Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Тулы (Тульская область) |
Дата поступления | 25.01.2019 |
Дата решения | 14.02.2019 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Орлова Ирина Александровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | dc37633f-a1a8-3119-8566-346dfd95d114 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2018 года г.Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Орловой И.А.,
при секретаре Свечниковой А.В.,
с участием представителя административного истца прокурора Советского района г. Тулы в лице помощника прокурора Советского района г.Тулы Куколевой Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-508/19 по административному исковому заявлению прокурора Советского района г. Тулы, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области, [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании информации, размещённой в сети Интернет, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
прокурор Советского района г.Тулы обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области, [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании информации, размещённой в сети Интернет, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Советского района г. Тулы осуществлен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории РФ.
В результате проведенной проверки установлено, что в сети «Интернет» по UKL: <данные изъяты> размещена информация о способах хищения энергоресурсов путем воздействия на приборы учета с помощью пульта, магнита с целью временной остановки их работы.
В ходе осмотра страниц указанного сайта, установлено, что вход на указанный сайт свободный, информация, содержащаяся на указанных сайтах, о продаже приборов учета, представляет собой размещенные для общего доступа сведения о том, как занизить данные энергопотребления, то есть нарушить порядок учета электрической энергии путем несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта.
Таким образом, на указанном сайте размещена информация о способах хищения коммунальных ресурсов, то есть деяний, за которые законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность, является исходя из вышеуказанных правовых положений запрещенной информацией. В связи с чем, ссылаясь на ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, ч.1 ст.157 ЖК РФ, ч.1, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.165 УК РФ, ст.7.19 КоАП РФ, ст.ст.7.27, 7.27.1 КоАП РФ, п.4 ст.29 Конституции РФ, п.3 ст.55 Конституции РФ, ч.1 ст.39 КАС РФ, ст.9, ч.1 ст.10, ч.3 ст. 15, п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», прокурор просит суд признать запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте, расположенном по электронному адресу: <данные изъяты> и направить решение в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, для включения указанных страниц сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой, в Российской Федерации запрещено».
В судебном заседании представитель административного истца прокурора Советского района г. Тулы – помощник прокурора Советского района г.Тулы Куколева Ю.О. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в письменном заявлении временно исполняющий обязанности руководителя Абрамов Н.Л. просил рассмотреть дело в его отсутствие и принять решение на усмотрение суда.
Административный ответчик [СКРЫТО] Р.Ш. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание административных ответчиков, заблаговременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте его проведения.
Выслушав объяснения представителя административного истца помощника прокурора Советского района г.Тулы Куколевой Ю.О., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Сайт в сети Интернет это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Советского района г. Тулы осуществлен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории РФ.
В результате проведенной проверки установлено, что в сети «Интернет» по UKL: <данные изъяты> размещена информация о способах хищения энергоресурсов путем воздействия на приборы учета с помощью пульта, магнита с целью временной остановки их работы.
В ходе осмотра страниц указанного сайта, установлено, что вход на указанный сайт свободный, информация, содержащаяся на указанных сайтах, о продаже приборов учета, представляет собой размещенные для общего доступа сведения о том, как занизить данные энергопотребления, то есть нарушить порядок учета электрической энергии путем несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
На основании ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу норм ч.1, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательном учету с применением приборов учета.
Указанное распространяется на всех без исключения юридических и физических лиц.
Приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, быть допущенными в эксплуатацию в установленном порядке (п. 137 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442(далее – Основные Положения)).
Согласно п. 148 Основных Положений любые действия в отношении прибора учета, в том числе по установке, снятию, замене, собственник должен осуществлять только по согласованию с гарантирующим поставщиком, либо сетевой компанией.
Пункт 35 пп. «г» правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 так же предписывает гражданам, что потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учёта.
Вышеперечисленные требования к приборам учета и обращению с ними обязательны к исполнению, так как приборы учета призваны обеспечить максимально точное и полное определение объема потребления электроэнергии, исходя из которого наступает обязанность оплатить потребленный ресурс в полном объеме, что следует из п. 136 Основных положений, п. 1 ст. 157, п. 1 ст. 153 ЖК РФ.
Статьей 165 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотреблением доверием.
Статьей 7.19 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов.
Статьями 7.27 и 7.27.1 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за мелкое хищение чужого имущества и за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.
Хищение коммунальных ресурсов образует составы как преступления, так и административного правонарушения.
Таким образом, размещенная в сети «Интернет» в свободном доступе информация о способах хищения коммунальных ресурсов, то есть деяний, за которые законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность, является исходя из вышеуказанных правовых положений запрещенной информацией.
В соответствии с п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В ходе проверки установлено, что на Интернет – странице: <данные изъяты> размещена информация о способах хищения энергоресурсов путем воздействия на приборы учета с помощью пульта, магнита с целью временной остановки их работы.
Размещенная в сети «Интернет» по вышеуказанным ссылкам информация представляет угрозу возникновения неконтролируемых убытков в связи с предлагаемой возможностью хищения энергорерурса для всего энергетического комплекса РФ.
Доступ к вышеуказанному сайту не ограничен, ознакомиться с содержанием данных информационного сайта: <данные изъяты> может любой Интернет – пользователь.
Индивидуализировать лиц, которым доступна или потенциально доступна информация, размещенная на сайт: <данные изъяты> в сети «Интернет» в силу объективных причин не представляется возможным.
Администратором доменного имени в соответствии с регистрационными данными является [СКРЫТО] Р.Ш.
Размещенная в сети «Интернет» по вышеуказанным ссылкам информация является недопустимой в соответствии с законодательством РФ.
На момент проверки указанный Интернет-ресурс в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не внесен, что подтверждается прилагаемыми заверенными копиями общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора (https://eais.rkn.gov.ru).
Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются актом исследования Интернет сайта, а также скриншотами указанного сайта, представленными истцом.
В силу ст.4 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 (в редакции от 18.04.2018 года «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний. Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства в силу части 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливается ограничение доступа к информации.
Положениями пункта 2.1 статьи 9 указанного закона предусмотрено, что порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, применяемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу статьи 15 указанного закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".
Согласно ч. 2 ст. 15.1 вышеуказанного Федерального закона РФ в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Этими Правилами определен порядок создания, формирования и ведения указанного реестра, а также основания для включения в единый реестр сайтов в сети Интернет.
Одним из оснований для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 указанного закона).
В силу п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
По делам о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
При таких обстоятельствах суд полагает административные исковые требования прокурора Советского района г.Тулы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Советского района г. Тулы, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области, [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании информации, размещённой в сети Интернет, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте <данные изъяты>
Настоящее решение является основанием для включения указанных страниц сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19.02.2019 года.
Председательствующий