Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г.Тулы (Тульская область) |
Дата поступления | 04.05.2021 |
Дата решения | 09.06.2021 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Невмержицкая А.Н. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 464e1b87-8b1b-38f4-9637-015e4b121bb1 |
№2а-1940/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2021 года г. Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего судьи Невмержицкой А.Н.,
при секретаре Аносовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1940/2021 по административному исковому заявлению прокурора Центрального района г. Тулы о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории РФ,
установил:
прокурор Центрального района г. Тулы, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Центрального района г. Тулы осуществлен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории Российской Федерации. В результате мониторинга в свободном доступе выявлен сайт https:/zakaz-bolnichnjyh.com/goroda/bolnichnye-listy-v-tule/, на котором размещена информация с предложением купить медицинскую справку за плату без участия лица, получающего справку. На момент проверки указатель страницы сайта, на которой размещена названная информация, в реестре отсутствует. Вход на указанный сайт и просмотр размещенной на нем информации является свободным, не требует предварительной регистрации пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данном сайте информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение также отсутствуют. Поскольку распространение указанной информации может мотивировать пользователей «Интернет» ресурса на совершение неправомерных действий по оформлению и получению справки медицинской организации за плату, минуя установленную законодательством процедуру, она противоречит целям и задачам действующего законодательства и должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к указанной странице «Интернет» ресурса должен быть закрыт.
На основании изложенного просил суд признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта https:/zakaz-bolnichnjyh.com/goroda/bolnichnye-listy-v-tule/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страницы сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Старший помощник прокурора Центрального района г. Тулы Алексеев Д.О. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал, просил административный иск удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица, привлеченного к участию в деле в порядке ч. 2 ст. 265.3 КАС РФ, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом.
Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения старшего помощника прокурора Центрального района г. Тулы Алексеева Д.О., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ).
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации с применением информационных технологий регулируются Федеральным законом от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ).
На основании ст. 9 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.п. 1, 2, 6 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в том числе, на следующих принципах: свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установления ограничений доступа к информации только федеральными законами; достоверности информации и своевременность ее предоставления.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 13.01.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в том числе правовые основы выдачи медицинскими организациями справок.
Пунктом 3 статьи 78 данного Федерального закона закреплено, что медицинская организация имеет право выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 № 441н утвержден порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений. Справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
В отношении лиц, указанных в части 2 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724), справки и медицинские заключения выдаются их законным представителям при предъявлении документа, удостоверяющего личность законного представителя, а также документа, подтверждающего полномочия законного представителя.
В случае необходимости оказания медицинской помощи для выдачи справки, медицинского заключения в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования справки и медицинские заключения выдаются гражданам при предъявлении полиса обязательного медицинского страхования.
Справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
Фельдшер, акушерка вправе выдавать справки в случае возложения на них в установленном порядке отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи.
Справки оформляются в произвольной форме (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящего Порядка) с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачом (фельдшером, акушеркой), заверяются личной печатью врача и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации.
При оформлении справок в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую, наркологическую помощь, медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным гражданам, могут быть использованы специальные печати или штампы без указания профиля медицинской помощи, оказываемой медицинской организацией, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации установлены требования о выдаче справки медицинской организацией определенного вида.
Сведения о выдаче гражданину справки, медицинского заключения либо их дубликатов вносятся в медицинскую документацию гражданина, если иной порядок учета выдачи справок и медицинских заключений не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено оформление, выдача и получение справки медицинской организации за плату без участия лица, получающего справку.
Факт обеспечения доступа к вышеуказанной противоправной информации содержит сведения о возможности совершения противоправных действий.
Указанные выводы подтверждаются позицией законодателя, предусмотревшего уголовную и административную ответственность за соответствующее деяние.
Так статьёй 324 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР.
Статьей 327 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков.
Согласно статье 19.23 КоАП РФ подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт влечет наложение административного штрафа
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Центрального района г. Тулы проведена проверка соблюдения законодательства о здравоохранении, законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Согласно акту проверки от 22/04/2021 помощником прокурора осуществлен мониторинг информационного-телекоммуникационной сети «Интернет». Проверкой выявлен сайт https:/zakaz-bolnichnjyh.com/goroda/bolnichnye-listy-v-tule/, где размещена информация с предложением оформить и получить медицинскую справку за плату без участия лица, получающего справку.
На момент проверки указатель страницы сайта, на которой размещена названная информация, в реестре отсутствует.
Вход на указанный сайт и просмотр размещенной на нем информации является свободным, не требует предварительной регистрации пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данном сайте информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение также отсутствуют.
Однако действующим законодательством не предусмотрено оформление, выдача и получение справки медицинской организации за плату без участия лица, получающего справку.
В материалы дела представлен скриншот со страницы сайта, на котором предлагается информация о вышеперечисленных услугах.
С учетом изложенного, суд полагает, что представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что на интернет-сайте с адресом https:/zakaz-bolnichnjyh.com/goroda/bolnichnye-listy-v-tule/ содержится информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На указанной странице идет речь о предложении оформления, выдачи и получения справки медицинской организации за плату без участия лица, получающего справку. Размещение данной информации является незаконным и противоречащим основам правопорядка, нарушающим интересы общества и государства, а действия лица его разместившего – противоправными и уголовно наказуемыми.
В целях ограничения свободного доступа к интернет-странице: https:/zakaz-bolnichnjyh.com/goroda/bolnichnye-listy-v-tule/, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, суд считает необходимым внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.04.2015 № 327 «Об утверждении Правил осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях», контроль за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информации об этих пользователях осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами в форме выездных и документарных проверок.
Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39, ст. 265. 1 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч.1 ст.95 Кодекса административного судопроизводства РФ, лицам, пропустившим установленный данным Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Как указано выше и следует из акта проверки, вышеназванный URL-адрес с размещенной на нем информацией был установлен 22.04.2021 в ходе проводимой прокурором проверки.
С рассматриваемым административным иском прокурор Центрального района г. Тулы обратился в суд 04.05.2021.
Таким образом, срок, установленный ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, административным истцом не пропущен.
При таких обстоятельствах, суд полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 177-180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Центрального района г. Тулы, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта https:/zakaz-bolnichnjyh.com/goroda/bolnichnye-listy-v-tule/.
Настоящее решение является основанием для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страницы сайта https:/zakaz-bolnichnjyh.com/goroda/bolnichnye-listy-v-tule/ в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий