Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г.Тулы (Тульская область) |
Дата поступления | 03.08.2021 |
Дата решения | 16.11.2021 |
Категория дела | В иных случаях, связанных с землепользованием |
Судья | Невмержицкая А.Н. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 465ea103-962c-3a6a-bb49-4e1ad4234a70 |
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2021 года город Тула
Центральный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего судьи Невмержицкой А.Н.,
при секретаре Аносовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г.Тулы гражданское дело №2-2669/2021 по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к [СКРЫТО] К. об освобождении земельного участка,
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к [СКРЫТО] С.В. об освобождении земельного участка.
Требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, расположенном с юго-восточной стороны от земельного участка с кадастровым номером 71:30:050208:130, расположенного по адресу: <адрес> (далее - Участок) на основании распоряжения министра имущественных и земельных отношений <адрес> К. ДД.ММ.ГГГГ № проведено выездное мероприятие по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, в отношении [СКРЫТО] С.В. с целью подтверждения либо опровержения нарушения земельного законодательства, признаки которого были выявлены в ходе обследования территории.
В ходе проведения данных мероприятий по контролю установлено (согласно акту №-К/20 от ДД.ММ.ГГГГ), что земельный участок расположен с юго-восточной стороны от земельного участка с кадастровым номером 71:30:050208:130, расположенного по адресу: <адрес>. На Участке размещен металлический гараж.
По информации, поступившей из главного управления администрации города Тулы по Центральному территориальному округу, в соответствии с решением исполнительного комитета Тульского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ №т43-24 ныне умершему инвалиду Отечественной войны К. было дано разрешение на установку металлического гаража для хранения автомашины в районе существующей гаражной группы по <адрес>. В настоящее время данный гараж (гараж №) использует [СКРЫТО] С.В.
Информацией, полученной из отдела полиции «Центральный» УМВД России по г.Туле, подтверждено, что обозначенный гараж использует в личных целях [СКРЫТО] С.В. В данном гараже хранится его автомобиль и личные вещи.
Для определения соответствия фактического местоположения границ земельного участка с данными Государственного кадастра недвижимости, специалистами отдела контрольной работы министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Министерство) были выполнены измерения с использованием специальных технических средств и камеральные работы по обработке геодезических измерений.
В результате проведенных измерений установлено, что площадь земельного участка, занимаемого гаражом, составляет S = 15,2 кв.м.
Сведения о предоставлении земельного участка площадью 15,2 кв.м для размещения гаража какому-либо заинтересованному лицу в министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области отсутствуют.
Таким образом, по мнению истца, в ходе проведения мероприятия по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, установлено, что земельный участок, расположенный с юго-восточной стороны от земельного участка с кадастровым юром №, расположенного по адресу: <адрес>, М.Тореза, <адрес>, площадью 15,2 кв.м, с координатами, указанными в обмере площади, котором размещен металлический гараж, используется [СКРЫТО] С.В. без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, в связи с чем в действиях названных лиц усматриваются признаки нарушения требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 «Самовольное занятие зального участка» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, [СКРЫТО] С.В. самовольно, без законных оснований, использует земельный участок S =15,2 кв.м., нарушая тем самым принцип платности использования земли, а также законные интересы Министерства, которое уполномочено распоряжаться самовольно занятым земельным участком.
Действия ответчика препятствуют Министерству в реализации данных полномочий.
По изложенным основаниям, истец просит суд обязать [СКРЫТО] С.В., за свой счет, в течение 30 календарных дней с даты вступления решения в законную силу, освободить самовольно занятый земельный участок (землю), площадью 15,2 кв.м со следующими координатами:
№ точки | X, м | Y, м | Длина линии, м |
1 | 742346.55 | 261746.35 | |
3.03 | |||
2 | 742348.94 | 261748.22 | |
5.0 | |||
3 | 742346.00 | 261752.27 | |
3.04 | |||
4 | 742343.61 | 261750.39 | |
5.0 | |||
1 | 742346.55 | 261746.35 | |
Система координат МСК -71.1 |
расположенный с юго-восточной стороны от земельного участка с кадастровым номером 71:30:050208:130, расположенного по адресу: <адрес> путем сноса металлического гаража.
Представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Ответчик [СКРЫТО] С.В. в зал судебного заседания не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. Письменных объяснений не представил.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления администрации г. Тулы по Центральному территориальному округу, Гаражного кооператива №3, в зал судебного заседания не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, письменных объяснений не представили.
В связи с неявкой ответчика, не сообщившего об уважительных причинах своей неявки, в соответствии со ст.233, 234, ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям Конституции Российской Федерации разграничение государственной собственности, в том числе на землю, и, соответственно, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов (статья 72, пункты «г», «к» части 1).
Указанное положение Конституции Российской Федерации предполагает, прежде всего, законодательное регулирование порядка отнесения объектов государственной собственности к тем или иным уровням (видам) этой собственности - федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также порядка передачи объектов из государственной собственности в муниципальную собственность. При этом федеральный законодатель вправе предусмотреть осуществление полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органами местного самоуправления (Определение Конституционного суда РФ от 15 января 2008 года № 219-О-О).
В силу положения п.2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Согласно п.2 ст. 10, п. 2 ст.11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в мунипальной собственности.
В соответствии с п.2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельльными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, усмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В силу положения ст. 10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные ЗК РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 9 данного Кодекса, устанавливающего, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.
Согласно ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Согласно п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» также разъяснено, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
В п. 36 названного выше постановления разъяснено, что лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
По смыслу указанных выше норм права и акта их разъяснения, юридически значимыми и подлежащими доказыванию обстоятельствами являлись наличие у истца права на имеющееся в натуре имущество, а также незаконность владения этим имуществом или его частью конкретным лицом (лицами).
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
В силу ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как следует из п. 2 ст. 23 Устава Тульской области органы государственной власти Тульской области в пределах своих полномочий осуществляют контроль за целевым, эффективным, экологически безопасным использованием всех земель и природных ресурсов на территории Тульской области независимо от того, в чьей собственности они находятся, обеспечивают охрану природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей среды.
Законом Тульской области от 28.11.2019 года N 118-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области» было предусмотрено, что с 01.01.2020 года Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В свою очередь, в соответствии с п.1 подп.33 п.4 «Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области» Министерство является уполномоченным органом Правительства Тульской области по осуществлению указанных полномочий.
В силу положения п.1 ст.1, п.2 ст.5 Закона Тульской области от 20.11.2014 года №2218-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области», п.1, подпунктов 49,53 п. 5 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 13.10.2016 №452, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области в настоящее время осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования г.Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В силу ч. 2 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Согласно ч. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно восстановлению земельных участков в прежних границах, сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ч. 3 ст. 76 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, в период с В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, расположенном с юго-восточной стороны от земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (далее - Участок) на основании распоряжения министра имущественных и земельных отношений Тульской области К. ДД.ММ.ГГГГ № проведено выездное мероприятие по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, в отношении [СКРЫТО] К. (далее - [СКРЫТО] С.В., ответчик) с целью подтверждения либо опровержения нарушения земельного законодательства, признаки которого были выявлены в ходе обследования территории.
В ходе проведения данных мероприятий по контролю установлено (согласно акту №-К/20 от ДД.ММ.ГГГГ), что земельный участок расположен с юго-восточной стороны от земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. На Участке размещен металлический гараж.
По информации, поступившей из главного управления администрации города Тулы по Центральному территориальному округу, в соответствии с решением исполнительного комитета Тульского городского Совета депутатов трудящихся от 21.09.1966 № 5т43-24 ныне умершему инвалиду Отечественной войны К. было дано разрешение на установку металлического гаража для хранения автомашины в районе существующей гаражной группы по <адрес>. В настоящее время данный гараж (гараж №) использует [СКРЫТО] С.В.
Информацией, полученной из отдела полиции «Центральный» УМВД России по г.Туле, подтверждено, что обозначенный гараж использует в личных целях [СКРЫТО] С.В. В данном гараже хранится его автомобиль и личные вещи.
Для определения соответствия фактического местоположения границ земельного участка с данными Государственного кадастра недвижимости, специалистами отдела контрольной работы министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Министерство) были выполнены измерения с использованием специальных технических средств и камеральные работы по обработке геодезических измерений.
В результате проведенных измерений установлено, что площадь земельного участка, занимаемого гаражом, составляет S = 15,2 кв.м..
Судом установлено, что используемый ответчиком земельный участок относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п.1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (п.1, п.2 ст. 264 ГК РФ).
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей регламентированы положениями п. 1 ст. 8 ГК РФ.
В соответствии с п.1 ст. 25, п.1 ст. 26 ЗК РФ вещные права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и удостоверяются документами в соответствии с указанным федеральным законом.
Законные основания (правоустанавливающие документы), подтверждающие правомерность занятия и пользования земельными участками (землей) S = 15,2 кв.м, у ответчика отсутствуют.
Как указывает истец, сведения о предоставлении земельного участка площадью 15,2 кв.м для размещения гаража какому-либо заинтересованному лицу в министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области отсутствуют.
Таковые сведения и не представлены стороной ответчика, в нарушение ст. 56 ГПК РФ.
Таким образом, в ходе проведения мероприятия по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, установлено, что земельный участок, расположенный с юго-восточной стороны от земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, М.Тореза, <адрес>, площадью 15,2 кв.м, с координатами, указанными в обмере площади, на котором размещен металлический гараж, используется [СКРЫТО] С.В. без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Законные основания (правоустанавливающие документы), подтверждающие правомерность занятия и пользования земельным участком у ответчика отсутствуют.
Ответчик с заявлением о перераспределении земельного участка не обращался.
Доказательств того, что Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области принимало решение о предоставлении в собственность или в аренду спорный земельный участок, суду с соблюдением положений ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела, в том числе фотоматериалами и землеустроительным делом.
Каких-либо доказательств законного использования земельного участка ответчиком не представлено, доказательств перераспределения указанного участка либо иных оснований передачи ему в собственность суду также не представлено.
Таким образом, суд, проанализировав представленные доказательства, приходит к выводу, что ответчик самовольно, без законных оснований, используют земельный участок, нарушая тем самым принцип платности использования земли, а также законные интересы министерства, которое уполномочено распоряжаться самовольно занятыми земельными участками.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что факт самовольного занятия и использования ответчиками обозначенного в иске земельного участка подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела, доказательств законности использования земельного участка суду не представлено.
Исходя из анализа норм действующего законодательства, суд приходит к выводу, что проверка соблюдения ответчиками земельного законодательства проведена уполномоченными лицами при строгом соблюдении норм действующего законодательства, в том числе, положений ст. ст. 72, 25, 26, 42 ЗК РФ, каких-либо нарушений при ее проведении не допущено.
В силу положений п. п. 2, 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ).
С учетом совокупности изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к [СКРЫТО] С.В. об освобождении спорного земельного участка.
При этом суд полагает разумным с учетом объема самовольного использования земельного участка установить срок для освобождения самовольно занятого земельного участка – в течение 30 календарных дней с даты вступления решения в законную силу.
В случае неисполнения решения суда в течение установленного срока, суд предоставляет истцу право с соблюдением требований действующего законодательства осуществить действия по освобождению спорного земельного участка с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов, что соответствует положениям ч. 1 ст. 206 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к [СКРЫТО] К. об освобождении земельного участка, - удовлетворить.
за свой счет, в течение 30 календарных дней с даты вступления решения в законную силу, освободить самовольно занятый земельный участок (землю), площадью 15,2 кв.м со следующими координатами:
№ точки | X, м | Y, м | Длина линии, м |
1 | 742346.55 | 261746.35 | |
3.03 | |||
2 | 742348.94 | 261748.22 | |
5.0 | |||
3 | 742346.00 | 261752.27 | |
3.04 | |||
4 | 742343.61 | 261750.39 | |
5.0 | |||
1 | 742346.55 | 261746.35 | |
Система координат МСК -71.1 |
расположенный с юго-восточной стороны от земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> путем сноса металлического гаража.
Ответчик вправе подать в Центральный районный суд г. Тулы заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий А.Н. Невмержицкая