Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г.Тулы (Тульская область) |
Дата поступления | 03.08.2021 |
Дата решения | 17.11.2021 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Невмержицкая А.Н. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 8d8314e7-87ce-34af-ac72-a05c345dfe8c |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2021 года г. Тула, ул. Луначарского, д. 76
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Невмержицкой А.Н.,
при секретаре Аносовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2771/2021 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к [СКРЫТО] Л.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу,
установил:
Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области обратилось в суд с административным иском к [СКРЫТО] Л.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что согласно сведениям, представленным Управлением ГИБДД УМВД России по Тульской области, за налогоплательщиком [СКРЫТО] Л.В. в 2018 году было зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №.
[СКРЫТО] Л.В. начислен транспортный налог и направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ по месту его регистрации, которое в установленный срок не исполнено.
Для добровольного исполнения обязанности по уплате налога и пени, уставленной на основании п. 1 ст.23, п.1 ст.45, ст. 69, ст. 75 НК РФ налогоплательщику направлено требование по месте регистрации № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (отчетный период 2019) в сумме 65 397,90 руб., из которых 147 руб. 90 коп. – сумма пени, 65 250 руб. – налог.
Однако в установленный срок требование не исполнено.
По заявлению УФНС по Тульской области 26.02.2021 мировым судьей судебного участка № 76 Центрального судебного района г. Тулы вынесен судебный приказ № 2а-215/2021 о взыскании с [СКРЫТО] Л.В. задолженности по транспортному налогу.
В связи с поступившими возражениями относительно исполнения судебного приказа мировой судья судебного участка № 76 Центрального судебного района г. Тулы определением от 26.03.2021 отменил судебный приказ.
Инспекция предпринимала все меры для надлежащего извещения налогоплательщика об обязанности уплатить транспортный налог и пени, однако до настоящего времени добровольное погашение задолженности по транспортному налогу не произведено.
На основании изложенного, административный истец просил суд взыскать с [СКРЫТО] Л.В. транспортный налог за 2018 год в размере 65 250 руб., пени – 147 руб. 90 коп., а всего 65 397 руб. 90 коп.
Представитель административного истца УФНС по Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Ходатайствовал о рассмотрении настоящего заявления без его участия.
Административный ответчик [СКРЫТО] Л.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, руководствуясь положениями ст. 289 КАС РФ, ст. 165.1 ГК РФ счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Статьи 3 и 23 НК РФ также говорят об обязанности налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Статья 14 НК РФ относит транспортный налог к категории региональных налогов, за счет которого формируется доходная часть бюджета Тульской области согласно статьи 56 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со статьей 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пунктам 2-4 статьи 52 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу пункта 4 статьи 57 названного Кодекса в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования. Такое требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ст. 70 НК РФ, и налогоплательщиком должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога и пеней не указан в самом требовании (п. 1 ст. 45, п. п. 1 - 5 ст. 69, п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ в редакции, действующей в спорный период).
Как следует из представленных административным истцом доказательств, и установлено судом, административный ответчик [СКРЫТО] Л.В. является плательщиком транспортного налога как собственник транспортного средства Мерседес-Бенц GL 500 MATIC, государственный регистрационный знак О 443 ОО 71.
Данное обстоятельство не оспаривалось административным ответчиком в ходе рассмотрения дела.
Из материалов дела также следует, что УФНС по Тульской области произведен расчет транспортного налога за 2019 год, и [СКРЫТО] Л.В. направлено налоговое уведомление (в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика) № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2019 год: за автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № в размере 65 250 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что сумма транспортного налога, указанная в налоговом уведомлении, [СКРЫТО] Л.В. не оплачена в полном объеме в срок до 02.12.2019, УФНС по Тульской области направлено требование №112815 по состоянию на 18.12.2020, в котором предложено налогоплательщику добровольно уплатить транспортный налог в срок до 03.02.2021. В требовании содержатся разъяснения обязанности уплатить указанные суммы.
Обстоятельства направления указанных уведомления и требования об уплате транспортного налога в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика подтверждаются имеющимся в материалах дела о выдаче судебного приказа соответствующим скрин-шотом страниц из личного кабинета.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что налоговая процедура по направлению [СКРЫТО] Л.В. в установленные налоговым законодательством сроки налогового уведомления и требования об уплате налога налоговым органом соблюдена.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 45 НК РФ).
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (ст. 48 НК РФ).
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Как установлено выше, срок уплаты транспортного налога по направленному административному ответчику требованию №112815 определен до 03.02.2021.
На основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 76 Центрального судебного района г. Тулы от 26.02.2021 №2а-215/2021 с [СКРЫТО] Л.В. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2019 год в сумме 65 250 руб. и пени в размере 147 руб. 90 коп.
При этом, заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с [СКРЫТО] Л.В. указанной выше недоимки было подано мировому судье 20.02.2021, что следует из штампа входящей корреспонденции (18.02.2021 г. передано в отделение Почта России).
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверки при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, мировой судья посчитал, что со стороны налогового органа срок за выдачей судебного приказа соблюден.
Определением мирового судьи судебного участка № 76 Центрального судебного района г. Тулы от 26.03.2021 данный судебный приказ отменен по заявлению [СКРЫТО] Л.В. ввиду несогласия последнего с данным судебным актом.
Рассматриваемое административное исковое заявление поступило в Центральный районный суд г. Тулы 03.08.2021, что следует из штампа входящей корреспонденции.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что требования действующего законодательства по соблюдению срока обращения в суд с рассматриваемыми требованиями административным истцом выполнены.
Как следует из административного искового заявления, УФНС по Тульской области предъявляется к взысканию недоимка по транспортному налогу за 2019 год в сумме 65 250 руб. и пени в сумме 147 руб. 90 коп.
В силу НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и на основании подп. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ по общему правилу считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Административным ответчиком в нарушение ст. 62 КАС РФ доказательств, подтверждающих отсутствие у него задолженности по указанному выше налогу, не представлено.
Кроме того, судом не установлено и предусмотренных налоговым законодательством оснований для освобождения [СКРЫТО] Л.В. от уплаты взыскиваемых сумм налога.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Поскольку пени, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, носит компенсационный характер и является производной от основного обязательства, срок на взыскание пени истекает одновременно с истечением срока для взыскания недоимки по конкретному налогу. Следовательно, налоговый орган не вправе начислять пени на недоимку, возможность взыскания которой утрачена в связи с истечением срока.
При проверке обоснованности начисления заявленных к взысканию сумм пени в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд принимает во внимание, что возможность взыскания пеней по задолженности в силу положений ст. 75 Налогового кодекса РФ, возникает у административного истца в случае, если он своевременно принял меры по взысканию недоимки и по предъявлению акта к исполнению.
Как установлено выше, обязанность по уплате транспортного налога за 2019 год административным ответчиком не исполнена.
Расчет предъявленной к взысканию суммы недоимки по транспортному налогу и пени за указанный выше налоговый период проверен судом и сомнений в своей правильности не вызывает. Данный расчет задолженности административным ответчиком не оспорен.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований налогового органа о взыскании с административного ответчика суммы транспортного налога за 2019 год в размере 65 250 руб. и пени в сумме 147 руб. 90 коп.
Принимая во внимание, что требования административного истца удовлетворены, а доказательств, свидетельствующих о том, что административный ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, суду не представлено, на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ, разъяснений Верховного Суда РФ, изложенных в постановлении Пленума от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»; п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, в доход бюджета муниципального образования г. Тула с [СКРЫТО] Л.В. подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, в размере 2161 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к [СКРЫТО] Л.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу – удовлетворить.
Взыскать с [СКРЫТО] Л.В., ИНН №, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> транспортный налог за 2019 год в размере 65 250 руб. и пени в сумме 147 руб. 90 коп., а всего 65 397 руб. 90 коп.
Взыскать с [СКРЫТО] Л.В., ИНН №, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 2161 руб.
Банковские реквизиты для перечисления налога и пени:
ОКТМО 70701000
КБК 18210604012021000110 – транспортный налог
КБК 18210604012022100110 – пени транспортный налог
Реквизиты для перечисления:
Получатель платежа: УФК по Тульской области (Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области)
ИНН получателя: 7107086130
КПП получатель: 710701001, ОГРН 1047101138105
Банк получатель: отделение Тула Банка России//УФК по Тульской области г.Тула БИК: 017003983
Номер счета банка получателя средств: 40102810445370000059
Номер счета получателя средств: 03100643000000016600.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: