Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г.Тулы (Тульская область) |
Дата поступления | 09.03.2016 |
Дата решения | 30.08.2016 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Рыбина Н.Н. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 1615d4ee-df23-3b88-ab7e-b473a9f3bd72 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2016 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Рыбиной Н.Н.,
при секретаре Сорокине И.О.,
с участием помощника прокурора города Тулы Новиковой О.В.,
представителя ответчика администрации города Тулы, комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы по доверенности Бушина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1206/16 по иску прокурора города Тулы в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Тулы о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения,
установил:
прокурор города Тулы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, с учетом уточнения, к администрации муниципального образования Тулы о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки установлено, что рядом с земельным участком с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, обнаружено гидротехническое сооружение 4 пруда на ручье без названия – правый приток реки Воронки, в состав которого входят плотина грунтовая, проезжая по гребню длиной более 200 м, шириной более 20 м, создающая подпор для образования пруда водохранилища, находящегося на территории ЦПКиО им. П.П. Белоусова, паводковый сброс осуществляется через железобетонную трубу в рисберме, созданный пруд входит в состав каскада из четырех прудов водохранилищ.
Согласно сведениям Росреестра Тульской области, министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, министерства экономического развития Тульской области ТУ Росимущества в Тульской области сведения о собственнике гидротехнического сооружения отсутствуют.
Таким образом, указанное гидротехническое сооружение имеет признаки бесхозяйного.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Привокзального района в адрес начальника главного управления по Привокзальному территориальному округу направлена информация о бесхозяйном гидротехническом сооружении, однако до настоящего времени меры по постановке на учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйной вещи не приняты.
На основании изложенного прокурор города Тулы, обратившись в интересах неопределенного круга лиц, просит суд признать недвижимую вещь, а именно гидротехническое сооружение 4 пруда на ручье без названия – правый приток реки Воронки, в состав которого входят плотина грунтовая, проезжая по гребню длиной более 200 м, шириной более 20 м, создающая подпор для образования пруда водохранилища, находящегося на территории ЦПКиО им. П.П. Белоусова бесхозяйной; обязать администрацию муниципального образования г. Тула, комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Росреестра Тульской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного указанного выше недвижимого имущества – гидротехнического сооружения 4 пруда на ручье без названия – правый приток реки Воронки, в состав которого входят плотина грунтовая, проезжая по гребню длиной более 200 м, шириной более 20 м, создающая подпор для образования пруда водохранилища, находящегося на территории ЦПКиО им. П.П. Белоусова.
Протокольным определением в качестве соответчика привлечены комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы и министерство экономического развития Тульской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ГУ Тульской области «Тульские парки».
В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник прокурора города Тулы Новикова О.В. заявленные требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования г. Тула и комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы по доверенностям Бушин А.В. в судебном заседании заявленные требования не признал, в удовлетворении просил отказать.
Представитель ответчика министерства экономического развития Тульской области по доверенности Сударев А.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленном ранее ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
При этом под собственником гидротехнического сооружения понимается Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Из анализа положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ следует, что гидротехнические сооружения направлены на обеспечение защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов при условии соблюдения безопасности такого гидротехнического сооружения.
Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения в соответствии со ст. ст. 3 и 9 Федерального закона № 117-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности гидротехнических сооружений».
Судом установлено, что по обращению ФИО8 по поручению прокуратуры города Тулы прокуратурой Привокзального района города Тулы с привлечением специалистов Приокского управления Ростехнадзора осуществлен выход на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В ходе проведенной проверки установлено, что рядом с земельным участком с кадастровым номером № обнаружено гидротехническое сооружение 4 пруда на ручье без названия – правый приток реки Воронки, в состав которого входят плотина грунтовая, проезжая по гребню длиной более 200 м, шириной более 20 м, создающая подпор для образования пруда водохранилища, находящегося на территории ЦПКиО им. П.П. Белоусова, паводковый сброс осуществляется через железобетонную трубу в рисберме, созданный пруд входит в состав каскада из четырех прудов водохранилищ.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 указанного Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Из письма Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что по данным технического учета на ДД.ММ.ГГГГ информация о собственнике гидротехнического сооружения отсутствует.
По сообщению Территориального управления Росимущества в Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ, министерства экономического развития Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ, комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы сведения об объекте недвижимого имущества – гидротехническое сооружение 4 пруда на ручье без названия – правый приток реки Воронки, в состав которого входят плотина грунтовая, проезжая по гребню длиной более 200 м, шириной более 20 м, создающая подпор для образования пруда водохранилища, находящегося на территории ЦПКиО им. П.П. Белоусова, расположенное рядом с земельным участком с кадастровым номером №, находящимся по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП на недвижимое имущество - гидротехническое сооружение 4 пруда на ручье без названия – правый приток реки Воронки, в состав которого входят плотина грунтовая, проезжая по гребню длиной более 200 м, шириной более 20 м, создающая подпор для образования пруда водохранилища, находящегося на территории ЦПКиО им. П.П. Белоусова сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Таким образом, гидротехническое сооружение 4 пруда на ручье без названия – правый приток реки Воронки, в состав которого входят плотина грунтовая, проезжая по гребню длиной более 200 м, шириной более 20 м, создающая подпор для образования пруда водохранилища, находящегося на территории ЦПКиО им. П.П. Белоусова не имеет своего собственника и эксплуатирующей организации.
Согласно ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п. 6 «Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопрос об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В силу п. 4 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 7 Порядка к заявлению прилагается документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
К вопросам местного значения в соответствии с п. 8, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 4 Положения «О порядке выявления, учета и признания права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество на территории муниципального образования город Тула» (утвержденного Решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №) комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы осуществляет учет бесхозяйных объектов путем включения в реестр объектов бесхозяйного недвижимого имущества с указанием наименования, адреса (адресного ориентира), характеристик, описания технического состояния, функционального назначения, документации, на основании которой объект имеет признаки бесхозяйного.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что поскольку указанное гидротехническое сооружение является бесхозяйным объектом, отсутствие собственника такого объекта и организации, которая следит за его техническим состоянием, создает повышенную опасность для населения на территории муниципального образования г. Тула, требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и соблюдению прав неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать недвижимую вещь, а именно гидротехническое сооружение 4 пруда на ручье без названия – правый приток реки Воронки, в состав которого входят плотина грунтовая, проезжая по гребню длиной более 200 м, шириной более 20 м, создающая подпор для образования пруда водохранилища, находящегося на территории ЦПКиО им. П.П. Белоусова бесхозяйной.
Обязать администрацию муниципального образования г. Тула, комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Росреестра Тульской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного указанного выше недвижимого имущества – гидротехнического сооружения 4 пруда на ручье без названия – правый приток реки Воронки, в состав которого входят плотина грунтовая, проезжая по гребню длиной более 200 м, шириной более 20 м, создающая подпор для образования пруда водохранилища, находящегося на территории ЦПКиО им. П.П. Белоусова.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий