Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тюменский областной суд (Тюменская область) |
Дата поступления | 11.05.2021 |
Дата решения | 31.05.2021 |
Статьи кодексов | |
Судья | Колоскова Светлана Евгеньевна |
Результат | Вынесено решение по существу |
Судебное решение | Есть |
ID | 54fe7fde-d99f-3846-ba99-ea731aa2e09f |
72RS0019-01-2021-001426-78
Дело № 21-185/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень 31 мая 2021 года
Судья Тюменского областного суда Колоскова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу А.В.А. и её законного представителя А.А.Л. на решение судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 14 апреля 2021 года,
у с т а н о в и л:
23 января 2021 года старшим инспектором Отдела по делам несовершеннолетних Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тобольский» майором полиции (далее также – ст. инспектор ОДН МО МВД РФ «Тобольский») Сергеевой В.В. в отношении А.В.А. составлен протокол об административном правонарушении № 72/19-00042791/392, в котором указано на нарушение А.В.А. требований статей 3, 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее по тексту также – Федеральный закон № 54-ФЗ).
Постановлением № 68 Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г.Тобольска от 04 февраля 2021 года А.В.А. привлечена к административной ответственности предусмотренной частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, А.В.А. и ее законный представитель А.А.Л. обжаловали это постановление в суд. В жалобе просили постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях А.В.А. состава административного правонарушения. Указывали, что производство по делу велось с процессуальными нарушениями: дело было рассмотрено без участия лица, поддерживающего обвинение от имени государства; сотрудники полиции, составившие рапорты не были вызваны; задержание являлось незаконным. Также указывали, что снятие отпечатков пальцев и принудительное фотографирование без разъяснения права на отказ от данных процедур, являлось незаконным. Кроме того, отмечали, что публичное мероприятие по своему характеру не являлось насильственным, участники общественный порядок не нарушали, угрозу жизни и здоровью другим гражданам не создавали; полагали, что ограничение права на свободу не может быть обосновано применением норм, направленных на защиту от коронавирусной инфекции COVID-19. Утверждали, что ограничение публичных мероприятий несоразмерно, органы власти не предприняли действий для предоставления альтернативных способов реализации права на свободу мирных собраний, в том числе онлайн. Дискриминационный характер ограничений на проведение массовых мероприятий, свидетельствует о желании властей наказать участников за их политическую позицию.
Решением судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 14 апреля 2021 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
С данным решением не согласны А.В.А. и ее законный представитель А.А.Л., которые в жалобе в вышестоящий суд просят решение судьи отменить, приводя доводы, аналогичные изложенным в жалобе в городской суд, настаивая на том, что за сам факт участия в несогласованном публичном мероприятии ответственность по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ не предусмотрена.
А.В.А., её законный представитель А.А.Л., представитель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г.Тобольска, прокурор, в суд не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения жалобы указанные лица извещены надлежащим образом, полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в полном объеме в порядке частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
В силу ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями частью 3 ст. 17, частями 1, 2 ст. 19, частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, а также в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 мая 2012 года № 12-П «По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина С.А. Каткова», право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией Российской Федерации и названными международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 15, часть 4, Конституции Российской Федерации), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях. Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В соответствии с пунктом 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в числе прочего, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем (часть 1 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ).
В силу требований части 3 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; 3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Согласно части 4 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ участники публичных мероприятий не вправе: 1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; 2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; 3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения; 4) использовать отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, предусмотренный частью 5 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 года № 1618-О, от 24 октября 2013 года № 1619-О, Федеральный закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Из разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 года, следует, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения такого мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (абзац 1). К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации (абзац 2).
Как следует из материалов, 23 января 2021 года ст. инспектором ОДН МО МВД РФ «Тобольский» Сергеевой В.В. в отношении А.В.А., 11 октября 2004 года рождения, составлен протокол об административном правонарушении № 72/19-00042791/392, из которого следует, что 23 января 2021 года с 14 часов 20 минут по адресу: г. Тобольск, около стр.30 площади у ТЦ «<.......>» А.В.А. приняла участие незаконном публичном мероприятии всероссийской акции в поддержку А.Навального «Общероссийский протест» (в руках у нее был плакат формата А4 с надписью «Россия будет свободной! Свободу Навальному!»), без уведомления о проведении публичных массовых мероприятий органов исполнительной власти, чем нарушила требования Федерального закона от 19 июня 2004 года ФЗ-№54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Факт совершения А.В.А. административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении № 72/19-00042791/392 от 23 января 2021 года, фотоматериалом, отображающим нахождение привлекаемого к административной ответственности лица на месте совершения административного правонарушения; рапортом начальника ОИАЗ майора полиции Я.Б,Б.; справкой на физическое лицо.
При этом, на требование сотрудников полиции разойтись и покинуть место публичного мероприятия А.В.А. не отреагировала, что подтверждается рапортом сотрудника полиции Я.Б.Б. и его показаниями свидетеля, полученными в судебном заседании.
Допустимость и достоверность доказательств, на основании которых было вынесено постановление административного органа, были проверены судьей городского суда при рассмотрении жалобы на данное постановление и оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Материалы дела свидетельствуют о том, что дело об административном правонарушении и жалоба рассмотрены с соблюдением положений ст. 24.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, вывод о виновности А.В.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является правильным и обоснованным. Оснований для переоценки установленных фактических обстоятельств дела не имеется.
При производстве по делу нарушений процессуальных требований допущено не было. Объяснение у А.В.А. получено в присутствии ее законного представителя – отца А.А.Л.; дело рассмотрено коллегиальным органом с участием законного представителя А.В.А., а также с участием прокурора в соответствии с требованиями ч.2 ст.25.11 КоАП РФ; дело по жалобе на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г.Тобольска рассмотрено судом с участием законного представителя А.В.А. и прокурора.
В ходе производства по делу, при его рассмотрении А.В.А., её законному представителю А.А.Л. были разъяснены права, предусмотренные ст.25.1, 25.3 КоАП РФ, а также положения ст.51 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, полагаю, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй городского суда решения, не допущено, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено с учётом требований части 2 ст. 4.1 указанного Кодекса в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 5 статьи 20.2 Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения судьи городского суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.6, п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Решение судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 14 апреля 2021 года и постановление № 68 Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Тобольска от 04 февраля 2021 года оставить без изменения, жалобу Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г.Тобольска А.В.А. и ее законного представителя А.А.Л. оставить без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда С.Е. Колоскова