Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г.Тулы (Тульская область) |
Дата поступления | 17.09.2018 |
Дата решения | 18.10.2018 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Калинина М.С. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 54e99639-056f-3e00-a098-caed87317e9f |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2018 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Калининой М.С.,
при секретаре Бойко К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2817/18 по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тульской области к [СКРЫТО] А.Н. о взыскании земельного и транспортного налога, пени,
установил:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №12 по Тульской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 12 по Тульской области) обратилась в суд с административным иском к [СКРЫТО] А.Н. о взыскании земельного и транспортного налога, пени.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что [СКРЫТО] А.Н. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области, является плательщиком транспортного и земельного налога.
Для добровольного исполнения обязанности по уплате налога и пени, установленной в соответствии с п.1 ст.23, п.1 ст.45, ст.69, ст.75 НК РФ, налогоплательщику направлены требования: от <данные изъяты>.
За налогоплательщиком зарегистрированы транспортные средства: <данные изъяты>
За налогоплательщиком также зарегистрирован земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты>. Размер земельного налога за <данные изъяты> составил 108 руб., пени- 10,16 руб.
Межрайонная ИФНС России № 12 по Тульской области обратилась с заявлением к мировому судье судебного участка № № Центрального судебного района г.Тулы о вынесении судебного приказа в отношении [СКРЫТО] А.Н. о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 11751 руб., по земельному налогу 108 руб., пени в размере 10,16 руб., а всего 11869 руб.16 коп.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Центрального судебного района г.Тулы вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с [СКРЫТО] А.Н. задолженности по транспортному и земельному налогу, пени по причине пропуска срока обращения в суд.
Считают, что установленный п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ срок обращения с настоящим иском в суд был пропущен административным истцом по уважительной причине - в связи с большим объемом работы.
На основании изложенного Межрайонная ИФНС России № по Тульской области просит восстановить пропущенный срок для подачи заявления о взыскании с [СКРЫТО] А.Н. сумм обязательных платежей и санкций. Взыскать с [СКРЫТО] А.Н. недоимку по транспортному налогу в размере 11751 руб., по земельному налогу 108 руб., пени в размере 10,16 руб., а всего 11869 руб.16 коп.
В судебное заседание представитель административного истца, Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области, не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик, [СКРЫТО] А.Н., в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом по месту регистрации.
Суд с учетом положений ст.150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как указано в статье 1 Налогового кодекса РФ, настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; ответственность за совершение налоговых правонарушений.
Согласно статье 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
В соответствии со ст. 32 Налогового кодекса РФ в обязанность налоговых органов входит соблюдение законодательства о налогах и сборах; осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах; бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; направление налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копий акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговых уведомлений и (или) требований об уплате налога и сбора.
Судом установлено, что налогоплательщик – [СКРЫТО] А.Н. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области (далее – налоговый орган).
По данным оперативного учета, представленным Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области, [СКРЫТО] А.Н. имеет задолженность по земельному налогу за <данные изъяты> в размере 108 руб., пени в размере 10,16 руб., по транспортному налогу 11751 руб., а всего 11869 руб. 16 коп.
Статья 57 Конституции Российской Федерации обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. В порядке реализации данного конституционного требования абзацем первым пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из материалов дела усматривается, что у налогоплательщика, [СКРЫТО] А.Н., имеется задолженность по земельному налогу <данные изъяты> г. в размере 108 руб., пени в размере 10,16 руб., по транспортному налогу за <данные изъяты> г. в сумме 11751 руб., а всего 11869 руб. 16 коп., которая не погашена до настоящего времени.
ДД.ММ.ГГГГ г. в адрес [СКРЫТО] А.Н. было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. на уплату транспортного налога за <данные изъяты>. в сумме 11751 руб., земельного налога в размере 108 руб., которое административным ответчиком исполнено не было.
В последующем налоговым органом [СКРЫТО] А.Н. выставлены требования об уплате налога, сбора, страховых вносов, пени, штрафов, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями): от ДД.ММ.ГГГГ № (земельный налог) и от <данные изъяты> (транспортный налог), в которых налогоплательщику предложено добровольно уплатить земельный налог за №, пени по состоянию на <данные изъяты> в сумме 118,16 руб. в срок до <данные изъяты>; транспортный налог за <данные изъяты>, пени по состоянию на <данные изъяты> в сумме 11783 руб. 32 коп. в срок до <данные изъяты>.
Данные требования [СКРЫТО] А.Н. исполнены не были.
В соответствии с положениями п.1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Аналогичное требование установлено и ч.2 ст. 286 КАС РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 115 Налогового кодекса РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.
В силу п.3 статьи 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации Межрайонная ИФНС России № 12 по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ (вх. <данные изъяты>) обратилась к мировому судье судебного участка №78 Центрального судебного района г.Тулы с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с [СКРЫТО] А.Н. недоимки: по транспортному налогу за <данные изъяты> в размере 11751 руб., по земельному налогу за <данные изъяты>. -108 руб., пени в размере 10,16 руб., а всего 11869 руб.16 коп., однако определением Мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района г.Тулы Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области отказано в принятии вышеуказанного заявления о вынесении судебного приказа, с указанием в определении на отсутствие бесспорности требования в связи с пропуском заявителем установленного п.2 ст. 48 Налогового кодекса РФ срока обращения в суд.
Из материалов дела усматривается, что установленный п.2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения последнего требования об уплате налога ([СКРЫТО] А.Н. такой срок установлен до ДД.ММ.ГГГГ), как на момент предъявления Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области требований о вынесении судебного приказа (ДД.ММ.ГГГГ), так и на момент направления настоящего административного иска в суд, истек, что административным истцом не оспаривалось.
В качестве причин пропуска срока на обращение в суд административный истец указал на большой объем работы.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, целью установления сроков исковой давности и сроков давности привлечения к ответственности является как обеспечение эффективности реализации публичных функций, так и сохранение необходимой стабильности соответствующих правовых отношений; в основе установления сроков исковой давности и сроков давности привлечения к ответственности лежит положение о том, что никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок; наличие сроков, в течение которых для лица во взаимоотношениях с государством могут наступать неблагоприятные последствия, представляет собой необходимое условие применения этих последствий (Постановления от 20.07.1999 года N 12-П, от 27.04.2001 года N 7-П, от 24.06.2009 года N 11-П, Определение от 3.11.2006 года N 445-О).
Проанализировав доводы административного истца о причинах пропуска срока на обращение в суд, суд не усматривает обстоятельств, которые бы свидетельствовали об уважительности причин пропуска Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области срока для обращения в суд с административным иском к [СКРЫТО] А.Н. о взыскании земельного и транспортного налога и пени в сумме 11869 руб. 16 коп, а потому оснований для его восстановления не имеется.
В связи с изложенным ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления не подлежит удовлетворению.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам, признаются безнадежными к взысканию.
Исходя из установленных обстоятельств, приведенных выше доказательств и требований закона, суд находит требования административного истца, Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области к [СКРЫТО] А.Н. о взыскании земельного и транспортного налога, пени в сумме 11869 руб. 16 коп. не подлежащими удовлетворению и считает необходимым в иске отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тульской области к [СКРЫТО] А.Н. о взыскании земельного и транспортного налога, пени - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий-