Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г.Тулы (Тульская область) |
Дата поступления | 04.05.2021 |
Дата решения | 26.05.2021 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Задонская М.Ю. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 1ae88caa-bf1a-3c8b-b710-43ec9240fb37 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2021 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Задонской М.Ю.,
при секретаре Ивановой О.В.,
с участием
помощника прокурора Центрального района г. Тулы Рябковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1740/2021 по административному исковому заявлению прокурора Центрального района г. Тулы, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
прокурор Центрального района г. Тулы, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что прокуратурой Центрального района г. Тулы осуществлен надзор с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории Российской Федерации. В результате мониторинга сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлена страница сайта <данные изъяты> на которой размещена информация о продаже фальшивых денежных знаков Центрального банка Российской Федерации. Вход на указанный сайт и просмотр размещенной на нем информации является свободным, не требует предварительной регистрации пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данном сайте информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение также отсутствуют.
На основании изложенного просил суд признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страницы сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Помощник прокурора Центрального района г. Тулы Рябкова Т.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала, просила административный иск удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица, привлеченного к участию в деле в порядке ч. 2 ст. 265.3 КАС РФ, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения помощника прокурора Центрального района г. Тулы Рябковой Т.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ).
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации с применением информационных технологий регулируются Федеральным законом от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ).
На основании ст. 9 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.п. 1, 2, 6 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в том числе, на следующих принципах: свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установления ограничений доступа к информации только федеральными законами; достоверности информации и своевременность ее предоставления.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 186 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 3-5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.04.1994 № 2 «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг» состав преступления образует как частичная подделка денежных купюр или ценных бумаг (переделка номинала подлинного денежного знака, подделка номера, серии облигации и других реквизитов денег и ценных бумаг), так и изготовление полностью поддельных денег и ценных бумаг. Изготовление фальшивых денежных знаков или ценных бумаг является оконченным преступлением, если с целью последующего сбыта изготовлен хотя бы один денежный знак или ценная бумага, независимо от того, удалось ли осуществить сбыт подделки. Сбыт поддельных денег или ценных бумаг состоит в использовании их в качестве средства платежа при оплате товаров и услуг, размене, дарении, даче взаймы, продаже и т.п.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.
Согласно ст. 29 данного Федерального закона эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.
Пунктом 1 Письма Центрального Банка РФ от 15.02.2007 № 29-5-1-8/778 «О применении указаний Банка России № 1778-У» под термином «подделка» понимается как полная подделка денежного знака, так и его частичная подделка (переделка).
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Правила).
Согласно пунктам 2, 3 Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра – организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Центрального района г. Тулы проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора осуществлен мониторинг информационного-телекоммуникационной сети «Интернет». Проверкой выявлен сайт <данные изъяты>, где размещена информация о продаже фальшивых денежных знаков Центрального банка Российской Федерации.
Вход на указанный сайт и просмотр размещенной на нем информации является свободным, не требует предварительной регистрации пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данном сайте информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение также отсутствуют.
В материалы дела представлен скриншот со страницы сайта, где предлагается информация о вышеперечисленных услугах.
С учетом изложенного, суд полагает, что представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что на интернет-сайте с адресом <данные изъяты>, содержится информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На указанной странице содержатся сведения о продаже фальшивых денежных знаков Центрального банка Российской Федерации. Размещение данной информации является незаконным и противоречащим основам правопорядка, нарушающим интересы общества и государства, а действия лица его разместившего – противоправными и уголовно наказуемыми.
В целях ограничения свободного доступа к интернет-странице: <данные изъяты> содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, суд считает необходимым внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.04.2015 № 327 «Об утверждении Правил осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях», контроль за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информации об этих пользователях осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами в форме выездных и документарных проверок.
Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39, ст. 265. 1 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч.1 ст.95 Кодекса административного судопроизводства РФ, лицам, пропустившим установленный данным Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Как указано выше и следует из акта проверки, вышеназванный URL-адрес с размещенной на нем информацией был установлен ДД.ММ.ГГГГ в ходе проводимой прокурором проверки.
С рассматриваемым административным иском прокурор Центрального района г. Тулы обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, срок, установленный ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, административным истцом не пропущен.
При таких обстоятельствах, суд полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 177-180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Центрального района г. Тулы, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по URL – адресу: <данные изъяты>
Настоящее решение является основанием для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страницы сайта <данные изъяты> в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий