Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тюменский областной суд (Тюменская область) |
Дата поступления | 02.02.2015 |
Дата решения | 23.03.2015 |
Категория дела | Споры о праве собственности на землю |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 07abfbfa-178d-3b05-b5c4-d1d53dcd0d1a |
Дело № 33-1137/2015
апелляционное определение
г. Тюмень | 23 марта 2015 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Журавлевой Г. М. |
судей при секретаре | Кавка Е.Ю., Плосковой И.В. Меляковой Н.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области
на решение Голышмановского районного суда Тюменской области от 01 декабря 2014 года, которым постановлено:
«Исковые требования администрации Аромашевского сельского поселения Аромашевского муниципального района удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Аромашевского сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области на невостребованные земельные доли умерших лиц: Носова В.Е., Огиевича Н.Д., Петрова А.Р., Пузырёва М.М., Рязановой Е.П. общей площадью <.......> баллогектаров сельскохозяйственных угодий на земельный участок с кадастровым номером <.......>, расположенный на территории Аромашевского сельского поселения, Аромашевского района Тюменской области».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Кавка Е.Ю., пояснения представителя ответчика ТУ Росимущество в Тюменской области, судебная коллегия
установила:
Администрация Аромашевского сельского поселения Аромашевского муниципального района обратилась в суд с иском к ответчику Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании распоряжения главы Администрации Аромашевского района № 270-р от 14.09.1994г. «О выдаче свидетельств на право общей долевой собственности на землю членам коллектива Аромашевского сельскохозяйственного кооператива» членам СПК «Аромашевский» были выданы свидетельства на право общей долевой собственности на земельные доли с оценкой 476 баллогектаров. Поскольку права собственности на земельные доли не были зарегистрированы, Администрацией Аромашевского сельского поселения был составлен список невостребованных земельных долей, который был опубликован в газете «Слава Труду» № 47-48 от 14.06.2013 г., размещен на информационных щитах на территории Аромашевского сельского поселения. В связи с тем, что общее собрание участников долевой собственности по утверждению списка невостребованных земельных долей назначенное на 23.09.2013 г. не состоялось, список лиц, земельные доли которых признаны невостребованными, был утвержден распоряжением № 35 от 23.10.2013 г. администрации Аромашевского сельского поселения, в него были включены земельные доли Носова В.Е., Огиевича Н.Д., Петрова А.Р., Пузырёва М.М., Рязановой Е.П. Указанные собственники умерли и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, либо все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства или отказались от него, и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. На основании изложенного, просит признать право муниципальной собственности Аромашевского сельского поселения на невостребованные земельные доли, выделенные указанным выше лицам.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле были привлечены в качестве ответчиков Свиридюк Л.И., [СКРЫТО] А.М., Рязанов А.М. в части иска по требованию о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, принадлежавшие Огиевич Н.Д., Пузырёва М.М., a4, (л.д. 3), позднее ответчик Свиридюк Л.И. заменена на надлежащего – [СКРЫТО] Н.И., ответчик Рязанов А.М. исключен из числа ответчиков.
В судебное заседание представитель истца администрации Аромашевского сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель ответчик ТУ Росимущества в Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Ответчики [СКРЫТО] Н.И., [СКРЫТО] А.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, согласно телефонограмме и заявлению просили о рассмотрении дела в их отсутствие, с исковыми требованиями администрации согласились в полном объеме (л.д. 182, 180).
Представители третьих лиц ФГБУ «ФКП Россреестра», Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тюменской области в суд не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился ответчик ТУ Росимущества в Тюменской области. В апелляционной жалобе представитель Громова Е.С. просит об отмене решения и отказе в удовлетворении исковых требований муниципального образования в полном объеме. В доводах апелляционной жалобы ссылается на то, что надлежащим ответчиком по делу в силу действующего законодательства являются наследники владельцев невостребованных земельных долей, либо иные лица, претендующие на доли, а не Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области. Считает преждевременными выводы суда о том, что спорные невостребованные земельные доли являются выморочным имуществом. Функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно возложены на Федеральную налоговую службу России и на Росимущество, в связи с чем, данное имущество должно поступить в собственность Российской Федерации, а не в собственность Аромашевского сельского поселения Аромашевского муниципального района. При этом данных о принятии налоговыми органами указанных невостребованных земельных долей в адрес ТУ Росимущества в Тюменской области не поступало, о том, что указанное имущество является выморочным, ответчик узнал из искового заявления.
В суд апелляционной инстанции не явились представитель истца, ответчики [СКРЫТО] Н.И., [СКРЫТО] А.М., представители третьих лиц ФГБУ «ФКП Россреестра», Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тюменской области, извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.
Удовлетворяя требования администрации Аромашевского сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области, суд первой инстанции исходил из того, что спорные земельные доли являются невостребованными, поскольку их собственники при жизни не распорядились данным имуществом и не зарегистрировали на него право собственности в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», после смерти собственников земельных долей никто их земельные участки в собственность не принял и не вступил в их наследование, наследники умерших собственников земельных долей право собственности на спорные земельные доли надлежащим образом в установленном законом порядке не оформили, а потому суд пришел к выводу, что истец вправе требовать признания права муниципальной собственности Аромашевского сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области на вышеуказанные доли.
Данные выводы суда являются правильными, так как они мотивированы, основаны на собранных по делу доказательствах, требованиях действующего законодательства, в связи с чем, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу указанного Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Поскольку участники общей долевой собственности на земельный участок не реализовали своего права о распоряжении земельной долей более трех лет, то в силу части 8 статьи 12.1 Федерального закона от № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» это явилось основанием для обращения администрации Аромашевского сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном данной статьей порядке невостребованными.
Статья 12.1 названного Закона определяет порядок признания земельных долей невостребованными и процедуру признания права муниципальной собственности на невостребованные доли.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными.
Утверждения апелляционной жалобы о том, что Территориальное управление Росимущества в Тюменской области является ненадлежащим ответчиком по делу, а надлежащими должны быть наследники владельцев невостребованных земельных долей, судебная коллегия признает несостоятельными.
Как закреплено в статье 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (пункт 2 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2007г. № 281-ФЗ).
С 23 июля 2013 года в законную силу вступила новая редакция пункта 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем данного пункта объекты недвижимого имущества. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу пункта 3 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что на основании п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001г. № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008г. № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований – их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Поскольку предметом спора выступает, в том числе, выморочное имущество в виде земельных долей, надлежащим ответчиком в отношении данных долей является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области.
ТУ Росимущества в Тюменской области при соблюдении истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ, не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.
Анализируя изложенные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом, в том числе с невостребованными земельными долями, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым так же относится ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Принимая во внимание приведенные положения законодательства, установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу о признании права муниципальной собственности на выморочное имущество в виде невостребованных земельных долей является территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом - ТУ Росимущества в Тюменской области.
Кроме того, судебная коллегия считает, что привлечение истцом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области к участию в деле в качестве ответчика его прав не нарушает, при этом указанным решением на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области какая-либо обязанность не возложена.
При этом чьи-либо права на выражение своего волеизъявления в отношении указанной невостребованной земельной доли нарушены не были.
Истцом предприняты все меры по установлению наследников, согласно установленной Гражданским кодексом Российской Федерации очередности. Факт отсутствия наследников, принявших наследство после смерти указанных лиц, подтвержден исследованными доказательствами, что позволяет признать принадлежавшие им земельные доли невостребованными при соблюдении установленной ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» процедуры, и влечет признание права муниципальной собственности на эти доли.
С мотивами, приведенными в обоснование данных выводов суда, судебная коллегия согласна, поскольку они не противоречат обстоятельствам настоящего дела и основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что спорные земельные доли должны перейти исключительно в собственность Российской Федерации, а не в собственность Аромашевского сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области, основаны на неправильном толковании норм материального права, а потому данные ссылки внимания судебной коллегии не заслуживают.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, предусмотренных действующим законодательством, влекущих отмену постановленного судом решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем, апелляционная жалоба является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Голышмановского районного суда Тюменской области от 01 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: