Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г.Тулы (Тульская область) |
Дата поступления | 03.04.2017 |
Дата решения | 11.05.2017 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Судья | Бирюкова Ю.В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | e6fb4186-f318-3047-9208-971bf77c09cb |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2017 года город Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Бирюковой Ю.В.,
при секретаре Соколовой Е.А.,
с участием представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Бортниковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Тулы гражданское дело №2-1112/17 по иску [СКРЫТО] Г.Г. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату как «Ветерану труда», взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л:
[СКРЫТО] Г.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» и просила обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить и выплачивать ей ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» №493-ЗТО от 28 декабря 2004 года с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать понесенные ею судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей. Свои требования мотивировала тем, что она является ветераном труда и имеет удостоверения серии Т-V № от ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда. Решением Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда по тем основаниям, что она не достигла возраста, дающего право на пенсию по старости, согласно ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Считает названный отказ незаконным, противоречащим нормам действующего законодательства.
В судебное заседание истец [СКРЫТО] Г.Г. не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Бортникова О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований [СКРЫТО] Г.Г. по тем основаниям, что ветеранам труда мера социальной поддержки предоставляется при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях» и поддержала позицию ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области», изложенную в решении № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того указала, что в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем просила отказать в удовлетворении требований [СКРЫТО] Г.Г. о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Бортниковой О.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно п.«ж» ч.1 ст.72 и ст.76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии со статьями 10, 13, 22 ст.22 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Согласно ст.22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской федерации.
Во исполнение данных положений 27 декабря 2004 года был принят Закон Тульской области №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в статье 1 которого, определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, среди которых также указаны ветераны труда и граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Действие указанного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Статья 7 Закона Тульской области №493-ЗТО в качестве меры социальной поддержки предусматривает ежемесячную денежную выплату ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
При этом статья 3 указанного Закона предусматривает ограничение по возрасту только в случаях предоставления льгот по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, оплате в размере 50% коммунальных услуг и не содержит указаний на то, что такое ограничение подлежит распространению на иные меры социальной поддержки.
Из представленного истцом удостоверения серии T-V № с отметкой «Ветеран труда», выданного ДД.ММ.ГГГГ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области», следует, что [СКРЫТО] Г.Г. имеет права и льготы, предоставленные на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах».
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Г.Г. обратилась в ГУ ТО «Управление социальной защиты Тульской области» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» отказало [СКРЫТО] Г.Г. в назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда со ссылкой на то, что в соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года №201 и административным регламентом предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Тульской области №64-осн от 15 марта 2013 года к заявителям на получение государственной услуги в виде ежемесячной денежной выплаты относятся ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», независимо от прекращения ими трудовой деятельности.
Согласно сообщению отдела социальной защиты населения по городу Туле ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» № от 2ДД.ММ.ГГГГ, [СКРЫТО] Г.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес>, является ветераном труда, другие льготные статусы не имеет, меры социальной поддержки по региональному законодательству не получает.
Из сообщения Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области №кнф-0589 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что [СКРЫТО] Г.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес> получателем мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат не является.
Доказательств обратного суду не представлено.
В силу пп.2 п.1 ст.7 Закона Тульской области №493-ЗТО от 28 декабря 2004 года, ветераны труда имеют право на ежемесячную денежную выплату, причем в законе не содержится каких-либо дополнительных условий, достаточно наличия самого статуса гражданина – «Ветеран труда».
Следовательно, [СКРЫТО] Г.Г. имеет право на предоставление указанной меры социальной поддержки и в соответствии законом Тульской области в размере, установленном в пп.2 п.4 указанной статьи.
В целях реализации закона Тульской области №493-ЗТО от 28 декабря 2004 года, постановлением администрации Тульской области №201 от 15 марта 2005 года был утвержден Порядок назначения и предоставления ежемесячных денежных выплат отдельных категорий жителей Тульской области (далее - порядок).
В соответствии с п.4 Порядка, граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социальной защиты по месту жительства.
Согласно п.8 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплатой считается день приема органом социальной защиты заявления со всеми необходимыми документами.
[СКРЫТО] Г.Г. впервые обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» (орган социальной защиты по месту своего жительства) ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку к моменту подачи указанного заявления [СКРЫТО] Г.Г. имела право на назначение ежемесячных денежных выплат (удостоверение о присвоении звания «Ветеран труда» выдано ДД.ММ.ГГГГ года), данные выплаты должны быть назначены со дня обращения с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Данная обязанность должна быть исполнена ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области», поскольку именно территориальные органы министерства здравоохранения и социальной защиты Тульской области осуществляют предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, в соответствии с Порядком назначения и предоставления денежных выплат отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным постановлением администрации Тульской области №201 от 15 марта 2005 года.
Разрешая требования [СКРЫТО] Г.Г. о взыскании с ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.19 ч.1 статьи 333.36 НК РФ (в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 года №23-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В Налоговом кодексе РФ отсутствует определение «государственные органы». Однако, исходя из толкования данного понятия следует, что оно определяет круг субъектов публичных правоотношений, через которые Российская Федерация и субъекты Российской Федерации реализуют свои государственные функции в определенной сфере деятельности.
При этом наличие у ответчика статуса юридического лица в организационно-правовой форме учреждения не имеет правового значения для исполнения им государственных функций субъекта публичных правоотношений, в связи с чем не влияет на возможность реализовать предусмотренные законодательством о налогах и сборах льготы по уплате государственной пошлины применительно к правоотношениям, возникающим при осуществлении указанным юридическим лицом государственных функций.
В этой связи на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» при осуществлении государственных функций в сфере социальной защиты населения распространяются положения п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ об освобождении от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в том случае, если оно в возникшем споре выполняет отдельные функции государственного органа.
Как установлено в судебном заседании Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» входит в структуру органов исполнительной власти Тульской области, осуществляющих государственную социальную политику и управление в сфере социальной поддержки, социального обслуживания населения в пределах установленных ему государственных полномочий на территории Тульской области.
Из материалов дела следует, что Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в возникшем с истцом споре выполняло функции государственного органа, а не выступало как учреждение, действующее от своего имени и в своем интересе.
Таким образом, на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», осуществляющее государственное управление в сфере социальной защиты населения на территории Тульской области, распространяются предусмотренные в пп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ льготы по оплате государственной пошлины, в связи, чем суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований [СКРЫТО] Г.Г. о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования [СКРЫТО] Г.Г. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату как «Ветерану труда», взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.
Признать за [СКРЫТО] Г.Г. право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда статьей 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» №493-ЗТО от 28 декабря 2004 года.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить и выплачивать [СКРЫТО] <данные изъяты>, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований [СКРЫТО] Г.Г. отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В.Бирюкова