Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г.Тулы (Тульская область) |
Дата поступления | 16.03.2021 |
Дата решения | 16.05.2022 |
Категория дела | Споры, связанные с самовольной постройкой |
Судья | Рыбина Н.Н. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | c2a8ec9c-b1b9-3f83-ac06-bf0b1dcc57ef |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2022 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Рыбиной Н.Н.,
при секретаре Ивановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-9/2022 по исковому заявлению министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к [СКРЫТО] И.А. о признании гаража, сарая, теплицы -самовольными постройками, об обязании снести самовольные постройки,
установил:
министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к [СКРЫТО] И.А. о признании гаража, сарая, теплицы - самовольными постройками, об обязании снести самовольные постройки.
Требования истца мотивированы тем, что 29.04.2020 [СКРЫТО] И.А. обратился в министерства имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка площадью 385 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, севернее участка с кадастровым номером №, для индивидуального жилищного строительства.
26.05.2020 Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области письмом отказало [СКРЫТО] И.А. в предварительном согласовании предоставления в собственность указанного земельного участка. Отказ мотивирован наличием на испрашиваемом земельном участке объектов, имеющих признаки капитальности.
В соответствии с материалами ГУ ТО “Областное БТИ” на территории которая испрашивался [СКРЫТО] И.А. в рамках предварительного согласования предоставления земельного участка площадью 385 кв.м, расположены объекты: Лит. Г1 - гараж, Г2, ГЗ - сараи, Г4-теплица.
Гараж лит. Г1 имеет следующие характеристики: фундамент - заливной; стены - в 1,5 кирпича; перекрытия - железобетонные плиты; крыша - железная; полы - дощатые; ворота - металлические с окраской; смотровая яма - кирпичные стены, бетонное основание.
Сараи лит. Г2, Г5: фундамент - деревянные стулья.
Теплица лит. Г 4: фундамент - бетонный; стены - металлический каркас остеклен.
Таким образом, на территории, которая планировалась к предварительному согласованию, расположены объекты капитального строительства.
Согласно материалами технической инвентаризации, объекты Лит. Г1 - гараж, Г2, ГЗ - сараи, Г4-теплица построены на самовольно занятой земле площадью 675 кв.м.
Данные объекты в настоящее время не зарегистрированы на праве собственности за [СКРЫТО] И.А. и учтены в материалах инвентарного дела с указанием на самовольное занятие.
В настоящем деле спорные объекты расположены на земельном участке государственная собственность на который не разграничена, за предварительным согласованием которого обращался [СКРЫТО] И.А.
Кроме того, в ходе проведения мероприятий по муниципальному земельному контролю установлено, что земельный участок площадью 685 кв.м прилегающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, на котором расположены гараж, объекты хозяйственно-бытового назначения, ограждение из металлического профилированного листа и калитка, расположенные по адресу: <адрес>, используется [СКРЫТО] И.А. без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Сведения о предоставлении заинтересованным лицам обозначенного земельного участка по указанному адресу в министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области отсутствуют.
По изложенным основаниям просит признать лит. Г1 - гараж, лит. Г2 - сарай, лит. ГЗ - сарай, лит. Г4 – теплицу, расположенные по адресу: <адрес> - самовольными постройками; обязать [СКРЫТО] Игоря [СКРЫТО] за свой счет в течение трех месяцев с даты вступления решения суда законную силу снести самовольные постройки - лит. Г1 - гараж, лит. Г2 - сарай, лит. ГЗ - сарай, лит. Г4 - теплицу, расположенные по адресу: <адрес>
Протокольным определением от 12.01.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Савченко В.Е., Управление по градостроительству и архитектуре администрации г. Тулы.
Протокольным определением от 14.04.2022 2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Бацюн В.Л.
Представитель истца министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Ответчик [СКРЫТО] И.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в отсутствие не просил.
Третье лицо Савченко В.Е. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в отсутствие не просил.
Третье лицо Бацюн В.Л. в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что споров в отношении гаража, сарая, теплицы, расположенных на участке [СКРЫТО] И.А. не имеется и его права никоим образом не нарушаются.
Представители третьих лиц Администрации г. Тулы, Управления по градостроительству и архитектуре администрации г. Тулы в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в отсутствие не просили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дела в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9 данного Кодекса, устанавливающего, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.
Согласно ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Согласно п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Права на земельные участки граждан и юридических лиц удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 208 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" также разъяснено, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
В пункте 36 названного выше постановления разъяснено, что лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
По смыслу указанных выше норм права и акта их разъяснения, юридически значимыми и подлежащими доказыванию обстоятельствами являлись наличие у истца права на имеющееся в натуре имущество, а также незаконность владения этим имуществом или его частью конкретным лицом (лицами).
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с частью 1 статьи 15, 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, установленным гражданским законодательством и Федеральными законами Российской Федерации.
Права на земельные участки согласно статье 26 ЗК РФ удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (п. 8 ст. 1 ЗК РФ).
Согласно п.2 ст. 8, и. 2 ст. 11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п.2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.8.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В силу положения ст. 8.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные ЗК РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
20.11.2014 Тульской областной Думой принят Закон № 2218-ЗТО "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области" (далее также Закон № 2218-ЗТО), согласно и. 1 ч. 1, и.2 ст.5 Закона № 2218-ЗТО с 01.01.2015 Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Статьей 72 ЗК РФ предусмотрено, что муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с и. 1, пп. 74 и. 5 Постановления правительства Тульской области от 13.8.2016 № 452 "Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области" (далее - Положение) министерство является уполномоченным органом Правительства Тульской области по осуществлению указанных полномочий.
Абзацем четвертым пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом.
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем земельном участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В силу ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка (п. 1).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (п. 2).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п.3).
Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) (п. 3.1.).
Пункт 2 статьи 60 ЗК РФ предусматривает, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пунктов 2, 3 статьи 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что по смыслу абзаца второго пункта 2 статьи 222 ГК РФ ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство.
Согласно ст. 304 ГК Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] И.А. на основании договора купли-продажи земельного участка и расположенного на нем жилого дома с надворными постройками от 23.10.2016 года, заключенного между Савченко В.Е. и [СКРЫТО] И.А., является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 288,30 кв.м, с надворными постройками, кадастровый номер №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от 20.11.2006; а также собственником земельного участка, расположенного в границах участка с кадастровым номером №, на землях поселений для строительства индивидуального дома с надворными постройкам, адрес ориентира: <адрес>, общей площадью 960, 0 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от 20.11.2006.
Из плана земельного участка, имеющегося в Техническом паспорте домовладения, выполненного отделением по г. Туле Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на 22.03.2007 года, следует, что по свидетельству о госрегистрации права № от 20.11.2006 площадь земельного участка - 960 кв.м, в площадь земельного участка 1635 кв.м входит самовольно занятая земля площадью 675 кв.м.
Лит. Г1-гараж, Г2, Г3- сарай, Г4-теплица построены на самовольно занятой земле площадью 675 кв.м.
Как следует из пояснений истца, на момент приобретения земельного участка и расположенного на нем жилого дома с надворными постройками, спорные самовольные постройки уже существовали. [СКРЫТО] И.А. их не строил, но фактически владеет и пользуется ими.
Судом установлено, что на основании распоряжения министра имущественных и земельных отношений Тульской области М.Ю. Пантелеева № 38 от 14.01.2020 была проведена плановая выездная проверка в отношении [СКРЫТО] И.А.
Согласно акту проверки Министерства № 11/20 от 12.02.2020 по результатам проведения плановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно ориентира двухэтажный жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, имеет площадь 960 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальный жилой дом. Границы Участка установлены в действующей системе координат МСК-71.1.
С восточной стороны Участок на местности фактически граничит с земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> по <адрес>; с западной стороны – с земельным участком с кадастровым номером № расположенным по адресу: <адрес> с северной и южной стороны – с землями, государственная собственность на которые не разграничена.
С южной стороны Участок <адрес> установлены ограждения смешанного типа на бетонном основании, калитка и ворота, через которые осуществляется доступ на Участок. С Северной стороны Участка размещено ограждение из металлического профилированного листа и калитка, через которую осуществляется доступ на земельный участок. С восточной стороны – ограждение из металлического профилированного листа. С западной стороны – серое металлическое ограждение.
В результате произведенных измерений определены площади земельных участков, фактически расположенных за границами земельного участка с кадастровым номером № а именно: земельный участок площадью 685 кв.м, прилегающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, на котором расположены гараж и объекты хозяйственно-бытового назначения, а также на земельном участке установлено ограждение из металлического профилированного листа и калитка, через которую осуществляется доступ на данный земельный участок.
Фактически на местности земельный участок с кадастровым номером № и участок площадью 685 кв.м. находятся в едином ограждении и образуют между собой единый массив.
Таким образом, в результате проведения плановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства, установлено:
- земельный участок площадью S - 685 кв.м с координатами, указанными в обмере площади земельного участка, прилегающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, на котором расположены гараж, объекты хозяйственно-бытового назначения, ограждение из металлического профилированного листа и калитка, через которую осуществляется доступ на земельный участок, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером № местоположение которого установлено относительно ориентира двухэтажный жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>;
- земельный участок площадью S - 25 кв.м с координатами, указанными в обмере площади земельного участка, прилегающий с южной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, на котором размещено ограждение смешанного типа на бетонном основании, калитка и ворота, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером № местоположение которого установлено относительно ориентира двухэтажный жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>
используются [СКРЫТО] И.А. без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанные земельные участки, в связи с чем в действиях названного лица усматриваются нарушения требований статей 25,26 Земельного кодекса РФ, что является признаком административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка).
29.04.2020 [СКРЫТО] И.А. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предварительном согласования предоставления земельного участка площадью 385 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, севернее участка с кадастровым номером №, в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, [СКРЫТО] И.А. просил согласовать ему предоставление в собственность часть земельного участка площадью 385 кв.м из самовольно занятого им земельного участка площадью 685 кв.м, который находится в его фактическом пользовании.
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области по результатам рассмотрения заявления [СКРЫТО] И.А. о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного севернее земельного участка с кадастровым номером №, письмом №№ от 26.05.2020 сообщило [СКРЫТО] И.А., что согласно сведениям, имеющимся в министерстве, на испрашиваемом земельном участке расположены объекты. Учитывая изложенное, руководствуясь п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ, земельные участки должны формироваться и предоставляться путем проведения соответствующих процедур свободными от расположенного на таком земельном участке имущества, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный п. 3 ст.39.36 ЗК РФ. Кроме того, министерство в письме указало, что в соответствии с п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Также указало на то, что в соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель, а также нарушать требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами. Формирование земельного участка согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории приводит к невозможности использования земельного участка по целевому назначению, а также к нерациональному использованию земли.
Руководствуясь вышеизложенным, а также подпунктами 1, 2 п. 8 ст. 39.15, п. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 4, 6 ст. 11.9, п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ министерство отказало [СКРЫТО] И.А. в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу<адрес>, севернее участка с кадастровым номере №, а также в утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.
Не согласившись с данным отказом, [СКРЫТО] И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 19.08.2020 года по административному делу № 2а-1717/2020 по административному исковому заявлению [СКРЫТО] И.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 26.05.2020 № № предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г.<адрес>, севернее участка с кадастровым номером № обязании повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, в удовлетворении административного иска [СКРЫТО] И.А. - отказано.
Не согласившись с решением суда, [СКРЫТО] И.А. подал апелляционную жалобу, просил решение отменить, как незаконное и необоснованное.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 08.12.2020 года, решение Центрального районного суда г. Тулы от 19.08.2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба [СКРЫТО] И.А. без удовлетворения.
Судом установлено, что Министерство не принимало решений о предоставлении в собственность или в аренду ответчику земельного участка площадью 675 кв.м.
В связи с необходимостью определения, являются ли возведенные строения объектами капитального строительства и соответствуют ли градостроительным, строительным, противопожарным и иным нормам, судом назначена судебная строительно - техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Альянс - Капитал».
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы: являются ли объекты, поименованные под лит. Г2, ГЗ и Г4 в техническом паспорте домовладения, расположенного по адресу: <адрес> от 22.03.2007 г. - объектами капитального строительства?
Соответствуют ли возведенные объекты: лит.Г1 -гараж, лит.Г2-сарай, лит. Г3- сарай, лит. Г4-теплица, расположенные по адресу: <адрес> градостроительным, строительным, противопожарным и иным нормам и правилам?
Создают ли объекты, поименованные под лит. Г1, Г2, ГЗ и Г4 в техническом паспорте домовладения, расположенного по адресу: г<адрес>, от 22.03.2007 г., угрозу жизни и здоровью людей?
Согласно выводам, сделанным экспертом ООО «Альянс - Капитал» Заварзиным М.И. в заключении № 2021-1785 по состоянию на 31.05.2021, следует, что объекты поименованные под лит. Г2, Г3 и Г4 в техническом паспорте домовладения, расположенного по адресу: <адрес> не являются объектами капитального строительства, поскольку не обладают признаком прочной связи с землей, а также перемещение объектов возможно без несоразмерного ущерба их назначению. Наружная боковая и задняя стены лит.Г1 Гараж, а также задняя стена лит. Г2 – сарай располагается вплотную к фактической границе земельного участка с боковой и задней сторон участка, что нарушает градостроительный регламент жилой зоны «Ж1» в соответствии Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Тула, однако выявленное нарушение является незначительным. Надворные постройки лит. Г1, Г2, Г3, Г4 не создают угрозу жизни и здоровью граждан.
В связи с недостаточной ясностью заключения эксперта № №, судом назначена дополнительная судебная строительно - техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Альянс - Капитал».
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы: является ли объект, поименованный под лит. Г1 в техническом паспорте домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, от 22.03.2007 г. - объектом капитального строительства?
Согласно выводам, сделанным экспертом ООО «Альянс - Капитал» Заварзиным М.И. в заключении № №, следует, что объект, поименованный под лит. Г1 в техническом паспорте домовладения, расположенного по адресу: <адрес> является объектом капитального строительства, поскольку обладает признаком прочной связи с землей, а также перемещение объекта не возможно без несоразмерного ущерба его назначению.
Оценив заключения эксперта, суд приходит к выводу о том, что данные заключения является допустимым доказательством, так как они выполнены сотрудником экспертной организации, который имеет соответствующую квалификацию и образование, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы эксперта подробно мотивированы, с указанием используемой литературы, подходов и методов, применяемых при оценке, содержат на основании достаточного количества доказательств.
Выводы эксперта основаны на данных, содержащихся в материалах гражданского дела, документации, сформулированы экспертом полно, точно и ясно, сомнений в их правильности и обоснованности не вызывают, в связи с чем, суд придает заключениям эксперта доказательственное значение.
Пунктом 2 ст. 6 ЗК РФ определено, что земельным участком как объектом земельных отношений является часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ земельные участки в числе других объектов недвижимости подлежат государственному кадастровому учету, под которым понимаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, подтверждающих существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждающих прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.
Частью 1 ст. 7 этого же закона определено, что к уникальным характеристикам объекта недвижимости относятся, в том числе, кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Анализ заключений эксперта № №, материалов гражданского дела №2-9/2022, выписки из ЕГРН от 25.04.2022 о регистрации права собственности на гараж с кадастровым номером №, заявления третьего лица Бацюна В.Л., о том, что спора по границам земельных участков с [СКРЫТО] И.А. не имеется, показал, что строения лит. Г1 - гараж, лит. Г2 - сарай, лит. ГЗ - сарай, лит. Г4 – теплица, расположенные по адресу: <адрес>, не нарушают права и законные интересы Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области.
Принимая во внимание, вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что собственник вправе истребовать земельный участок из чужого незаконного владения. При этом, поскольку земельный участок, принадлежащий ответчику, и спорный земельный участок огорожены единым забором, суд полагает правильным при разрешении требований указать, освобождение вышеуказанного участка возможно путем сноса металлического ограждения.
Ввиду изложенного, учитывая, что [СКРЫТО] И.А. зарегистрировано право собственности на гараж лит. Г1 с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований о признании лит. Г1 - гараж, лит. Г2 - сарай, лит. ГЗ - сарай, лит. Г4 – теплица, самовольными постройками и их сносе.
Таким образом, требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к [СКРЫТО] И.А. о признании гаража, сарая, теплицы - самовольными постройками, об обязании снести самовольные постройки, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2022 года
Председательствующий