Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Тулы (Тульская область) |
Дата поступления | 26.10.2017 |
Дата решения | 30.11.2017 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Радченко Светлана Владимировна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 40d6be01-7fd6-362c-8f18-234c8407bd5b |
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2017 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе
председательствующего Радченко С.В.,
при секретаре Толстолыткиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2048/2017 по иску прокурора Советского района г.Тулы в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «РадиоПэйдж-Т» об ограничении доступа к информации,
установил:
прокурор Советского района г.Тулы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к открытому акционерному обществу «РадиоПэйдж-Т» об ограничении доступа к информации. В обоснование заявленных требований указал, что открытое акционерное общество «РадиоПэйдж-Т» является оператором связи, оказывающим телематические услуги связи на территории Тульской области, а именно, ответчик осуществляет соединение юридических и физических лиц с сетью Интернет на территории Тульской области. Прокуратурой Советского района г.Тулы в ходе проверки в сфере соблюдения законодательства о противодействии оборота на территории Российской Федерации санкционной продукции выявлено, что в свободном доступе в сети интернет на Интернет-ресурсах с доменным именем <данные изъяты> размещена информация о реализации сыров, представляемых производителями Германии, распространение которой в России запрещено, в связи с чем, в целях защиты прав неопределенного круга лиц и во исполнение действующего законодательства доступ к указанному Интернет-сайту следует ограничить. Свободный доступ к указанному Интернет-сайту нарушает права неограниченного круга лиц, поскольку сведения, размещенные на указанной Интернет – странице нарушают требования федерального законодательства, предусматривающего запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых в том числе являются Германия и Австралия.
Просит суд обязать открытое акционерное общество «РадиоПэйдж-Т» ограничить на территории Тульской области передачу информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей абонентам к Интернет-адресу <данные изъяты>
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Советского района г.Тулы Апполонов А.В. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика открытого акционерного общества «РадиоПэйдж-Т» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен в установленном законом порядке, уважительных причин неявки суду не представил.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен в установленном законом порядке, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Поскольку ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявлений, ходатайств, возражений в суд не представил, рассматривать иск в отсутствие представителя организации не просил, а представитель истца настаивал на рассмотрении дела в порядке заочного производства, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора Советского района г.Тулы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, ответчик открытое акционерное общество «РадиоПэйдж-Т» является оператором связи и оказывает телематические услуги связи в соответствии с Уставом и на основании лицензии № 99292 от 05.06.2012г., действие которой распространяется на территорию Тульской области. Открытое акционерное общество «РадиоПэйдж-Т» осуществляет предоставление физическим и юридическим лицам услуги доступа к сети Интернет на территории Тульской области.
Прокуратурой Советского района г. Тулы в рамках осуществления надзора путем осуществления мониторинга сайтов сети Интернет проведена проверка исполнения на поднадзорной территории законодательства в сфере выявления и пресечения деятельности по ввозу на территорию Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в отношении которых установлены запреты и ограничения.
Согласно ст. 2 Конституции РФ - человек, его права и свободы являются ценностью.
Прокуратурой района выявлен факт реализации продуктов, включенных в санкционный перечень, через сайты в сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 №778 «О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 г. №560, от 24 июня 2015 г. №320, от 29 июня 2016 г. №350 и от 30 июня 2017 г. №293 по 31.12.2018 введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению.
В перечень к вышеуказанному Постановлению Правительства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, Страны Европейского Союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2018 года запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки в сфере соблюдения законодательства о противодействии оборота на территории Российской Федерации санкционной продукции выявлено, что в свободном доступе в сети интернет на Интернет-ресурсах с доменным именем <данные изъяты> размещена информация о реализации сыров, представляемых производителями Германии, распространение которой в России запрещено.
Сведения, размещенные на указанной Интернет - странице нарушают требования федерального законодательства, предусматривающего запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых в том числе являются Германия и Австралия.
При этом вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса не требуется. Ознакомится с содержанием сайта и скопировать материал в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничение на их передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная ли административная ответственность.
Согласно статьи 2 Закона информационно-телекоммуникационная сеть -технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Согласно пункту 6 статьи 10 Закона в Российской Федерации распространение информации. осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 (в ред. 29.07.2017) №2124-1 «О средствах массовой информации» установлен запрет на распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Кроме того, законодательство Российской Федерации предусматривает административную ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации (статья 14.2 КоАП РФ).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 № «О мерах по реализации указов президента РФ от 06.08.2014 № 560, от 24.06.2015 №320, от 29.06.2016 № 305 и от 30.06.2017 № 293» до 30.12.2018 введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются страны Европейского союза и др.
Правовая основа применения специальных экономических мер, цели и принципы их применения определяются Федеральным законом от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах».
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
В соответствиями со статьями 2, 3 вышеуказанного Федерального закона от 30.12.2006г. №281-ФЗ «О специальных экономических мерах» целями применения специальных экономических мер являются обеспечение интересов и безопасности Российской Федерации и (или) устранение или минимизация угрозы нарушений прав и свобод ее граждан. Специальные экономические меры применяются на основе следующих принципов: законность, гласность применения специальных экономических мер, обоснованность и объективность применения специальных экономических мер.
Специальные экономические меры носят временный характер и применяются независимо от других мер, направленных на защиту интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности Российской Федерации, а также на защиту прав и свобод ее граждан. К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций" и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения. Такие меры могут быть направлены на:
приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества;
запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление;
запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление;
прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;
изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин;
запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов;
установление ограничений на осуществление туристской деятельности;
запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.
Реализация специальных экономических мер обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.
Ответственность должностных лиц за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, связанных с реализацией специальных экономических мер,
Специальные экономические меры не должны носить более ограничительный характер, чем это необходимо для устранения обстоятельств, послуживших основанием их применения.
В силу положений статьи 4 Федерального закона от 30.12.2006 № 281- ФЗ «О специальных экономических мерах» решение о применении специальных экономических мер в отношении конкретных иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и о сроке, в течение которого данные специальные экономические меры будут применяться, принимается Президентом Российской Федерации на основе предложений Совета Безопасности Российской Федерации с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о таком решении.
Предложения о применении специальных экономических мер могут быть внесены Президенту Российской Федерации также Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думой
Федерального Собрания, Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливает, перечень конкретных действий, на совершение которых вводится запрет совершения и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» утвержден перечень и определены запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию в рамках годичного срока виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны Евросоюза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия и др.
Статьей 9 Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Размещенная на Интернет сайте: <данные изъяты> информация является недопустимой к размещению в соответствии с законодательством РФ.
Судом установлено, что Интернет-провайдером на территории Тульской области является ОАО «РадиоПэйдж-Т», которое в соответствии с лицензией осуществляет соединение юридических и физических лиц с сетью Интернет.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Согласно ч.1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к предъявлению иска о запрещении деятельности, создавшей такую опасность.
Согласно акту исследования Интернет-сайта от 11.10.2017 года, составленного помощником прокурора Советского района г.Тулы Куколевой Ю.О., на Интернет-сайте <данные изъяты> для пользователей размещена информация о реализации сыров, представленных производителями Германии, распространение которой в России запрещено. Выход на указанный Интернет-сайт является свободным, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса не требуется. ознакомится с содержанием сайта и скопировать материал в электроном виде может любой Интернет-пользователь. ограничение на их передачу, копирование и распространение отсутствует.
При данных обстоятельствах, установив, что обеспечение технической возможности доступа пользователей к Интернет-сайту <данные изъяты> осуществляет открытое акционерное общество «РадиоПэйдж-Т», а также принимая во внимание, что информация размещенная на Интернет сайте является недопустимой к размещению в соответствии с законодательством РФ, суд приходит к выводу о том, что ответчик обязан ограничить передачу информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей абонентам к Интернет-адресу <данные изъяты>.
Вместе с тем, в силу ч. 5 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, в случае возникновения технических вопросов исполнения решения суда, они подлежат разрешению на стадии исполнения судебного решения. Следовательно, способ ограничения доступа к информации на Интернет-сайтах должен решаться в процессе исполнения решения суда.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Советского района г.Тулы в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «РадиоПэйдж-Т» об ограничении доступа к информации – удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «РадиоПэйдж-Т» ограничить на территории Тульской области передачу информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей абонентам к Интернет-адресу <данные изъяты>, путем блокировки данного сайта по доменному имени без указания срока ограничения.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Советский районный суд г.Тулы в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В.Радченко