28 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Размер пенсии истца был рассчитан в соответствии с п.7 ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране за аналогичный период учитывается в размере не свыше 1,2. Считая данный расчёт незаконным, истец указывает, что согласно представленным в Пенсионный фонд документам, при расчете пенсии отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в стране за аналогичный период должно учитываться в размере 1,7. Истец неоднократно обращался в Пенсионный фонд с требованием произвести перерасчёт пенсии, в чем ему было отказано.
В судебном заседании истец ФИО1, его представитель ФИО5 исковые требования поддержали.
В судебном заседании представитель ответчика УПФР в г. Тюмени Тюменской области ФИО6 с иском не согласилась.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец ФИО1 (л.д. 175-176).
В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований. В доводах жалобы, ссылаясь на обстоятельства дела, а также положения Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст.ст. 7, 30), указывает, что мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они на 01.01.2002г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц. Полагает, что иное толкование и применение пенсионного законодательства влечёт ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ГУ УПФР в г. Тюмени ФИО6 просит решение суда оставить без изменения.
Ответчик ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области, извещённый о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого решения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 с 01.09.2010 года назначена досрочная пенсия по старости в соответствии с пп.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за работу в местностях приравненных к районам Крайнего Севера.
Размер пенсии ФИО1 составил на дату назначения 6 125,65 руб. (фиксированный базовый размер – 2 723,41 руб., страховая часть – 2 943,79 руб., сумма валоризации – 458,45 руб.).
На дату назначения пенсии страховой стаж ФИО1 составил 27л. 02м. 10дн., в том числе стаж в районах Крайнего Севера (календарно) 00л. 03.м. 12дн., в том числе МПКС 17л. 00м. 19дн. Общий трудовой стаж работы по состоянию на 01.01.2002 года составил 21г. 04м. 16дн. (календарное исчисление).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
В соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно разъяснениям, изложенным в подпункте 4 «в» п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года №30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", судам необходимо иметь в виду, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании ст.30 Федерального закона №173-ФЗ производится по состоянию на 01 января 2002 года, исходя из п.3 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться:
лицам, проживавшим по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учёта заработков в повышенном размере Законом не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 года или остались там проживать;
мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). При этом отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Из указанных положений следует, что основанием для применения повышенного отношения заработков является факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 01 января 2002 года либо наличие на 01 января 2002 года стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 календарных лет, а также страхового стажа на указанную дату не менее 20 лет для женщин.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание вышеуказанные положения закона, пришёл к правильному выводу о том, что на дату назначения пенсии у ФИО1 отсутствовали необходимые условия для применения повышенного коэффициента в размере 1,7, поскольку истец на 01 января 2002 года в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не проживал, и по состоянию на 01 января 2002 года стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, необходимого для определения повышенного отношения заработков, не имел, страховой стаж истца на 01 января 2002 года составил 21 год 04 месяца 16 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 00 лет 00 месяцев 13 дней, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составил 17 лет 00 месяцев 19 дней, в связи с чем оснований для назначения ФИО1 пенсии с учётом повышенного коэффициента у ответчика не имелось.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.
В соответствии с действующим законодательством, при исчислении размера пенсии одним из важных показателей является отношение среднемесячного заработка пенсионера к средней заработной плате по стране за этот же период. Данное отношение учитывается в размере не выше 1,2, исключение предусмотрено ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - это лица, проживающие на 01.01.2002 года в северных регионах либо лица, имеющие по состоянию на 01.01.2002 года календарный стаж работы не менее 15 лет в РКС либо 20 лет МКС, а также общий страховой стаж не менее 25 лет и представившие сведения о заработной плате за периоды работы на Севере.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, доказательств, свидетельствующих о стаже истца, при суммировании которого бы его стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составлял не менее 20 календарных лет, не представлено. Из материалов дела следует, что истец в оспариваемый период был зарегистрирован по месту жительства и работал на территории г.Тюмени, Так, ФИО1 согласно копии трудовой книжки с 07.10.1999 года был принят на работу водителем в ОАО «Мрамор» г. Тюмень (л.д.87 обр.ст.),
Учитывая, что по состоянию на 01 января 2002 года ФИО1 в районах Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не проживал, по состоянию на 01 января 2002 года не имел необходимой продолжительности специального и общего страхового стажа, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требования о применении повышенного коэффициента 1,7.
Установление тех или иных льгот, а также определение круга лиц, на которых они распространяются, относится к прерогативе законодателя. Определяя в законе основания и условия назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости, в том числе исчисления расчетного размера пенсии при оценке пенсионных прав по состоянию на 01 января 2002 года с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации.
Выделение в особую категорию лиц, проживающих, либо работающих определенную продолжительность времени в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при определении права на применение повышенного отношения среднемесячной заработной платы застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Аналогичная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 29 мая 2018 года №1314-О, от 18 июля 2019 года №1955-О.
При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и не опровергают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих отмену состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 12 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий подписи
Судьи подписи