Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Тулы (Тульская область) |
Дата поступления | 19.01.2018 |
Дата решения | 27.02.2018 |
Категория дела | иные административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организаци |
Судья | Орлова Ирина Александровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | d2dac77d-dba1-3308-a9b0-e02940022d3b |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2018 года г.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Орловой И.А.,
при секретаре Свечниковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-332/18 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к Тульскому областному региональному отделению общероссийской общественной организации «Деловая Россия» о прекращении деятельности юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции РФ по Тульской области обратилось в суд с административным иском к Тульскому областному региональному отделению общероссийской общественной организации «Деловая Россия» (далее ТОРО ООО «Деловая Россия») о прекращении деятельности юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Свои требования мотивировало тем, что МИФНС №10 по Тульской области 16.08.2013 года зарегистрировано ТОРО ООО «Деловая Россия» (ОГРН: <данные изъяты>).
Адрес местонахождения организации – <адрес> Лицо, имеющее право действовать без доверенности – председатель совета отделения ФИО2.
При осуществлении полномочий в сфере контроля деятельности некоммерческих организаций Управлением Министерства юстиции РФ по Тульской области установлено, что организацией нарушены нормы законодательства Российской Федерации.
В ходе анализа материалов учетного дела ТОРО ООО «Деловая Россия» Управлением Министерства юстиции РФ по Тульской области были выявлены следующие нарушения. В нарушении ч.1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» организация не информировала уполномоченный орган о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; в нарушении ч.2 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях», п. 7 ст.32 ФЗ Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ТОРО ООО «Деловая Россия» своевременно не сообщило об изменении сведений, указанных в п.1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (адрес местонахождения организации, сведения о лице, имеющем право действовать от имени организации без доверенности), и не представила соответствующие документы для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц; в нарушении ч.1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях», пп. «б» п.2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 года №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» ТОРО ООО «Деловая Россия» не был представлен отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования за 2016г. по форме №ОН0003, утвержденной приказом Минюста России от 29.03.2010г. №72.
В адрес организации были вынесены предупреждения №71/03-1741 от 26.05.2016 года, №71/03-2965 от 07.08.2017 года об устранении нарушений законодательства РФ. Однако нарушения не устранены, предупреждения не обжаловались.
Таким образом, ответчиком неоднократно нарушались требования действующего законодательства Российской Федерации.
С учетом изложенного, административный истец просил признать ТОРО ООО «Деловая Россия» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области по доверенности Краснова А.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении, адресованном суду, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Административные исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика ТОРО ООО «Деловая Россия» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, в суд вернулось извещение с отметкой почты «истек срок хранения», причину неявки суду не сообщил, письменных возражений не представил.
В силу ч. 4 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
Согласно ст. 101 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
В соответствии с положениями п. 39 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.09.2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица» извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо.
Учитывая, что представитель административного ответчика ТОРО ООО «Деловая Россия» извещался о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не сообщил об уважительных причинах его неявки в судебное заседание и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. 7 п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды.
Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям (п. 4 ст. 50 ГК РФ)
В силу ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе:
1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;
2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;
3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части пятой настоящей статьи;
4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.
Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных и общественных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705.
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подп. «а» п. 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абз. 1 п. 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подп. «а», «г» и «д» п. 10 Положения, а также подп. 1, 4, 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
На основании ст. 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация.
Согласно ст. 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано: ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Из материалов дела следует, что 02.08.2013г. Управлением Министерства юстиции РФ по Тульской области принято решение о государственной регистрации ТОРО ООО «Деловая Россия» (ОГРН: <данные изъяты>) в качестве юридического лица.
16.08.2013 в отношении ТОРО ООО «Деловая Россия» внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц.
Из выписки из ЕГРЮЛ от 08.11.2017 года в отношении ТОРО ООО «Деловая Россия» усматривается, что лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени указанного юридического лица, является Председатель Совета отделения ФИО2
В ходе анализа материалов учетного дела ТОРО ООО «Деловая Россия» Управлением Министерства юстиции РФ по Тульской области установлено, что: в нарушении ч.1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» ТОРО ООО «Деловая Россия» не информировало уполномоченный орган о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; своевременно не сообщило об изменении сведений, указанных в п.1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (адрес местонахождения организации, сведения о лице, имеющем право действовать от имени организации без доверенности), и не представило соответствующие документы для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, чем нарушила ч.2 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях», п. 7 ст.32 ФЗ Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; в нарушении ч.1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях», пп. «б» п.2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 года №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» ТОРО ООО «Деловая Россия» не был представлен отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования за 2016г. по форме №ОН0003, утвержденной приказом Минюста России от 29.03.2010г. №72.
В адрес ТОРО ООО «Деловая Россия» Управлением Министерства юстиции РФ по Тульской области выносились предупреждения №71/03-1741 от 26.05.2016 года, №71/03-2965 от 07.08.2017года об устранении нарушения законодательства Российской Федерации.
Однако указанные нарушения ТОРО ООО «Деловая Россия» устранены не были, предупреждения в установленном законом порядке обжалованы не были.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к ТОРО ООО «Деловая Россия» о прекращении деятельности в качестве юридического лица, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку административный ответчик не исполняет надлежащим образом возложенные на него действующим законодательством обязанности в установленные порядке и сроки.
Доказательств обратного, в нарушение положений ст. 59 КАС РФ административным ответчиком представлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к Тульскому областному региональному отделению общероссийской общественной организации «Деловая Россия» о прекращении деятельности юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.
Признать прекратившим деятельность и исключить Тульское областное региональное отделение общероссийской общественной организации «Деловая Россия» (ОГРН: <данные изъяты>, дата регистрации 16.08.2013 года) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий