Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тюменский областной суд (Тюменская область) |
Дата поступления | 18.04.2022 |
Дата решения | 23.05.2022 |
Статьи кодексов | ст.6.3 ч.2 КоАП РФ |
Судья | Колоскова Светлана Евгеньевна |
Результат | Изменено |
Судебное решение | Есть |
ID | 1599e336-6e6d-3ff9-b9ef-8b0ee8c6698f |
72RS0025-01-2022-001477-11
Дело № 12-151/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Тюмень 23 мая 2022 года
Судья Тюменского областного суда Колоскова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Индивидуального предпринимателя [СКРЫТО] Андрея [СКРЫТО] на постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 01 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
17 января 2022 года главным специалистом – экспертом отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее по тексту – Управление Роспотребнадзора по Тюменской области) Ширковой О.В. составлен протокол № 02-34 года в отношении Индивидуального предпринимателя [СКРЫТО] Андрея [СКРЫТО] (далее по тексту – ИП [СКРЫТО] А.А.) об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором содержится указание на совершение ИП [СКРЫТО] А.А. на предприятии торговли - магазине «М.», расположенном по адресу: <.......>, правонарушения, выразившегося в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период угрозы распространения заболевания (новая коронавирусная инфекция (nCoV-2019, она же COVID-19), представляющего опасность для окружающих, а именно:
- «входной фильтр» с проведением контроля температуры тела работников ежедневно не проводится, в журнале термометрии имеется только одна запись за 30 октября 2021 года (продавца Куприяновой Татьяны Александровны), не обеспечен контроль за состоянием здоровья сотрудников в течение рабочей смены. Указанное противоречит требованиям п. 8 Постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 11 апреля 2020 года №5 «О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусиой инфекции (COVID-19) на предприятиях и в организациях Тюменской области», а также п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
- умывальник для мытья рук в туалетной комнате не оборудован кожным антисептиком, что не соответствует п. 14 Постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 11 апреля 2020 года №5, а также п.4.4 СП 3.1.3597-20.
- в магазине отсутствует семидневный запас дезинфицирующих средств, что является нарушением п. 18 Постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 11 апреля 2020 года №5, а также п. 4.4 СП 3.1.3597-20.
- на предприятии, в торговом зале, отсутствуют бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа, что не соответствует п. 19 Постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 11 апреля 2020 года №5 «О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) а также п.4.4 СП 3.1.3597-20.
21 марта 2022 года указанный протокол и другие материалы дела об административном правонарушении направлены в Центральный районный суд г. Тюмени для рассмотрения.
Постановлением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 01 апреля 2022 года ИП [СКРЫТО] А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
С данным постановлением не согласен ИП [СКРЫТО] А.А., который в жалобе в вышестоящий суд просит постановление отменить и принять по делу новое решение о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение. Указывает, что ИП [СКРЫТО] А.А. является субъектом малого предпринимательства, административное правонарушение совершил впервые, отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия(памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб. Обращает внимание суда на то, что «входной фильтр с проведением контроля температуры тела работников организован (п.8 акта), следовательно на момент осмотра нарушений организации входного фильтра не имелось. В п.7 акта указано, что в магазине имеется в наличии кожный антисептик «Estellar» для обработки рук персонала. Учитывая общую площадь помещения магазина (74 м.кв.) непосредственную близость умывальника и зоны входной обработки, этот антисептик использовался и для обработки рук после мытья рук с мылом. Риск создания угрозы здоровью персонала и посетителей магазина был исключен. Выражает несогласие с тем, что в магазине отсутствует семидневный запас дезинфицирующих средств, поскольку у ИП [СКРЫТО] А.А. три торговых объекта и запас дезинфицирующих средств хранится в торговом объекте по адресу: <.......> и доставляется по другим объектам по мере надобности. Не согласен также с тем, что отсутствует в торговом зале бактерицидный облучатель воздуха циркуляторного типа, поскольку лампа была приобретена и доставлена в магазин сразу по завершении проверки и до возобновления работы магазина, которая была прервана на время проверки, поэтому риск создания угрозы здоровью персонала и посетителей магазина был также исключен. Настаивает на том, что, хотя формально в его действиях присутствуют признаки состава административного правонарушения, но с учетом наличия «входного фильтра» с измерением температуры тела, наличие антисептических средств и принятие мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции, отсутствовала угроза причинения вреда жизни и здоровью людей.
ИП [СКРЫТО] А.А. в судебное заседание не явился. Поскольку о времени и месте рассмотрения дела он извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представлено, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлено, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также - КоАП РФ) в полном объеме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав в судебном заседании объяснения представителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Веселковой А.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Согласно части 2 статьи 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 новая коронавирусная инфекция (nCoV-2019, она же COVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно п.2.1 MP 3.1.0170-20 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19. Методические рекомендации, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 марта 2020 года, коронавирусная инфекция COVID-19 (CoronaVirusDisease 2019, ВОЗ, 11 февраля 2020 года) – острое респираторное заболевание, вызванное новым коронавирусом (SARS-CoV-2), ассоциированное с повышенной смертностью среди лиц в возрасте старше 60-ти лет, а также лиц с сопутствующими патологическими состояниями, такими как сердечно-сосудистые заболевания, хронические респираторные заболевания, диабет и рак.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: принятие в соответствии с федеральными законами законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением, право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно статье 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 2). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона (пункт 3).
В силу пункта 1 ст.51 Федерального Закона № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 указанного Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о: госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства; проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям; введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах (подпункт 6); вносить предложения: в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся развития территорий, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды; в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина); в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; в организации о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; в органы по сертификации о приостановлении или прекращении действия выданных ими сертификатов соответствия на продукцию, не соответствующую санитарно-эпидемиологическим требованиям; работодателям о применении дисциплинарных взысканий к работникам, допустившим нарушение санитарных правил; индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного гражданину вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства, а также о возмещении дополнительно понесенных расходов федеральными государственными учреждениями, обеспечивающими деятельность органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства (подпункт 8).
Мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются, в том числе: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу (пункт 4.4 СП 3.1.3597-20).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» постановлено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV); с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
В связи с угрозой распространения указанного заболевания в рамках положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций» и Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а равно в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19» издано Постановление Правительства Тюменской области от 18 марта 2020 года № 120-п.
Таким образом, на территории Тюменской области с 18 марта 2020 года в связи с наличием угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (nCoV-2019, она же COVID-19) действуют дополнительные меры, направленные на недопущение распространение инфекции (дополнительные профилактические и противоэпидемические меры).
В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ Главным государственным санитарным врачом Тюменской области издано Постановление № 5 от 11 апреля 2020 года «О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятиях и в организациях Тюменской области» (далее - Постановление Главного государственного санитарного врача по Тюменской области № 5 от 11 апреля 2020 года.).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 4.4. санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»:
Мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;
- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;
- ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных)
В силу статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно статье 29 названного Федерального закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, на основании приказа заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области от 30 октября 2021 года проведено обследование предприятия торговли магазина «М.», расположенного по адресу: <.......>, в целях проверки выполнения санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий.
В ходе проверки установлено нарушение действующих санитарных правил, а именно: «входной фильтр» с проведением контроля температуры тела работников ежедневно не проводится, в журнале термометрии имеется только одна запись за 30 октября 2021 года (продавца Куприяновой Т.А.), не обеспечен контроль за состоянием здоровья сотрудников в течение рабочей смены; умывальник для мытья рук в туалетной комнате не оборудован кожным антисептиком; в магазине отсутствует семидневный запас дезинфицирующих средств; на предприятии, в торговом зале, отсутствуют бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа.
Проанализировав материалы дела, судья пришел к верному выводу, что вина ИП [СКРЫТО] А.А. в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом, актом санитарно-эпидемиологического обследования и другими материалами дела.
Данные доказательства получены уполномоченными на то должностными лицами с соблюдением требований закона, являются последовательными, не противоречивыми, допустимыми, согласуются между собой и с другими имеющимися в материалах дела доказательствами и в своей совокупности явились достаточными для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела, а также для обоснованного вывода о виновности ИП [СКРЫТО] А.А. в нарушении санитарных правил, влекущем административную ответственность.
При этом довод об организации входного контроля опровергается видеозаписью нарушения.
То обстоятельство, что на дату вынесения судьей районного суда постановления о назначении административного наказания постановление Главного государственного санитарного врача по Тюменской области № 5 от 11 апреля 2020 года утратило силу в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача по Тюменской области № 3 от 11 марта 2022 года, не свидетельствует об отсутствии в действиях ИП [СКРЫТО] А.А. состава административного правонарушения, поскольку в ходе проверки были установлены нарушения требований действующих санитарных правил (п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»).
При данных обстоятельствах действия ИП [СКРЫТО] А.А. правильно квалифицированы по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Вопреки доводам жалобы, оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется, поскольку в рассматриваемом случае не установлено наличие совокупности всех условий, при которых в соответствии с положениями части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 названного Кодекса допускается замена административного штрафа предупреждением.
Вместе с тем, полагаю постановление судьи районного суда подлежащим изменению в части назначенного административного наказания.
Согласно части 1 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
Полагаю подлежащими применению положения ч.ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при разрешении вопроса о назначении административного наказания ИП [СКРЫТО] А.А.
Частью 2.2 ст.4.1 названного кодекса предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При этом согласно части 2.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 названной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса.
Принимая во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, принятие мер к устранению выявленных нарушений, учитывая, что согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 08 апреля 2022 года ИП [СКРЫТО] А.А. с 01 августа 2016 года включен в названный реестр как микропредприятие, а административное правонарушение, как следует из материалов дела, совершено им впервые, полагаю, что данные обстоятельства являются основанием для изменения постановления судьи районного суда в части назначенного ИП [СКРЫТО] А.А. административного наказания и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, а именно, в размере 25000 рублей.
В остальной части постановление судьи районного суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 01 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Индивидуального предпринимателя [СКРЫТО] Андрея [СКРЫТО] изменить, назначив ему по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Судья Тюменского областного суда С.Е. Колоскова