Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тюменский областной суд (Тюменская область) |
Дата поступления | 25.11.2021 |
Дата решения | 08.12.2021 |
Статьи кодексов | |
Судья | Левина Наталья Владиславовна |
Результат | Вынесено решение по существу |
Судебное решение | Есть |
ID | 0e70c35e-b951-35a6-8a63-bdbd37351228 |
Дело № 21-553/2021 |
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Тюмень | 08 декабря 2021 года |
Судья Тюменского областного суда Левина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Яблонька» на решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 21 сентября 2021 года, постановление заместителя главного государственного инспектора г. Тюмени по пожарному надзору от 20 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Тюмени по пожарному надзору Н.В.В. от 20 июля 2021 года № 106-ц садоводческое некоммерческое товарищество «Яблонька» (далее также – СНТ «Яблонька») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлением, СНТ «Яблонька» обратилось в суд с жалобой, в которой просило постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события правонарушения, а также недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. Указывало, что плановая (рейдовая) проверка на основании задания была проведена с нарушением требований Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и нарушением рейдового задания, а результаты оформлены с нарушением требований Приказа МЧС России от 24 марта 2017 года № 132. Сообщало, что дело об административном правонарушении возбуждено с нарушением установленной названным законом процедуры; в протокол об административном правонарушении не внесены понятые, которые упоминаются в постановлении, и свидетели; понятые и свидетели не предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, не извещены о месте и времени рассмотрения дела, в ходе разбирательства по делу не опрошены. Полагало, что в оспариваемом постановлении отсутствует мотивированное решение.
Решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 21 сентября 2021 года постановление должностного лица административного органа от 20 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба СНТ «Яблонька» оставлена без удовлетворения.
С данным решением не согласно СНТ «Яблонька» в лице председателя Л.С.В., который в жалобе в вышестоящий суд просит признать акт от 31 мая 2021 года и протокол об административном правонарушении недопустимыми доказательствами, решение судьи и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что судьей не проверены доводы жалобы о нарушении органом государственного надзора норм Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в мотивировочной части отсутствуют ссылки на неверное толкование указанного закона с конкретным разъяснением, в чем оно заключается. Считает, что надзорный орган фактически подменил плановый (рейдовый) осмотр территории проверкой в отношении СНТ «Яблонька», что напрямую запрещено частью 3 статьи 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ, поскольку в акте осмотра нет информации об осмотре иных садоводческих товариществ, в связи с этим данный акт является недопустимым доказательством. Обращает внимание, что судом отказано в удовлетворении ходатайств защитника СНТ «Яблонька» о привлечении к участию в деле инспектора Д.С.А. и заместителя главного государственного инспектора г. Тюмени по пожарному надзору Н.В.В., а также в запросе получения данных геолокации мобильного телефона инспектора Д.С.А., которым он пользовался при осмотре. Считает, что судом неверно установлен статус К.С.А. и Д.Г.Д., поскольку они являются свидетелями по делу, при этом в протоколе сведения о свидетелях отсутствуют. Полагает, что судьей не исследованы обстоятельства дела, не дана надлежащая оценка процессуальным нарушениям при осуществлении производства по делу об административном правонарушении.
Проверив в порядке части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) материалы дела по жалобе СНТ «Яблонька», материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника СНТ «Яблонька» З.И.В., настаивавшего на доводах жалобы, представителя органа пожарного надзора Н.Н.С., возражавшего против удовлетворения жалобы, не нахожу оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности») требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В этой же статье закреплено понятие особого противопожарного режима как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Согласно статье 30 Федерального закона «О пожарной безопасности» особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
Постановлением <.......> от 19 апреля 2021 года № 210-п «О введении особого противопожарного режима» с 19 апреля 2020 года в Тюменской области введен особый противопожарный режим.
Согласно статье 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций (часть 1).
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (часть 3).
Требования пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года 1479.
Согласно пункту 48 указанных Правил противопожарного режима на территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов.
В силу пункта 67 Правил противопожарного режима, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Согласно пункту 68 на территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов.
В соответствии с пунктом 75 при наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Как следует из материалов дела, 31 мая 2021 года на основании задания от 31 мая 2021 года № 25-у инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Центральному административному округу г. Тюмени РНД и ПР по г. Тюмени УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области Д.С.А. произведен плановый (рейдовый) осмотр территории СНТ «Яблонька».
При проведении осмотра установлено, что площадка с твердым покрытием у пожарного водоема СНТ «Яблонька» для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года не соответствует размерам (менее 12 х 12 метров), на территории СНТ не в полном объеме проведена работа по очистке от сухой травянистой растительности, допускается свалка горючих отходов, отсутствуют указатели со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения с направлением к источникам противопожарного водоснабжения.
По указанным фактам 30 июня 2021 года государственным инспектором г. Тюмени по пожарному надзору Д.С.А. в отношении СНТ «Яблонька» составлен протокол об административном правонарушении, постановлением должностного лица административного органа от 20 июля 2021 года СНТ «Яблонька» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, согласно которой судья, должностное лицо оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судья районного суда пришел к выводу об обоснованности привлечения СНТ «Яблонька» к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности.
При рассмотрении дела судьей и должностным лицом административного органа правильно установлены фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, верно применены положения законодательства о пожарной безопасности, установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о виновности СНТ «Яблонька» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат документов, свидетельствующих о невозможности исполнения требований пожарной безопасности СНТ «Яблонька» и принятии им всех возможных мер к их соблюдению.
Доводы жалобы по существу не содержат новых аргументов, которые не исследовались судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении. Эти доводы получили надлежащую правовую оценку в решении судьи, не согласиться с которой у суда, рассматривающего настоящую жалобу, оснований не имеется.
Вопреки доводам заявителя, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления и решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение фактов нарушения требований пожарной безопасности на территории СНТ «Яблонька» в ходе рейдового осмотра, проведенного в связи с введением в Тюменской области особого противопожарного режима.
Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», устанавливающем порядок организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, регламентировано право органов пожарного надзора на проведение рейдовых проверок граждан и организаций.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. При этом, КоАП РФ не содержит каких-либо отсылочных норм к законам, устанавливающим порядок получения информации о событии правонарушения. Исходя из смысла указанной нормы, независимо от оснований и характера проведения мероприятий, обнаружение должностным лицом, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях, сведений, указывающих на наличие события административного правонарушения, является безусловным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по соответствующей статье КоАП РФ.
В силу части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Поскольку поводом к возбуждению инспектором по пожарному надзору в отношении СНТ «Яблонька» дела об административном правонарушении, послужило обнаружение данных, зафиксированных в акте осмотра, указывающих на наличие события административного правонарушения, что соответствует пункту 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом правомерно составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление.
Само по себе не указание в протоколе сведений о свидетелях не является процессуальным нарушением, не позволившим полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, поскольку собранных по делу доказательств достаточно для вывода о наличии в действиях СНТ «Яблонька» состава административного правонарушения.
Постановление о привлечении СНТ «Яблонька» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей назначено в соответствии с требованиями главы 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальных пределах санкции вменяемого товариществу правонарушения.
Нарушений материального права при рассмотрении дела административным органом и судьей не допущено.
Учитывая изложенное, решение судьи районного суда, которым оставлено без изменения вынесенное в отношении СНТ «Яблонька» постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 21 сентября 2021 года и постановление заместителя главного государственного инспектора г. Тюмени по пожарному надзору от 20 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении садоводческого некоммерческого товарищества «Яблонька» оставить без изменения, жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Яблонька» оставить без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда Н.В. Левина