Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г.Тулы (Тульская область) |
Дата поступления | 30.11.2020 |
Дата решения | 08.12.2020 |
Категория дела | Дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы:об установлении административного надзора |
Судья | Свинцова С.С. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 9a19c5ac-9e5b-37d3-96fa-2f49bfe1b5b8 |
Дело № 2а-2983/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2020 года г. Тула, ул. Луначарского, д. 76
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Свинцовой С.С.,
при секретаре Самусевой О.Ю.,
с участием помощника прокурора г. Тулы Онуфриев В.А., представителя административного истца УМВД России по г. Туле по доверенности Костерева А.В., административного ответчика [СКРЫТО] Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2983/2020 по административному исковому заявлению Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Туле к [СКРЫТО] Н.А. об установлении административного надзора,
установил:
Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Туле (далее по тексту - УМВД России по г. Туле) обратилось в суд с административным исковым заявлением к [СКРЫТО] Н.А. об установлении административного надзора.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что [СКРЫТО] Н.А. осуждена на основании приговора Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ. Освобождена ДД.ММ.ГГГГ из <адрес> по отбытию наказания.
После освобождения из мест лишения свободы [СКРЫТО] Н.А. неоднократно привлекалась к административной ответственности по главе 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), а именно: ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ; ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ.
[СКРЫТО] Н.А. является пенсионеркой, злоупотребляет спиртными напитками. Со слов соседей характеризуется отрицательно, злоупотребляет спиртными напитками. Ведет общение с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни и злоупотребляющими спиртными напитками, которые, как и сама [СКРЫТО] Н.А., нарушают общественный порядок. Проживающие по соседству граждане обеспокоены тем, что в ходе распития спиртных напитков может возникнуть общественно-опасная ситуация, которая может способствовать совершению преступления (правонарушения) опасного для жизни и здоровья человека, так как [СКРЫТО] Н.А. ранее совершала преступление на бытовой почве в состоянии алкогольного опьянения.
Учитывая, что [СКРЫТО] Н.А. освобождена из мест лишения свободы, имеет непогашенную и не снятую судимость за совершение особо тяжкого преступления, в течение года совершила более двух административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, руководствуясь ст. ст. 3, 4 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» УМВД России по г. Туле просило суд установить в отношении [СКРЫТО] Н.А. административный надзор на срок до погашения судимости (до ДД.ММ.ГГГГ) с установлением следующих административных ограничений: обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период времени с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут; запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
В судебном заседании представитель административного истца УМВД России по г. Туле по доверенности Костерева А.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным и административном иске. Просила их удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик [СКРЫТО] Н.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований об установлении в отношении нее административного надзора.
Выслушав объяснения представителя административного истца УМВД России по г. Туле по доверенности Костерева А.В., административного ответчика [СКРЫТО] Н.А., заключение помощника прокурора г. Тулы Онуфриев В.А., полагавшего административное исковое заявление УМВД России по г. Туле подлежащим удовлетворению и установлению в отношении [СКРЫТО] Н.А. административного надзора на срок три года с предложенными административными ограничениями, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания в отношении них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора (п. 5 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс), ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ).
Статья 3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определяет перечень лиц, в отношении которых может быть установлен административный надзор.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
тяжкого или особо тяжкого преступления;
преступления при рецидиве преступлений;
умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 3 названного Федерального закона в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Суд вправе установить иные, не указанные в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел административные ограничения.
В силу ст. 6 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приговором Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Н.А. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, и ей, с учетом требований ч. 1 ст. 62 УК РФ, назначено наказание в виде 4 (четырех) лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Н.А. освобождена из <адрес> по отбытию срока наказания.
Согласно информационной справке, представленной УУП ОУУП и ДН ОП «Центральный» УМВД России по <адрес> младшим лейтенантом полиции ФИО1, [СКРЫТО] Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по адресу: <адрес>. Является пенсионеркой, злоупотребляет спиртными напитками. По месту жительства характеризуется посредственно. С соседями отношение не поддерживает, так как соседи не довольны тем, что с ними по соседству проживает ранее судимая гражданка, которая злоупотребляет спиртными напитками. Ведет общение с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни и злоупотребляющими спиртными напитками, которые, как и сама [СКРЫТО] Н.А., нарушают общественный порядок. Проживающие по соседству граждане обеспокоены тем, что в ходе распития спиртных напитков может возникнуть общественно-опасная ситуация, которая может способствовать совершению преступления (правонарушения) опасного для жизни и здоровья человека, так как [СКРЫТО] Н.А. ранее совершала преступление на бытовой почве в состоянии алкогольного опьянения, в ходе распития спиртных напитков.
Судом также установлено, что [СКРЫТО] Н.А. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ привлекалась к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ.
За совершение каждого из вышеуказанных правонарушений [СКРЫТО] Н.А. назначены административные наказания.
Вышеперечисленные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались и достоверно подтверждены письменными материалами дела: приговором Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-20); справкой об освобождении серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12); справкой на лицо по ИБД-Ф (л.д. 17-19); справкой на физическое лицо СООП (л.д. 25-27); информационной справкой (л.д. 28); протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-24).
Анализируя вышеизложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что [СКРЫТО] Н.А., являясь лицом, освобожденным из мест лишения свободы и имеющим непогашенную и не снятую судимость по приговору Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, относящегося в соответствии с ч. 5 ст. 15 УК РФ к категории особо тяжких преступлений, после отбытия наказания совершила в течение одного года более двух административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Установленные выше обстоятельства позволяют прийти к выводу о наличии оснований для применения положений ч. ч. 1, 3 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении [СКРЫТО] Н.А.
Суд, анализируя приемлемость предложенного в административном исковом заявлении УМВД России по г. Туле срока установления административного надзора, а также видов административных ограничений в рассматриваемом случае, приходит к следующему.
Несмотря на то, что жалоб в отношении [СКРЫТО] Н.А. в ОП «Центральный» УМВД России по г. Тула не поступало, она имеет не погашенную и не снятую судимость за совершение особо тяжкого преступления, и совершила в течение года более двух административных правонарушений, которые посягают на общественный порядок и общественную безопасность.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (пункты 1, 2 и 4) ст. 3 данного Закона на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления, вынесения приговора) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении 8 лет после отбытия наказания.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
Определяя продолжительность срока административного надзора, устанавливаемого в отношении [СКРЫТО] Н.А., суд учитывает имеющиеся в материалах дела данные о личности административного ответчика, в связи с чем приходит к выводу, что цели административного надзора будут достигнуты при установлении [СКРЫТО] Н.А. административного надзора на срок 3 (три) года, что соответствует положениям п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного выше Федерального закона.
Согласно разъяснениям, данным в п. 22 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).
Определяя периодичность обязательной явки в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, суд исходит из принципа соразмерности ограничения права поднадзорного лица, полагая, что цели данного вида ограничения будут достигнуты при периодичности явки один раз в месяц.
Установление ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин. в отношении [СКРЫТО] Н.А., суд, учитывая данные о личности последней, полагает необходимым.
При этом, определяя время суток, в период которого [СКРЫТО] Н.А. не вправе находиться вне места жительства или пребывания, суд считает возможным установление времени именно 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин, за исключением работы в ночное время суток и сверхурочно.
Относимых, допустимых и достоверных доказательств тому, что [СКРЫТО] Н.А. не имеет возможности проживать по адресу регистрации, как и доказательств, свидетельствующих о нарушении прав административного ответчика установлением указанного времени суток при реализации данного вида административного ограничения, суду не представлено.
Запрещая [СКРЫТО] Н.А. пребывать в местах общественного питания, в которых осуществляется реализация и распитие спиртных напитков (кафе, ресторанах, барах), суд исходит из обстоятельств совершенного ей преступления, а также из данных, характеризующих ее личность.
Как указано ранее, [СКРЫТО] Н.А. имеет склонность к злоупотреблению спиртными напитками.
Учитывая вышеизложенное, суд, исходя из положений ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также с учетом характеризующих данных личности [СКРЫТО] Н.А. считает необходимым и возможным установить в отношении нее административный надзор на срок 3 (три) года, с административными ограничениями в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., за исключением работы в ночное время суток и сверхурочно, запрета пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется реализация и распитие спиртных напитков (кафе, ресторанах, барах).
Установление указанных административных ограничений согласуется с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 597-О-О, от 24.09.2012 № 1739-О, от 22.11.2012 № 2064-О, от 22.04.2014 № 885-О, от 23.04.2015 № 898-О, от 22.12.2015 № 2876-О, от 19.07.2016 № 1676-О, от 18.07.2017 № 1512-О, от 29.05.2018 № 1393-О др.).
Таким образом, административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении [СКРЫТО] Н.А. подлежит удовлетворению.
В дальнейшем [СКРЫТО] Н.А. не лишена права в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора подлежит исчислению в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Руководствуясь ст.ст. 180, 273 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Туле к [СКРЫТО] Н.А. об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении [СКРЫТО] Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и фактически проживающей по адресу: <адрес>, административный надзор на срок 3 (три) года.
Начало срока административного надзора исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Установить в отношении [СКРЫТО] Н.А. административные ограничения в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., за исключением работы в ночное время суток и сверхурочно; запрета пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется реализация и распитие спиртных напитков (кафе, ресторанах, барах).
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы либо апелляционного представления через Центральный районный суд г. Тулы в течение десяти дней со дня его принятия.
Председательствующий: