Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тюменский областной суд (Тюменская область) |
Дата поступления | 17.06.2021 |
Дата решения | 02.07.2021 |
Статьи кодексов | ст.20.2 ч.5 КоАП РФ |
Судья | Осипов Артём Викторович |
Результат | Отменено с прекращением производства |
Судебное решение | Есть |
ID | ab1e18aa-45f1-3460-bbc2-2d90ebac9f14 |
Дело № 12-207/2021 | |
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Тюмень | 30 июня 2021 года |
Судья Тюменского областного суда Осипов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу [СКРЫТО] С.П. на постановление судьи по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
18 марта 2021 года участковым уполномоченным полиции ОУУП и ПДН отдела полиции № 4 УМВД России по г. Тюмени Долгушиным М.А. в отношении [СКРЫТО] С.П. составлен протокол № 72 Т 740009947 об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанный протокол и другие материалы дела об административном правонарушении направлены в Центральный районный суд г. Тюмени для рассмотрения.
Постановлением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 07 апреля 2021 года [СКРЫТО] С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
С данным постановлением не согласен [СКРЫТО] С.П., который в жалобе в вышестоящий суд просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Виновным себя не признает, поскольку участником публичного мероприятия он не был и не принимал участия в митинге, в протоколе не указано, какие нормы закона им нарушены. Указывает, что определение о передаче дела судье содержит неустранимые противоречия относительно лица, совершившего правонарушение. Обращает внимание, что согласно протоколу об административном правонарушении, ему вменяется участие в несогласованном с органами местного самоуправления публичном мероприятии, однако, в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения им требований, установленных частями 3, 4 статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Одновременно с жалобой [СКРЫТО] С.П. заявлено ходатайство о восстановлении срока для подачи жалобы на определение суда, в котором он указывает, что определение суда почтовым отправлением не получал, с решением ознакомился на сайте суда, решение суда направлено в его адрес только 19 марта 2021 года.
Участковый уполномоченный полиции ОУУП и ПДН отдела полиции № 4 УМВД России по г. Тюмени Долгушина М.А. не явился. Поскольку о времени и месте рассмотрения дела он извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении рассмотрения дела не просил, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Рассматривая ходатайство о восстановлении срока для подачи жалобы на определение судьи районного суда прихожу к следующему.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска этого срока по ходатайству лица, подающего жалобу он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что копия постановления Центрального районного суда г.Тюмени от 07 апреля 2021 года получена [СКРЫТО] С.П. 07 апреля 2021 года (л.д. 31). Жлоба на постановление подана [СКРЫТО] С.П. 15 апреля 2021 года, однако данная жалобы была возвращена [СКРЫТО] С.П. определение Тюменского областного суда от 12 мая 2021 года. 21 мая 2021 года [СКРЫТО] С.П. повторно подана жалоба.
С учетом того, что [СКРЫТО] С.П. последовательно и добросовестно пользовался предоставленными ему процессуальными правами суд апелляционной инстанции считает возможным восстановить ему срок для подачи жалобы на постановление Центрального районного суда г.Тюмени от 07 апреля 2021 года.
Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав объяснения [СКРЫТО] С.П., его защитника Дейкиной И.П., настаивавших на доводах жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в том числе, свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем (часть 1 статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
В силу части 3 статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; 3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] С.П. административным органом вменяется нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, выразившееся в том, что 23 января 2021 года около 16 часов 15 минут [СКРЫТО] С.П. принял участие в публичном мероприятии в виде митинга у здания Тюменской областной Думы по адресу <.......>, которое не согласовано с органом местного самоуправления.
Проанализировав материалы дела, судья пришел к выводу, что вина [СКРЫТО] С.П. в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом № 72 Т 740009947 об административном правонарушении от 18 марта 2021 года; рапортом участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН отдела полиции № 4 УМВД России по г. Тюмени Долгушина М.А. от 23 января 2021 года; скриншотом из социальной сети и видеоматериалом по факту проведенного публичного мероприятия 23 января 2021 года.
Данные выводы судьи районного суда сделаны без учета требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ.
Из объяснений [СКРЫТО] С.П. от 23 января 2021 года, 23 января 2021 года он совместно с членами партии «За правду», около 13 часов 40 минут собрались в кафе «Пицца мия» по ул. Мельникайте, после чего пошли на площадь к Тюменскому технопарку, где начали проводить разъяснительные беседы с пришедшими на незаконное мероприятие. Примерно через 40 минут вернулись в кафе и пробыв там какое-то время решили идти домой. Когда все разошлись, он решил поехать к зданию Правительства Тюменской области, так как участники незаконного мероприятия ушли туда. Приехав туда, начал снимать на камеру все происходящее. Там она находился примерно 30 минут, после чего уехал домой.
Согласно объяснениям, [СКРЫТО] С.П., данных в ходе производства по делу 19 марта 2021 года, следует, что 23 января 2021 года, он прошел мимо здания Правительства Тюменской области, увидел массовое мероприятие и решил подойти, чтобы узнать, что происходит. Узнав, что там проходит митинг в поддержку Навального, стал просить людей разойтись. В указанном месте он пробыл 10-15 минут, и поняв, что люди не выполняют требования прекратить митинг, ушел.
Согласно протоколу об административном правонарушении, принимая участие в несанкционированном публичном мероприятии [СКРЫТО] С.П. законные требования сотрудников УМВД России по г. Тюмени прекратить участие и покинуть место проведения мероприятия не выполнял.
При этом рапортом участкового уполномоченного полиции Долгушина М.А. нарушений требований статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не зафиксировано.
На представленной фотографии (л.д.12), [СКРЫТО] С.П. зафиксирован на площади у Тюменского технопарка по адресу <.......>, тогда как местом совершения административного правонарушения является <.......>.
Представленный скриншот с сайта социальной сети (л.д.12) также не подтверждает совершение [СКРЫТО] С.П. действий, образующих состав административного правонарушения.
Иных материалов, подтверждающих невыполнение [СКРЫТО] С.П. законных требований сотрудников полиции прекратить участие в несанкционированном публичном мероприятии, в материалах дела не имеется.
Таким образом, установленные протоколом об административном правонарушении обстоятельства не согласуются с иными собранными по делу доказательствами.
Имеющиеся в деле доказательства по делу с достоверностью не свидетельствуют о совершении [СКРЫТО] С.П., как участником публичного мероприятия, установленного порядка его проведения.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 13 постановления № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Поскольку административным органом, вопреки требованиям статьи 1.5 КоАП РФ, не представлено неопровержимых доказательств нарушения [СКРЫТО] С.П. участником публичного мероприятия установленного порядка его проведения, вышестоящий суд не может признать бесспорно доказанной вину [СКРЫТО] С.П. в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Учитывая изложенное, постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 07 апреля 2021 года подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 07 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении [СКРЫТО] Сергея [СКРЫТО] отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении [СКРЫТО] С.П. прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление
Судья Тюменского областного суда А.В. Осипов.