Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Тулы (Тульская область) |
Дата поступления | 19.01.2018 |
Дата решения | 28.02.2018 |
Категория дела | иные административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организаци |
Судья | Свиридова Ольга Сергеевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 6700a303-b28b-3058-9517-6c1d0bc129b2 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2018 года г. Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе
председательствующего Свиридовой О.С.,
при секретаре Краузе Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-325/2018 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к частному образовательному учреждению «Центр дополнительного профессионального образования «Согласие» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области обратился в суд с административным иском к частному образовательному учреждению «Центр дополнительного профессионального образования «Согласие» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, указав на то, что Управлением Федеральной налоговой службы по Тульской области 22 июля 2010 г. зарегистрировано частное образовательное учреждение «Центр дополнительного профессионального образования «Согласие», присвоен ОГРН 1107100000688. Адрес местонахождения частного образовательного учреждения – <адрес>, лицо, имеющее право действовать без доверенности – директор Хромов Г.А.
В ходе анализа материалов учетного дела частного образовательного учреждения «Центр дополнительного профессионального образования «Согласие» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области был выявлен ряд нарушений.
В адрес административного ответчика были внесены предупреждения об устранении выявленных нарушений, которые до настоящего времени не устранены.
Административный истец просит суд ликвидировать частное образовательное учреждение «Центр дополнительного профессионального образования «Согласие» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении представитель по доверенности Соловьева Е.С. просила рассмотреть дело в ее отсутствие и удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.
Представитель административного ответчика частного образовательного учреждения «Центр дополнительного профессионального образования «Согласие» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не представил, в адрес суда вернулся конверт с отметкой почтовой службы «возврат по истечении срока хранения».
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного истца и административного ответчика.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 22 июля 2010 г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области в качестве некоммерческой организации было зарегистрировано частное образовательное учреждение «Центр дополнительного профессионального образования «Согласие», основным видом деятельности которого являлось «Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки».
Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является директор Хромов Георгий Алексеевич.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области была проведена плановая документарная проверка некоммерческой организации - частного образовательного учреждения «Центр дополнительного профессионального образования «Согласие», в ходе проведения которой, выявлен ряд нарушений, а именно:
- в нарушение Федерального закона от 30 декабря 2015 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» частное образовательное учреждение «Центр дополнительного профессионального образования «Согласие» не привело Устав в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и не представило соответствующие документы для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц;
- в нарушение пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», частное образовательное учреждение «Центр дополнительного профессионального образования «Согласие» не сообщило об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица), и не представило в уполномоченный орган соответствующие документы для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц;
- в нарушение пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», подпункта «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» частное образовательное учреждение «Центр дополнительного профессионального образования «Согласие» не представило в уполномоченный орган отчеты о своей деятельности и сведения о персональном составе руководящих органов (форма № ОН0001), а также отчет о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (форма № ОН0002), либо информацию, предусмотренную пунктом 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», за 2013-2016 г.г.
С заявлением о ликвидации благотворительного фонда, исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц, директор Хромов Г.А. в Управление Министерства юстиции не обращался.
Проверив доводы искового заявления, суд учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда, в том числе, по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.
Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. №1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты «а», «г» и «д» пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
Пунктами 1 и 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 этого же Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32 названного Федерального закона).
Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07 октября 2010 г. № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Между тем в нарушение указанных требований, предусмотренных статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, частное образовательное учреждение «Центр дополнительного профессионального образования «Согласие» не предоставило в уполномоченный орган отчет о своей деятельности и сведения о персональном составе руководящих органов (форма № ОН0001), а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (форма № ОН0002), предусмотренные пунктом 3 статьи 32 данного Федерального закона и подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положения федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», либо информацию, предусмотренную пунктом 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих партнерствах» за 2013– 2016 годы.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Проанализировав вышеизложенные конкретные обстоятельства административного дела в их совокупности и с учетом норм материального права, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку частное образовательное учреждение «Центр дополнительного профессионального образования «Согласие» за 2013 – 2016 г.г. не представило административному истцу указанную информацию, допустив, тем самым, неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходим и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято.
Руководствуясь статьями 175-180, пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к частному образовательному учреждению «Центр дополнительного профессионального образования «Согласие» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Ликвидировать и исключить частное образовательное учреждение «Центр дополнительного профессионального образования «Согласие» (ОГРН 1107100000688, ИНН 7106077694, КПП 710601001, дата регистрации 22 июля 2010 г.) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий