Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тюменский областной суд (Тюменская область) |
Дата поступления | 02.02.2015 |
Дата решения | 18.02.2015 |
Категория дела | органов государственной власти, органов местного самоуправления |
Судья | Левина Наталья Владиславовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 18953517-9241-39ef-9115-da0cf949b678 |
Дело № 33-1041/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение
г. Тюмень | 18 февраля 2015 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Колосковой С.Е., |
судей | Левиной Н.В., Ревякина А.В., |
при секретаре | Беженарь А.Д. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя a1 на решение Центрального районного суда города Тюмени от 14 ноября 2014 г., которым постановлено:
«В удовлетворении заявленных требований a1 о возложении обязанности на Администрацию города Тюмени выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <.......> - отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., объяснения представителя заявителя a1 – a4, настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя администрации г. Тюмени a5, возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
a1 обратилась в суд заявлением о возложении обязанности на Администрацию г. Тюмени выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <.......>. Требования мотивировала тем, что является собственником земельного участка по указанному адресу, с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство. Обратившись в Администрацию г. Тюмени с заявлением о выдаче разрешения на строительство, получила отказ, с которым не согласна. Основанием для отказа послужило несоответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка. По мнению a1 несоответствия не имеется, поскольку вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство, ею была представлена схема планировочной организации земельного участка, а проектная документация еще не создавалась. Полагала отказ необоснованным, поскольку для индивидуального жилищного строительства предусмотрен упрощенный порядок получения разрешения на строительство.
В судебное заседание заявитель a1, представитель заинтересованного лица Администрации г. Тюмени не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, не соглашаясь с которым a1 в апелляционной жалобе и дополнениях к ней просит решение отменить, принять по делу новое решение, в котором заявленные требования удовлетворить. Считает, что суд вынес решение не основанное на представленных доказательствах по делу, поскольку причиной отказа послужило несоответствие проектной документации земельного участка градостроительному плану, а не наличие на земельном участке трех градостроительных зон. Указывает, что суд не применил ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, хотя на нее ссылалась заявитель, и сделал ошибочные выводы, лишив заявителя возможности использовать земельный участок по целевому назначению. Ссылаясь на Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, считает ошибочными выводы суда об ее надлежащем извещении и признании неуважительной неявки в судебное заседание, так как извещение, оформленное телеграммой, заявитель не получала.
a1 в заседание суда апелляционной инстанции не явилась. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы она извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует и установлено судом, что a1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>. Как указано в свидетельстве о государственной регистрации права, разрешенное использование участка - для строительства жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов, площадь <.......> кв.м.
Заявитель обратилась в Администрацию г. Тюмени с целью получения разрешения на строительство на принадлежащем ей участке индивидуального жилого дома.
Письмом заместителя главы Администрации г. Тюмени от <.......> <.......> со ссылкой на ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома отказано в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Согласно указанному письму из градостроительного плана земельного участка № <.......> от <.......> следует, что он расположен в трех территориальных зонах: территориальной зоне, занятой городскими лесами, землями лесного фонда (Р-5), зоне улично-дорожной сети (ИТ-3), территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3), а в соответствии с п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Указанный отказ a1 оспорила в суде.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
На основании ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что совокупность вышеназванных установленных законом условий для признания оспариваемого решения Администрации г. Тюмени незаконным не нашла своего подтверждения при рассмотрении настоящего гражданского дела, ответ заинтересованного лица соответствует требованиям земельного и градостроительного законодательства.
Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается.
Права собственника земельного участка по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом закреплены в ст. 209, главе 17 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации. Как гражданское, так и земельное законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.
В соответствии с ч. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Как следует из п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Согласно п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи органы непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы, в том числе: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган проверяет соответствие проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства - требованиям градостроительного плана земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Аналогичное положение закреплено законодателем в пункте 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которым применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
При этом в силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Из системного толкования вышеизложенных правовых норм следует, что правовой режим того или иного земельного участка определяется не только правоустанавливающими документами на него, но и принадлежностью такого участка к той или иной территориальной зоне, градостроительные регламенты которой утверждены правилами землепользования и застройки, строительство объекта недвижимости, прочно связанного с земельным участком, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
На основании норм ст. ст. 1, 2, 9, 30, 36, 44, 48, 51 Градостроительного кодекса РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.
Согласно градостроительному плану, земельный участок a1 площадью <.......> кв.м (расположен по адресу <.......>, кадастровый номер <.......>) расположен в функциональных зонах Р-5, Ж-3, ИТ-3 (л.д.9,10).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Тюмени, утвержденными решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 №154, территориальная зона Ж-3 – зона застройки индивидуальными жилыми домами, Р-5 –зона, занятая городскими лесами, землями лесного фонда, ИТ-3 – зона улично-дорожной сети. Согласно названным Правилам размещение малоэтажной жилой застройки возможно, из перечисленных, лишь в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-З).
В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о намерении a1 осуществить строительство на части земельного участка, расположенной в зоне Ж-3, и о возможности такого строительства, в том числе в силу размеров и конфигурации части участка, относящейся к зоне малоэтажной жилой застройки. Строительство жилого дома на других частях земельного участка заявителя Правилами землепользования и застройки г. Тюмени не предусмотрено.
Судебная коллегия учитывает, что участок заявителя является единым, территориальные зоны, в которых он расположен, обозначены в градостроительном плане, границы этих зон в натуре не определены, а выдача разрешения на строительство на части участка не представляется возможным.
Как следует из градостроительного плана земельного участка, место допустимого размещения зданий, строений и сооружений в соответствии с разрешенным использованием земельного участка a1 в зоне Ж-3 составляет не более 210,6 кв.м, тогда как Правила землепользования и застройки г. Тюмени позволяют использовать земельный участок для размещения малоэтажной жилой застройки при минимальной ширине участка в 20 м и площади 400 кв.м.
В соответствии с ч.13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
На основании пп. «б» п. 2.22 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию, утвержденного постановлением администрации г. Тюмени от 03.10.2011 №101-пк, в выдаче разрешения на строительство отказывается при наличии несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Представленные заявителем в Администрацию г. Тюмени документы свидетельствовали о расположении земельного участка a1 в трех территориальных зонах, две из которых размещение малоэтажной жилой застройки не предусматривают.
При таких обстоятельствах, поскольку градостроительный план и градостроительный регламент земельного участка заявителя a1 не допускают строительство на нем индивидуального жилого дома, у Администрации г. Тюмени имелись основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления об оспаривании решения Администрации г. Тюмени об отказе в выдаче заявителю разрешения на строительство.
Судебная коллегия не принимает в качестве основания для отмены решения суда первой инстанции доводы апелляционных жалоб о ненадлежащем извещении и необоснованном рассмотрении дела в отсутствие заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой.
Лица, участвующие в деле, извещаются судебными повестками о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий (ч. 2 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение постановлено по результатам судебного заседания, в котором заявитель не участвовала. Как следует из телеграммы об извещении о дне, времени и месте рассмотрения дела, направленной по адресу, указанному a1 в заявлении в суд, адресат по извещению за телеграммой не является. В связи с этим, принимая во внимание, что в силу ч. 1 ст. 257 ГПК РФ заявление, поданное a1, подлежит рассмотрению в течение 10 дней, заявитель уведомлена по указанному ею адресу, телефон заявителем не указывался, суд, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Исходя из данной информации, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции надлежаще выполнил возложенные на него законодателем обязанности по извещению в порядке ст. 113 - 116 ГПК РФ заявителя a1 о дате, времени, месте судебного заседания, которая будучи надлежаще извещенной, в судебное заседание не явилась и об отложении судебного заседания в порядке ст. 167 ГПК РФ ни лично, ни через представителя не просила, о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание не указала.
Доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия автора жалоб с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и повторяют позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно оценил представленные доказательства, решение суда вынесено в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и с соблюдением норм процессуального права. Оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда города Тюмени от <.......> оставить без изменения, апелляционную жалобу a1 оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: