Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г.Тулы (Тульская область) |
Дата поступления | 03.04.2017 |
Дата решения | 31.05.2017 |
Категория дела | О предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным |
Судья | Наумова Т.К. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | f49903b1-e181-3e1f-8647-ab9ca349e116 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2017 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
Председательствующего Наумовой Т.К.,
при секретаре Черниколвой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1190/17 по иску [СКРЫТО] М.Ф., Клинайчева С.В., Клинайчевой О.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Клинайчевой А.С., к Администрации г. Тулы о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания,
установил:
[СКРЫТО] М.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации г. Тулы о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных исковых требований истец указывает на то, что она является нанимателем жилого помещения по адресу г<адрес>, общей площадью <данные изъяты>, на основании договора социального найма жилого помещения за <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно договора социального найма жилого помещения за <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года совместно с истцом [СКРЫТО] М.Ф в жилом помещении проживают также члены ее семьи.
Из выписки из домовой книги за <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ выданной МУП «Ремжилхоз» следует, что в жилом помещении зарегистрированы и постоянно проживают [СКРЫТО] М.Ф. и члены ее семьи: сын Клинайчев С.В., жена сына Клинайчева О.А., несовершеннолетняя внучка Клинайчева А.С., ДД.ММ.ГГГГ
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ и справки, содержащей сведения о наличии (отсутствия) права собственности на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты> в отношении истца следует, что у заявителя отсутствуют сведения о недвижимом имуществе и зарегистрированных правах.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ и справки содержащей сведения о наличии (отсутствия) права собственности на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты> в отношении Клинайчева С.В. следует, что отсутствуют сведения о недвижимом имуществе и зарегистрированных правах.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ и справки содержащей сведения о наличии (отсутствия) права собственности на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты> в отношении Клинайчевой О.А. следует, что отсутствуют сведения о недвижимом имуществе и зарегистрированных правах.
Истец [СКРЫТО] М.Ф и члены ее семьи иного недвижимого имущества не имеют. Вышеуказанное непригодное для проживания жилье является для них единственным.
Ответчик Администрация города Тулы является наймодателем жилого помещения.
Также в обоснование заявленных требований истец указывает, что постановлением главы администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты> и от ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты> жилой дом по адресу : г<адрес> был признан непригодным для проживания и отнесен к категории аварийных.
ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию города Тулы было истцом подано заявление о предоставлении благоустроенного жилого помещения отвечающего установленным требованиям, находящееся в черте города Тулы, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, по договору социального найма, взамен непригодного для проживания помещения, признанного аварийным.
На вышеуказанное обращение истцом получен ответ Администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты> в котором сообщалось, что в настоящее время на территории муниципального образования город Тулы не действуют адресные муниципальные или государственные программы, предусматривающие переселение граждан из указанного дома, его снос или реконструкцию.
На конец ДД.ММ.ГГГГ очередь истца [СКРЫТО] М.Ф. в общем списке очередников по Скуратовскому поселку Центрального района города Тулы - <данные изъяты>
Истец считает, что не включение в программу по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для постоянного проживания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, влечет ущемление и нарушение её прав, как нанимателя, проживающего в жилом помещении на основании договора социального найма, на благоприятные безопасные условия проживания, предоставление благоустроенного жилого помещения.
Основываясь на вышеприведенных обстоятельствах, истец полагает, что дальнейшее проживание в жилом доме, признанном аварийным, может привести к тяжелым последствиям для жизни и здоровья, в связи с чем Администрация города Тулы обязана предоставить другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
На основании изложенного, истец [СКРЫТО] М.Ф. просит суд: обязать Администрацию города Тулы предоставить ей, [СКРЫТО] М.Ф., другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Тулы, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, не менее <данные изъяты>. и находящемуся в черте населенного пункта города Тулы, включив в договор социального найма в качестве членов семьи сына Клинайчева С.В., жену сына Клинайчеву О.А., несовершеннолетнюю внучку Клинайчеву А.С., ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ определением суда процессуальный статус третьих лиц, Клинайчева С.В., Клинайчевой О.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Клинайчевой А.С. изменен на процессуальный статус истцов по делу.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] М.Ф., Клинайчев С.В., Клинайчева О.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Клинайчевой А.С. обратились в суд с исковыми требованиями и просили суд :обязать Администрацию города Тулы предоставить [СКРЫТО] М.Ф., Клинайчеву С.В., Клинайчевой О.А., Клинайчевой А.С. другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Тулы, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению не менее <данные изъяты> и находящемуся в черте населенного пункта города Тулы.
Истцы [СКРЫТО] М.Ф., Клинайчев С.В., Клинайчева О.А., действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней Клинайчевой А.С., в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в письменных заявлениях, адресованных суду просили о рассмотрении дела в их отсутствие, также указали, что заявленные исковые требования поддерживают в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивают на их удовлетворении.
Представитель истцов [СКРЫТО] М.Ф., Клинайчева С.В., Клинайчевой О.А., действующей в своих интересах, по доверенностям Лукьянов А.Б. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации г.Тулы по доверенности Пантелеева Н.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая их необоснованными, и неподлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснение лиц участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статья ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В частности, одним из основных начал жилищного законодательства определена необходимость обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами прав на жилище, беспрепятственного осуществления, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ).
Часть 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Закрепляя право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).
При разрешении настоящего дела судом установлено, что [СКРЫТО] М.Ф. на основании договора социального найма <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ занимает жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности - квартиру, состоящую из 3-х комнат, общей площадью <данные изъяты>., в том числе жилой <данные изъяты> по адресу: <адрес>
Как следует из выписки из домовой книги <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, истец [СКРЫТО] М.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Ранее нанимателем квартиры был супруг истца [СКРЫТО] М.В.– [СКРЫТО] В.ВДД.ММ.ГГГГ года рождения, который состоял на регистрационном учете по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ и снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью.
В соответствии с выпиской <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года из лицевого счета <данные изъяты> лицевой счет на указанную выше трехкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты>, открыт на [СКРЫТО] М.Ф.
Постановлением администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> утверждены акты межведомственных комиссии по обследованию многоквартирных жилых домов в г.Туле, признанных аварийными.
В акте проверки жилищных условий заявителя, при осмотре жилого помещения по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ комиссией установлено, что жилой дом одноэтажный, ДД.ММ.ГГГГ постройки. Общая площадь жилых помещений составляет <данные изъяты> Фундамент каркасно-засыпной, кровля шиферная, отопление от АОГВ.
В соответствии с Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> дом <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу, процент износа основных конструкций – 30%.
Согласно акту проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ. комиссия установила, что жилое помещение по адресу: <адрес>
Постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> внесены изменения в постановление Главы администрации города Тулы от 31.12.2008 года № 5421 «Об утверждении заключений межведомственных комиссий о признании аварийными жилых домов в городе Туле», которыми постановление дополнено пунктом следующего содержания «Утвердить список жилых домов, обследованных межведомственными комиссиями». В список жилых домов включен жилой дом по адресу: г<адрес>
Судом установлено, что постановлением администрации поселков Менделеевский и Скуратово <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий был принят [СКРЫТО] В.В., инвалид <данные изъяты>, проживающий в доме по адресу: <адрес> признанному ветхим, составом семьи 3 человека: он, его жена –Матвеева М.Ф. ДД.ММ.ГГГГ рождения, и его сын –Клинайчев С.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения(истцы по делу).
Постановлением администрации Центрального района МО г.Тула от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> [СКРЫТО] В.В. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи со смертью, наступившей ДД.ММ.ГГГГ что подтверждено свидетельством о смерти серии <данные изъяты>, выданным Отделом ЗАГС Зареченского района г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ
Внесены изменения в учетное дело [СКРЫТО] В.В., состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ: оставлена стоять на очереди с первоначальной даты постановки на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года, жена [СКРЫТО] В.В.–Матвеева М.Ф., проживающая в доме непригодном для постоянного проживания, составом семьи 5 человек: она, сын Клинайчев С.В., жена сына- Клинайчева О.А., внучка Жидкова А.С.. внучка Клинайчева А.С.
Согласно сообщению администрации г.Тулы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года, установлено, что по состоянию на конец. ДД.ММ.ГГГГ номер очереди [СКРЫТО] М.Ф. в общем списке очередников на улучшение жилищных условий по пос.Скуратово – ДД.ММ.ГГГГ
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты> недвижимого имущества в собственности у истцов по делу и несовершеннолетней Клинайчевой А.С. не имеется.
Из справок ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в архивах Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» на ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о недвижимом имуществе и зарегистрированных правах на него за истцами по делу.
Следовательно, иных жилых помещений в собственности либо пользовании у истцов и Клинайчевой А.С. не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что [СКРЫТО] М.Ф., Клинайчев С.В.,Клинайчева О.А.. действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней Клинайчевой А.С.,занимают жилое помещение, качественные характеристики которого не соответствуют предъявляемым жилищным законодательством требованиям к жилому помещению, которое в установленном порядке признано непригодным для проживания. Следовательно, имеются основания, предусмотренные законом, для предоставления истцам во внеочередном порядке иного благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулируют жилищное строительство; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Согласно ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений в т.ч. относится: учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. При этом жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, проживающих в домах, признанных непригодными для проживания, от времени включения в список домов признанных непригодными для проживания или отселения.
В ней отсутствуют также указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законе указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Из положений статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания (пункты 1, 3).
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилоепомещениепо договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, сносом дома, другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Применение указанных норм права не зависит от субъекта обращения.
Судом установлено, что истец занимает жилое помещение, качественные характеристики которого не соответствуют предъявляемым жилищным законодательством требованиям к жилому помещению, которое в установленном порядке признано не пригодным для проживания.
При изложенных обстоятельствах суд, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, приходит к выводу о праве [СКРЫТО] М.Ф., Клинайчева С.В.,Клинайчевой О.А.. действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней Клинайчевой А.С., на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Таким образом, администрация г. Тулы в нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Устава муниципального образования г. Тула до настоящего времени не выполнила обязательства по переселению [СКРЫТО] М.Ф., Клинайчева С.В.,Клинайчевой О.А.. действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней Клинайчевой А.С., проживающих в жилом помещении, признанном непригодным для постоянного проживания, в благоустроенное жилое помещение.
Доказательств того, что вышеуказанное жилое помещение в настоящее время отремонтировано и является пригодным для дальнейшего проживания, ответчиком суду не представлено.
Никакого другого жилья на праве собственности за истцами по делу не имеется, что подтверждается сведениями, представленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (Управление Росреестра по Тульской области), ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: г<адрес>, является непригодным для проживания, в связи с чем, исходя из приведенных выше норм материального права, истцы [СКРЫТО] М.Ф., Клинайчев С.В.,Клинайчева О.А.. действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней Клинайчевой А.С., проживающие в квартире <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес> подлежит выселению из данного жилого помещения с возложением на наймодателя в лице Администрации г.Тулы обязанности по предоставлению им другого благоустроенного жилого помещения в черте г. Тулы, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, по договору социального найма.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования [СКРЫТО] М.Ф., Клинайчева С.В., Клинайчевой О.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Клинайчевой А.С., к Администрации г. Тулы о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения признанного непригодным для проживания, удовлетворить.
Обязать администрацию г.Тулы предоставить [СКРЫТО] М.Ф., Клинайчеву С.В., Клинайчевой О.А., Клинайчквой А.С., отдельное благоустроенное, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте города Тулы жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, признанному непригодным для постоянного проживания, по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: