Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тюменский областной суд (Тюменская область) |
Дата поступления | 07.10.2020 |
Дата решения | 21.10.2020 |
Статьи кодексов | |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | a5aeaf7e-186e-3f99-8f94-ab7427eff40a |
72RS0025-01-2020-005091-98
Дело № 12-213/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Тюмень 21 октября 2020 года
Судья Тюменского областного суда Колоскова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ф.Л.В., поданную её защитником Ч.Е.Ю. на постановление судьи Центрального районного суда города Тюмени от 15 сентября 2020 года,
у с т а н о в и л:
29 июня 2020 года инспектором отдела исполнения административного законодательства Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Тюмени (далее также – ОИАЗ УМВД России по г.Тюмени) старшим лейтенантом полиции Я.И.И. составлен протокол № 72 Т 700103961 об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ф.Л.В..
Определением от 29 июня 2020 года указанный протокол и другие материалы дела об административном правонарушении направлены в Центральный районный суд г.Тюмени для рассмотрения.
Постановлением судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 28 июля 2020 года Ф.Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
По жалобе Ф.Л.В., поданной защитником Ч.Е.Ю. решением судьи Тюменского областного суда от 26 августа 2020 года постановление судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 28 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ф.Л.В. отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Центральный районный суд г.Тюмени.
При новом рассмотрении дела постановлением судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 15 сентября 2020 года Ф.Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
С данным постановлением не согласна Ф.Л.В. которая в жалобе, поданной защитником Ч.Е.Ю. просит постановление судьи районного суда от 15 сентября 2020 года отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях Ф.Л.В. состава административного правонарушения. Утверждает, что в постановлении суд не указал, какие именно положения статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» были нарушены, и в чем заключается совершенное нарушение; суд указал лишь на то, что мероприятие 20 июня 2020 года проведено с нарушением установленного порядка и что Ф.Л.В, являлась участником данного мероприятия. Полагает, что участие в массовом мероприятии, проводимом с нарушением порядка его организации, само по себе не является административным правонарушением; ответственность за нарушение порядка проведения массового мероприятия несет только его организатор. Обращает внимание, что в протоколе указано на нарушение Ф.Л.В. статьи 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», однако в постановлении суд ссылается на иные положения данного закона, в связи с этим считает, что в протоколе ее действиям дана неверная оценка, ей ошибочно вменяется нарушение статьи 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Кроме того, указывает, что суд рассмотрел дело без участия Ф.Л.В. несмотря на то, что ею было заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с тем, что она больна и является нетрудоспособной, в подтверждение была приложена копия выписки из медицинской карты амбулаторного больного от 15 сентября 2020 года.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения жалобы оно извещено надлежащим образом, полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав в судебном заседании объяснения Ф.Л.В. и её защитника Ч.Е.Ю. действующего на основании ордера адвоката № 005634, выданного 25 сентября 2020 года ННО Западно-Сибирская коллегия адвокатов (л.д.98), оснований для отмены или изменения постановления судьи районного суда не усматриваю.
В соответствии с частью 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
В силу пункта 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в числе прочего, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем (часть 1 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ).
В силу части 3 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; 3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Согласно части 4 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ участники публичных мероприятий не вправе: 1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; 2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; 3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, названного Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 года № 1618-О, от 24 октября 2013 года № 1619-О, Федеральный закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Из разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 года следует, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения такого мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (абзац 1). К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации (абзац 2). Вместе с тем невыполнение законных требований сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка, безопасности граждан и контролю за соблюдением законности, не связанных непосредственно с проведением публичного мероприятия (например, отказ предъявить документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются данные, дающие основания подозревать его в совершении преступления или полагать, что он находится в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении его дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для задержания такого лица в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»), образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, в том числе в случае, если упомянутые обстоятельства имели место в ходе проведения публичного мероприятия (абзац 3). При этом указание на невыполнение лицом законных требований сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка, безопасности граждан и контроля за соблюдением законности, не связанных непосредственно с проведением публичного мероприятия, в соответствии с требованиями части 2 статьи 28.2 КоАП РФ должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 названного кодекса (абзац 4). Таким образом, при квалификации тех или иных действий (бездействия) участников публичного мероприятия в качестве подпадающих под признаки составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 либо частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, необходимо оценивать их связь с проводимым публичным мероприятием (абзац 5).
Как следует из материалов дела, 14 июня 2020 года в социальной сети «ВКонтакте», на открытой, общедоступной странице группы «Диванные войска Тюмени», которая имеет 9600 подписчиков, в ежедневном выпуске видеоролика «Диалоги 72 с Антоном Чупруновым» гражданам предлагалось 20 июня 2020 года выйти на пикеты на Центральную площадь г. Тюмени, данный видеоролик просмотрели 2297 человек.
Согласно имеющимся в материалах дела скриншотам со страниц вайбер-сообщества «Тюмень Активная», а также с телеграмм-сообщества «Тюмень Активная» («miting72»), участниками которых являются 902 человека, в указанных мессенджерах была размещена информация с призывами прийти на «одиночный пикет 20 июня 2020 года в 15 часов 00 минут на Центральную площадь у памятника В.И. Ленину против Путинских поправок» всех, кто против поправок, вносимых в Конституцию Российской Федерации. Также в указанных сообщениях содержалось утверждение о законности проводимого мероприятия.
Центром противодействия экстремизму УМВД России по Тюменской области от 20 июня 2020 № 30/16-937 переданы сведения на имя подполковника полиции Ф.А.Н. о том, что в ходе проведенных Центром по противодействию экстремизму УМВД России по Тюменской области мероприятий по сбору сведений в отношении действующих на территории региона общественно-политических организаций установлено получение информации о том, что представителями отделения КПРФ по Восточному АО г. Тюмени 20 июня 2020 года на Центральной площади г. Тюмени велась подготовка к проведению публичного мероприятия по несогласию с внесением поправок в Конституцию Российской Федерации. В связи с этим было принято решение о проведении мероприятия, замаскированного под одиночный пикет с находящимися рядом желающими участвовать.
Из рапорта старшего инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Тюмени В.А.И. от 20 июня 2020 года также следует, что во время проведения публичного мероприятия участники пикета находились в одном месте, расстояние друг от друга не превышало 10 метров, пикетируемые граждане поочередно брали агитационные плакаты в руки и подходили к организатору публичного мероприятия Ч.А.М. вставали напротив него, при этом Ч.А.М. находился у края проезжей части дороги ул. Республики г. Тюмени, комментируя происходящее, производил видеозапись, давал указание участникам мероприятия по смене пикетчиков, одну из участников пикета Л.Ф. называл по имени, участники публичного мероприятия общались между собой, разговаривали, передавали друг другу плакаты. Участники данного публичного мероприятия были объединены единым замыслом. Как следует из имеющихся в материалах дела доказательств, Ф.Л.В. во время пикетирования использовала плакат с надписью: «ПЕРЕДАЙ ПУТИНУ ПРИВЕТ- СКАЖИ ПОПРАВКАМ НЕТ!!!».
В ответ на запрос УМВД России по г. Тюмени Администрация г. Тюмени в ответе от 22 июня 2020 года сообщила, что проведение публичных мероприятий (в форме митингов, пикетов, собраний) 20 июня 2020 года на территории г. Тюмени, в том числе на Центральной площади, органом местного самоуправления в установленном законодательством порядке не согласовывалось.
Постановлением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 26 июня 2020 года Ч.А.М.. привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как организатор публичного мероприятия, проведённого без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
Нахожу, что судья районного суда на основании оценки имеющихся в материалах дела, доказательств, в том числе: протокола об административном правонарушении №72 Т 700103961 от 29 июня 2020 года в отношении Ф.Л.В. в котором изложены обстоятельства правонарушения, предусмотренного частью 5 ст. 20.2 КоАП РФ; фото-таблицы к протоколу об административном правонарушении; видеозаписи, рапортов инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Тюмени В.А.И. скриншотов страниц социальных мессенджеров пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях Ф.Л.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что настоящее дело было рассмотрено в отсутствие Ф.Л.В. что ей необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела, не является основанием к отмене обжалуемого постановления, поскольку определением судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 09 сентября 2020 года было удовлетворено ходатайство, заявленное защитником Ф.Л.В. Ч.Е.Ю. и рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 15 часов 00 минут 15 сентября 2020 года (л.д.85). Об отложении рассмотрения дела на указанную дату Ф.Л.В. была уведомлена 09 сентября 2020 года (л.д.86, 87), однако в судебное заседание Ф.Л.В. не явилась, дело рассмотрено без её участия с участием защитника Ч.Е.Ю.
Полагаю, что судья районного суда обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства защитника Ф.Л.В. Ч.Е.Ю. об отложении рассмотрения дела, поскольку из представленной им в судебное заседание выписки из медицинской карты амбулаторного больного ГАУЗ Тюменской области «Городская поликлиника № 3» от 15 сентября 2020 года следует, что у Ф.Л.В. ОРВИ, легкое течение, данной выпиской не подтверждается, что в силу состояния своего здоровья Ф.Л.В. не могла участвовать лично в судебном заседании.
Учитывая изложенное, полагаю, что порядок привлечения Ф.Л.В. к административной ответственности соблюден, обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда постановления, не допущено, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в порядке, определяемом КоАП РФ, в соответствии с установленной частью 5 ст. 20.2 указанного Кодекса санкцией, в связи с чем оснований к отмене либо изменению постановления судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.6, пунктом 1 части 1 ст.30.7, ст.30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Постановление судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 15 сентября 2020 года оставить без изменения, жалобу Ф.Л.В., поданную его защитником Ч.Е.Ю., оставить без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда С.Е. Колоскова