Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г.Тулы (Тульская область) |
Дата поступления | 07.04.2021 |
Дата решения | 22.04.2021 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Рыбина Н.Н. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | af93d625-e200-373b-9c88-e49e5b347ee9 |
Дело №2а-1333/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2021 года г. Тула, ул. Луначарского, д. 76
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Рыбиной Н.Н.,
при секретаре Стародубцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1333/2021 по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в лице Новомосковского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, действующего в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в лице Новомосковского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что в результате мониторинга «Интернет» - ресурсов в целях контроля за соблюдением законодательства об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, законодательства о защите прав потребителей, Управлением Роспотребнадзора по Тульской области выявлен факт размещения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц – на сайте https://cocorise.ru/, информации, предлагающей приобретение табачной продукции (табак для кальяна) дистанционным способом.
На указанном сайте к продаже предлагается ассортимент товара табачной продукции различных марок.
На главной странице сайта https://cocorise.ru/ имеются активные окна такие как: «Кальяны», «Табак», «Уголь», «Комплектующие», также на указанном сайте имеется информация с описанием предлагаемой продукции.
Ниже на главной странице сайта, указана электронная noчта:info@cocorise.ru: номер телефона; «иконки» для перехода на сайты Instagram и Whatsapp; каталог продуктов; о нас; полезная информация, а также надпись следующего содержания: «Данный сайт не является рекламой, мы осуществляем дистанционную торговлю табачной и табакосодержащей продукцией, а служит для предоставления достоверной информации об основных свойствах и характеристиках товара для профессиональной аудитории. Мы не продаем продукцию лицам, не достигшим 18 лет. (ст.20 №15 «Об охране здоровья граждан»)».
При открытии группы каталога в разделе «Кальяны», представлены кальяны разных брендов, на странице можно отсортировать товар по новизне, имени, цене. Слева на странице помещены разделы: «Цена», «Бренды», «Размер», «Цвет». На сайте представлены кальяны в ассортименте.
При нажатии на активное окно Кальян Seven Star - E-56S страница переходит по активной ссылке в корзину, где отображается наименование и стоимость товара. При выборе интересующего товара и отправки его в «Корзину», в правом верхнем углу указывается стоимость товара -3000 рублей.
При переходе в раздел «Доставка» отображается информация: самовывоз, доставка по г. Москва, доставки в регионы.
При переходе в раздел «Табак для кальяна», слева на странице помещены разделы: Цена», «Акция», «Бренды», «Вкус», «Линейка табака», «Количество грамм». «Крепость», к реализации представлен табак в ассортименте.
Для доставки необходимо зарегистрироваться, ввести контактные данные (ФИО, город, адрес, номер телефона, адрес электронной почты). Указать способ оплаты и доставки. В случае перехода по активной ссылке «Подтвердить заказ» система принимает заказ в обработку.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь сети «Интернет», в том числе несовершеннолетние. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
Таким образом, административный истец указывает на то, что на сайте https://cocorise.ru/ размещена информация о продаже табачной продукции (табак для кальяна) дистанционным способом.
На основании изложенного, Управление Роспотребнадзора по Тульской области в лице Новомосковского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области просит суд признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию о продаже кальянов и табачной продукции, размещенную на сайте https://cocorise.ru/. С вступлением в законную силу решения суда направить его в Управление Роскомнадзора по Тульской области для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Представитель административного истца Управления Роспотребнадзора по Тульской области в лице Новомосковского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, в представленном суду ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица, привлеченного к участию в деле в порядке ч. 2 ст. 265.3 КАС РФ, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом.
Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ).
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации с применением информационных технологий регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информационно-телекоммуникационной сетью понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Частью 1 ст. 9 Закона об информации установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Частью 6 ст. 10 названного Федерального закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Исходя из специфических свойств табачной продукции и оказываемого от ее потребления вреда здоровью граждан, отношения, возникающие в данной сфере, регулируются Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», основными принципами которого являются, в том числе системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации и приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций (пункты 4 и 5 статьи 4); одной из мер предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака является ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями (пункт 8 статьи 11).
В целях реализации указанных положений статья 19 указанного Федерального определяет места розничной продажи табачной продукции и предусматривает особые требования к стационарным торговым объектам (зданиям и строениям), общее понятие которых содержится в ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 №612 (ред. от 16.05.2020) утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом.
Так в силу пункта 5 вышеуказанных Правил, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Кроме того, согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, содержащей сведения о реализации табачной продукции.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ специалистом – экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тульской области Сокол Е.А. при осуществлении мониторинга «Интернет»-ресурсов обнаружен сайт https://cocorise.ru/, на котором дистанционным способом осуществляется продажа табачной продукции и кальянов (табак для кальяна) различных брэндов.
На главной странице сайта https://cocorise.ru/ имеются активные окна такие как: «Кальяны», «Табак», «Уголь», «Комплектующие», также на указанном сайте имеется информация с описанием предлагаемой продукции.
Ниже на главной странице сайта, указана электронная noчта:info@cocorise.ru: номер телефона; «иконки» для перехода на сайты Instagram и Whatsapp; каталог продуктов; о нас; полезная информация, а также надпись следующего содержания: «Данный сайт не является рекламой, мы осуществляем дистанционную торговлю табачной и табакосодержащей продукцией, а служит для предоставления достоверной информации об основных свойствах и характеристиках товара для профессиональной аудитории. Мы не продаем продукцию лицам, не достигшим 18 лет. (ст.20 №15 «Об охране здоровья граждан»)».
При открытии группы каталога в разделе «Кальяны», представлены кальяны разных брендов, на странице можно отсортировать товар по новизне, имени, цене. Слева на странице помещены разделы: «Цена», «Бренды», «Размер», «Цвет». На сайте представлены кальяны в ассортименте.
При нажатии на активное окно Кальян Seven Star - E-56S страница переходит по активной ссылке в корзину, где отображается наименование и стоимость товара. При выборе интересующего товара и отправки его в «Корзину», в правом верхнем углу указывается стоимость товара -3000 рублей.
При переходе в раздел «Доставка» отображается информация: самовывоз, доставка по г. Москва, доставки в регионы.
При переходе в раздел «Табак для кальяна», слева на странице помещены разделы: Цена», «Акция», «Бренды», «Вкус», «Линейка табака», «Количество грамм». «Крепость», к реализации представлен табак в ассортименте.
Для доставки необходимо зарегистрироваться, ввести контактные данные (ФИО, город, адрес, номер телефона, адрес электронной почты). Указать способ оплаты и доставки. В случае перехода по активной ссылке «Подтвердить заказ» система принимает заказ в обработку.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь сети «Интернет», в том числе несовершеннолетние. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
В материалы дела представлены скриншоты со страниц сайта, где предлагается информация о вышеперечисленных услугах.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сайт https://cocorise.ru/, на котором размещена вышеуказанная информация, сведения о его доменном имени в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (http://eais.rkn.gov.ru), отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
По делам о признании информации размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
Кроме того, суд принимает во внимание, что распространение указанной информации представляет собой реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц (потребителей), в том числе и несовершеннолетних лиц. Распространение указанной информации противоречит политике государства по противодействию потребления табака и иной никотиносодержащей продукции, нарушает установленные требования к реализация пищевой продукции, а также идет в разрез с целями и задачами действующего законодательства в области защиты населения от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию, а действия лица его разместившего – противоправными и уголовно наказуемыми.
С учетом изложенного, суд полагает, что представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что на «Интернет»-сайте https://cocorise.ru/ содержится информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В целях ограничения свободного доступа к «Интернет»-сайту https://cocorise.ru/, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, суд считает необходимым внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов».
Административное исковое заявление подано Управлением Роспотребнадзора по Тульской области в пределах полномочий, установленных п. 8.40 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 № 722), ст. 265.1 КАС РФ.
При таких обстоятельствах, суд полагает требования Управления Роспотребнадзора по Тульской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.04.2015 № 327 «Об утверждении Правил осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях», контроль за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информации об этих пользователях осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами в форме выездных и документарных проверок.
В пункте 3 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, указано, что формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных вышеназванным Постановлением, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в лице Новомосковского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить.
Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию о продаже кальянов и табачной продукции, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте https://cocorise.ru/.
Настоящее решение является основанием для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страницы сайта https://cocorise.ru/ в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий