Дело № 12-92/2022, апелляция

Тип дела Административные
Инстанция апелляция
Суд Тюменский областной суд (Тюменская область)
Дата поступления 15.03.2022
Дата решения 06.04.2022
Статьи кодексов ст.6.3 ч.2 КоАП РФ
Судья Глушко Андрей Ростиславович
Результат Оставлено без изменения
Судебное решение Есть
ID c3cf2e00-3635-3db9-b3c2-d3a32b2a06ca
Стороны по делу
Ответчик
******* ****** ********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

72RS0014-01-2022-000733-13

Дело № 12-92/2022

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

6 апреля 2022 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] на постановление судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 16 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО],

установил:

Двадцатого января 2022 года главным специалистом – экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее по тексту также – Управление Роспотребнадзора по Тюменской области, Управление) в отношении индивидуального предпринимателя [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] (далее по тексту также – ИП [СКРЫТО] О.И.) составлен протокол об административном правонарушении № 02-47 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ), выразившегося в нарушении требований, установленных пунктом 4.4. санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от22.05.2020 (далее по тексту также – СП 3.1.3597-20); пунктами 3, 8, 14, 16, 17 постановления Главного государственного санитарного врача Тюменской области от 11.04.2020№5 «О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятиях и в организациях Тюменской области», действовавшего во время возникновения спорного правоотношения (далее по тексту также – постановление Главного государственного санитарного врача Тюменской области № 5); пунктами 10.4, 10.5, 10.8 СП 2.3.6.3668-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.11.2020 № 36 (далее по тексту также – СП 2.3.6.3668-20); пунктами 101, 99, 98 СанПиН 3.3686-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от28.01.2021 № 4 (далее по тексту также – СанПиН 3.3686-21).

Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 16 февраля 2022 года ИП [СКРЫТО] О.И. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

С данным постановлением не согласна ИП [СКРЫТО] О.И. и её защитник Цуркан Н.С., которые в жалобе в вышестоящий суд и дополнениях к ней просят постановление судьи районного суда отменить и прекратить производство по делу. Настаивает, что подписание акта санитарно-эпидемиологического обследования (осмотра) без замечаний не лишает возможности представлять возражения и в последующем не соглашаться с выводами, указанными в акте или протоколе. Обращает внимание, что проверка в отношении ИП [СКРЫТО] О.И. являлась внеплановой, поскольку приказ №788 о проведении проверки датирован 05.11.2021, в то время как проверка проведена в этот же день. При этом, оснований для проведения в отношении ИП [СКРЫТО] О.И. внеплановой, не согласованной с органами Прокуратуры, проверки не имелось и действия должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Тюменской области являются незаконными. Считает, что должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Тюменской области не вправе было осуществлять свою трудовую функцию 05.11.2021, поскольку дни с 30.10.2021 по 07.11.2021 объявлены нерабочими, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от20.10.2021 №595. Указывает, что ИП [СКРЫТО] О.И. самостоятельно осуществляет трудовую функцию в магазине продуктов по адресу: г. Тюмень, ул. Рижская 76/2, у неё отсутствуют наемные работники, соответственно, отсутствует необходимость в издании приказа о назначении ответственного лица по контролю за исполнением мероприятий, определяемых постановлением Главного государственного санитарного врача Тюменской области №5, а также отсутствует обязанность в оснащении раковины в туалете антисептиком, поскольку сан-узел используется только [СКРЫТО] О.И. Настаивает, что должностному лицу Управления Роспотребнадзора по Тюменской области был предъявлен термометр для измерения температуры, а также указано оборудованное место для приема пищи. При этом, в материалах дела отсутствует информация о том, что в магазине [СКРЫТО] О.И. имелись случаи инфекционных либо массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, и по данному поводу проводилось расследование органами Роспотребнадзора по Тюменской области, какие-либо жалобы отсутствовали. Полагает, что к имеющейся в материалах дела видеозаписи следует отнестись критически, поскольку она подвергалась монтажу и, соответственно, надлежащим доказательством по делу не является. Обращает внимание, что признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, как это имеет место в данном случае, влечёт прекращение производства по делу. Полагает, что совершённое [СКРЫТО] О.И. административное правонарушение подлежит квалификации по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Кроме того, отмечает, что административный штраф, подлежит снижению на основании части 2.2. статьи 4.1 КоАП РФ, поскольку ИП [СКРЫТО] О.И. привлекается к административной ответственности впервые, относится к микропредприятиям.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела вышестоящим судом извещены, ИП [СКРЫТО] О.И. в судебное заседание Тюменского областного суда, как это, в частности, следует из соответствующей справки, не явилась, о причинах неявки не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав защитника ИП [СКРЫТО] О.И. – Цуркан Н.С., просившего об удовлетворении жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на, в частности, юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 1). Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на, в частности, юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу требований статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту также - Федеральный закон №52-ФЗ, Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

Согласно статье 29 Федерального закона №52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт2). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).

Статьёй 31 указанного Федерального закона предусмотрено, что ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний (пункт 1). Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (пункт 2). Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3).

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (пункт 2 ст.43 Федерального закона от21.11.2011№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В соответствии со статьёй 6 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей; право осуществления мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни; обеспечение своевременного информирования населения субъекта Российской Федерации о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; право участия в проведении социально-гигиенического мониторинга субъекта Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013№65 утверждены «Санитарно-эпидемиологические правила» СП 3.1/3.2.3146-13 (далее по тексту также - СП 3.1/3.2.3146-13).

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13).

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке в том числе, гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (пункт 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13).

В силу пункта 1 статьи 51 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 данного Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о: госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства; проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям; введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах (подпункт 6); вносить предложения: в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся развития территорий, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды; в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина); в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; в организации о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; в органы по сертификации о приостановлении или прекращении действия выданных ими сертификатов соответствия на продукцию, не соответствующую санитарно-эпидемиологическим требованиям; работодателям о применении дисциплинарных взысканий к работникам, допустившим нарушение санитарных правил; индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного гражданину вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства, а также о возмещении дополнительно понесенных расходов федеральными государственными учреждениями, обеспечивающими деятельность органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства (подпункт 8).

Мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются: - соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; -выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; - организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; - обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; - организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; - использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; - ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных) (пункт4.4 СП 3.1.3597-20).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» постановлено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV); с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.

Постановлением Правительства Тюменской области от 17.03.2020 №120-п «О введении режима повышенной готовности» (далее по тексту также – Постановление № 120), принятом, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусмотрено, что на территории Тюменской области с 18.03.2020в связи с наличием угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (nCoV- 2019, она же COVID-19) действуют дополнительные меры, направленные на недопущение распространение инфекции (дополнительные профилактические и противоэпидемические мероприятия).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Тюменской области №5 от11.04.2020(действовавшего во время возникновения спорных правоотношений) работодателям с целью предотвращения заноса и распространения на предприятии (в организации) новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) предписано: определить приказом по предприятию (организации) ответственное лицо (лиц) - медицинского работника и/или специально проинструктированных лиц, по контролю за исполнением мероприятий настоящего Постановления (пункт 3); организовать ежедневный перед началом работы "входной фильтр" с проведением контроля температуры тела работников, с применением аппаратов для измерения температуры тела бесконтактным или контактным способом с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и с признаками инфекционного заболевания. В течение рабочего дня обеспечить контроль за состоянием здоровья работников (пункт 8); оборудовать умывальники для мытья рук мылом и дозаторами для обработки рук кожными антисептиками в местах общественного пользования (пункт 14); при отсутствии столовой - обеспечить прием пищи в специально выделенной комнате с соблюдением социального дистанцирования не менее 1,5 м и обеспечением условий для соблюдения личной гигиены работающими (наличие раковины для мытья рук с дозатором для обработки рук кожным антисептиком). Преимущественно должна использоваться одноразовая посуда с последующим сбором в плотно закрывающиеся пакеты (пункт 16); обеспечить проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия согласно рекомендациям Роспотребнадзора по проведению дезинфекционных мероприятий по профилактике заболеваний, вызываемых коронавирусами (№02/770-2020-32 от 23.01.2020). Дезинфекция с кратностью обработки каждые 3 - 4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники (пункт17); обеспечить семидневный запас моющих и дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток (пункт 18).

Во всех помещениях ежедневно должна проводиться влажная уборка с применением моющих средств. Уборка торгового зала проводится ежедневно в конце рабочего дня с применением моющих средств. В туалетах уборка ежедневно должна проводиться с применением моющих и дезинфицирующих средств (пункт 10.4 СП 2.3.6.3668-20).

Один раз в месяц должна проводиться уборка всех помещений торговых объектов, а также мытье оборудования и инвентаря с использованием моющих и дезинфицирующих средств (пункт 10.5 СП 2.3.6.3668-20).

В помещениях торговых объектов не должно быть насекомых и грызунов. В торговых объектах должны проводиться мероприятия по дезинсекции и дератизации, в том числе инженерно-технические мероприятия по защите зданий и помещений от проникновения насекомых и грызунов, порядок и периодичность которых определяется хозяйствующим субъектом с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил (пункт 10.8 СП 2.3.6.3668-20).

Дезинсекция включает в себя организационные, санитарно-технические, санитарно-гигиенические и истребительные мероприятия, направленные на уничтожение членистоногих, имеющих эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение, и должна проводиться на следующих объектах (далее - объекты, имеющие особое эпидемиологическое значение): организации пищевой промышленности, общественного питания и организации, осуществляющие хранение и реализацию пищевой продукции (пункт 98 СанПиН 3.3686-21).

Дезинсекционные мероприятия включают организацию и проведение: определения видовой принадлежности членистоногих; учета численности, определения заселенности членистоногими объектов и территории; истребительных мероприятий с использованием механических, химических и биологических методов; контроля эффективности истребительных мероприятий своими силами или силами исполнителей дезинсекционных работ или сторонних организаций. При отсутствии эффективности проверяют качество препарата, а дезинсекционные обработки повторяют, используя инсектициды из других групп химических веществ (пункт 99 СанПиН 3.3686-21).

Кратность плановых обследований на заселенность членистоногими объектов, имеющих особое эпидемиологическое значение, должна составлять не менее 2 раз в месяц, для других объектов - 1 раз в месяц (в местах общего пользования многоквартирных домов, общежитий), в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний, а также анофелогенных водоемов - 1 раз в неделю, открытых территорий - 1 раз в месяц (пункт 101 СанПиН 3.3686-21).

Пунктом 1.4 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от13.03.2020 № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019» предписано взять на контроль выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере общественного питания и торговли, мероприятий по обеспечению усиленного дезинфекционного режима, включая дезинфекцию оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха, обеспечение дезинфекционными средствами для обработки рук, поверхностей и инвентаря.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда, заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области, главного государственного санитарного врача по Тюменской области, на основании, в том числе, Федерального закона от30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от13.03.2020 № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019», вынесен приказ № 788-сэр от 05.11.2021 о проведении обследования территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудования других объектов в целях проверки выполнения ИП [СКРЫТО].И. санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий обязательных с 06.04.2020, которое было поручено главному специалисту-эксперты отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Т.

В рассматриваемом случае проверка в соответствии с нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не проводилась, поскольку в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 1 указанного Федерального закона №294-ФЗ, его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей.

Иными словами, правовые гарантии, установленные указанным Федеральным законом №294-ФЗ на ситуации, связанные с осуществлением превентивного контроля по недопущению распространения на территории Российской Федерации и её конкретного субъекта новой коронавирусной инфекции, не распространяются.

Нахожу, что доводы жалобы ИП [СКРЫТО] О.И. в вышестоящий суд относительно обстоятельств вынесения заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области, главного государственного санитарного врача по Тюменской области Н. приказа № 788-сэр от 05.11.2021 о проведении в отношении ИП [СКРЫТО] О.И. проверки, в частности, о возможности проведения проверки в тот же день, являющийся в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от20.10.2021 №595 выходным, являются надуманными и основанием к отмене оспариваемого постановления судьи районного суда не являются. Кроме того, пунктом 5 вышеприведённого Указа Президента Российской Федерации на органы публичной власти, к которым относится и Управление Роспотребнадзора по Тюменской области, возложена обязанность определить численность служащих и работников, обеспечивающих в нерабочие дни, предусмотренные пунктами 1 и 2 данного Указа, функционирование этих органов и организаций.

В ходе проверки был выявлен ряд нарушений, отраженных в акте санитарно-эпидемиологического обследования от 05.11.2021, согласно которому главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Т. произведен осмотр помещения магазина продуктов ИП [СКРЫТО].И. по адресу г.Тюмень, ул.Рижская 76/2. с видеофиксацией допущенных ИП [СКРЫТО].И. нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Из указанного акта следует, что [СКРЫТО] О.И. в проведении осмотра участвовала, акт санитарно-эпидемиологического обследования (осмотра) от 05.11.2021 ею получен, каких-либо возражений относительно его содержания не произведено. Из имеющейся в материалах дела видеозаписи осуществления осмотра, в полной мере согласующейся с актом обследования от 05.11.2021, усматривается, что возражений относительно зафиксированных в ходе данного осмотра нарушений требований действующего законодательства от [СКРЫТО] О.И. не поступило и непосредственно в ходе проведения осмотра.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. При этом дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 указанной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть 3 статьи 28.1 КоАП РФ).

Выявленные в ходе осмотра нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства послужили основанием для составления в отношении ИП [СКРЫТО].И. протокола об административном правонарушении № 02-47 от20.01.2022, о времени и месте составления которого ИП [СКРЫТО].И. была уведомлена надлежащим образом посредством направления заказного письма с уведомлением.

В протоколе об административном правонарушении № 02-47 от20.01.2022, составленном главным специалистом-экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области Т., отражены следующие нарушения, выявленные в ходе проведения в проверки в отношении ИП [СКРЫТО] О.И.: не представлен/отсутствует приказ об ответственном лице по контролю за исполнением мероприятий Постановления в период угрозы распространения заболевания (новая коронавирусная инфекция (nCoV-2019, она же COVID-19); установить факт проведения измерения температуры тела у сотрудников магазина не представилось возможным ввиду отсутствия термометра для измерения температуры тела бесконтактным или контактным способом отсутствует, что указывает на отсутствие контроля за состоянием здоровья сотрудников магазина; в санузле для сотрудников магазина раковина не оснащена кожным антисептиком; специально выделенной комнаты для приёма пищи в магазине не организовано, приём пищи осуществляется за торговым прилавком; не представилось возможным оценить периодичность проведения уборки, поскольку на момент проведения обследования в журнале уборок отметки о проведенных уборках датированы 13.08.2021 после указанной даты отметки отсутствуют, кроме того при осмотре санузла обнаружен таракан. Указанный протокол содержит вывод о том, что с учётом изложенных в нём фактов ИП [СКРЫТО] О.И. допущено нарушение требований, установленных пунктом 4.4. СП 3.1.3597-20; пунктами 3, 8, 14, 16, 17 постановления Главного государственного санитарного врача Тюменской области № 5 (действовавшего во время возникновения спорного правоотношения); пунктами 10.4, 10.5, 10.8 СП 2.3.6.3668-20; пунктами 101, 99, 98 СанПиН 3.3686-21. Оснований для признания протокола об административном правонарушении от 20.01.2022 недопустимым доказательством не имеется, он составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в присутствии ИП [СКРЫТО] О.И., получившей копию названного протокола, содержит все необходимые сведения.

Выводы должностного лица, изложенные в протоколе об административном правонарушении, согласуются с вышеуказанным актом осмотра и имеющейся в материалах дела видеозаписью. При этом, каких-либо оснований к выводу о том, что данная видеозапись не отображает обстоятельства проведения 05.11.2021 проверки в отношении ИП [СКРЫТО] О.И. и подлежит исключению из числа доказательств по делу, не имеется.

Нахожу, что судья районного суда на основании соответствующей требованиям ст. 26.11 КоАП РФ оценки имеющихся в материалах дела, доказательств, в том числе: приказа заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области, главного государственного санитарного врача по Тюменской области №788-сэр от05.11.2021; акта санитарно-эпидемиологического обследования от05.11.2021; протокола об административном правонарушении № 02-47 от20.01.2022; видеозаписи проверки; выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 20.01.2022, - пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) ИП [СКРЫТО] О.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено. Оснований ставить под сомнение установленные по делу обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы судьи районного суда, в материалы дела не представлено.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.

Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ, и с соблюдением требований статьи 29.5 КоАП РФ.

Приведенные в жалобе в вышестоящий суд, доводы не опровергают наличия в действиях (бездействии) ИП [СКРЫТО] О.И. объективной стороны состава вмененного ей административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного судьёй районного суда постановления.

Так из имеющейся в материалах дела вышеуказанной видеозаписи усматривается, что ИП [СКРЫТО] О.И., присутствовавшая при проведении осмотра 05.11.2021, пояснила в ходе осмотра должностному лицу Управления Роспотребнадзора, что график работы её магазина круглосуточный, сама [СКРЫТО] О.И. работает днем, а для работы ночью приходит продавец (00:45 по таймеру видеозаписи); перчатки используются другими, работающими в её магазине лицами, по мере необходимости (02:37 по таймеру видеозаписи). Должностному лицу Управления Роспотребнадзора [СКРЫТО].И также было сообщено, что термометр для измерения температуры тела она собирается приобрести; употребление пищи работниками осуществляется «на ходу».

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.11.2021 № 2355-О «По запросу Костромского областного суда о проверке конституционности части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что отмене постановления, устанавливающего определённые ограничения в целях санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и даже полной отмене решения о введении режима повышенной готовности, не может быть придано значение закона, отменяющего административную ответственность за административное правонарушение, предусмотренное, в частности, частью 1 статьи 20.6.1 КоАП Российской Федерации. В противном случае установление административной ответственности в условиях специальных (временных) режимов может утратить свое правовое значение, поскольку будет предполагать освобождение от публично-правовой ответственности лиц, нарушающих специальные требования и ограничения, после отмены таких режимов, притом, что соответствующая публично-правовая ответственность изначально устанавливается для обеспечения соблюдения специально вводимых временных ограничений.

С учётом изложенного, утрата постановлением Главного государственного санитарного врача Тюменской области №5 от11.04.2020 силы с 11.03.2022, основанием к прекращению производства по данному делу в отношении [СКРЫТО] О.И. не является. Кроме того, наряду с нарушениями требований указанного постановления №5 от11.04.2020, ИП Щерутис О.И. были допущены нарушения иных норм законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении вышеперечисленных действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Из изложенного, с учётом разъяснений, изложенных в пункте 21 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021, также усматривается отсутствие оснований к выводу о том, что ИП [СКРЫТО] О.И. допущено административное правонарушение, предусмотренное не частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ, а административное правонарушение, предусмотренное частью 1 ст. 20.6.1 указанного Кодекса, предусматривающей административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, поскольку ИП [СКРЫТО] О.И. допущено именно нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В соответствии с частью 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу требований части 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Нахожу, что с учётом обстоятельств дела и характера совершённого ИП [СКРЫТО] О.И. административного правонарушения, принимая во внимание, что допущенные ИП [СКРЫТО] О.И. нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, оснований не согласится с выводом судьи районного суда об отсутствии оснований к применению к спорному правоотношению требований статьи 4.1.1 КоАП РФ, не имеется.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда постановления, не допущено, имеющимся в деле доказательствам судьёй районного суда дана соответствующая оценка, в результате которой судья пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях (бездействии) ИП [СКРЫТО] О.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст.6.3 КоАП РФ, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в порядке, определяемом КоАП РФ, с учётом обстоятельств дела, в соответствии с установленной частью 2 ст. 6.3 указанного Кодекса санкцией, оснований к отмене, либо изменению постановления судьи районного суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 16 февраля 2022 года оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Тюменский областной суд (Тюменская область) на 15.03.2022:
Дело № 33-1925/2022, апелляция
  • Дата решения: 20.04.2022
  • Решение: ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Корикова Надежда Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1939/2022, апелляция
  • Дата решения: 11.04.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Смолякова Елена Васильевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1955/2022, апелляция
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Пятанов Андрей Николаевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-1954/2022, апелляция
  • Дата решения: 04.04.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Киселева Лариса Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1953/2022, апелляция
  • Дата решения: 04.05.2022
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кучинская Елена Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1952/2022, апелляция
  • Дата решения: 04.04.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Пятанов Андрей Николаевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1972/2022, апелляция
  • Дата решения: 04.04.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Киселева Лариса Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1982/2022, апелляция
  • Дата решения: 11.04.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Пятанов Андрей Николаевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1897/2022, апелляция
  • Дата решения: 18.04.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Николаева Ирина Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1905/2022, апелляция
  • Дата решения: 11.04.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Николаева Ирина Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-129/2022, апелляция
  • Дата решения: 06.04.2022
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Глушко Андрей Ростиславович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-128/2022, апелляция
  • Дата решения: 30.03.2022
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Глушко Андрей Ростиславович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-94/2022, апелляция
  • Решение: Отменено с возвращением на новое рассмотрение
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Колоскова Светлана Евгеньевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 12-93/2022, апелляция
  • Дата решения: 30.03.2022
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Глушко Андрей Ростиславович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-90/2022, апелляция
  • Дата решения: 04.04.2022
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Колоскова Светлана Евгеньевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-88/2022, апелляция
  • Дата решения: 04.04.2022
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Галяутдинова Елена Римовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-87/2022, апелляция
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Колоскова Светлана Евгеньевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 21-132/2022, апелляция
  • Дата решения: 04.04.2022
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Колоскова Светлана Евгеньевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-131/2022, апелляция
  • Дата решения: 04.04.2022
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Галяутдинова Елена Римовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-912/2022, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Хоменко Екатерина Васильевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-911/2022, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кириенко Виталий Михайлович
  • Судебное решение: НЕТ