Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Тулы (Тульская область) |
Дата поступления | 25.09.2017 |
Дата решения | 30.11.2017 |
Категория дела | по искам застрахованных |
Судья | Бездетнова Александра Сергеевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 3c29f29d-c3d0-3404-bbd6-894b25f8ba69 |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2017 года г. Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе
председательствующего Бездетновой А.С.,
при секретаре Алехиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1860/2017 по иску [СКРЫТО] Л.В. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области об обязании произвести перерасчет пенсии,
у с т а н о в и л :
[СКРЫТО] Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР в г. Туле об обязании произвести перерасчет назначенной пенсии, ссылаясь на то, что с 16.12.2013 г. она является получателем досрочной трудовой пенсии по старости. 13.10.2016 г. она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете трудовой пенсии на основании архивных справок № от 13.10.2016 г., № от 11.10.2016 г., выданных Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив», о размере заработной платы за период с 01.01.2000 г. по 31.07.2000 г., с 01.01.2001 г. по 31.12.2001 г. Решением ГУ-УПФР в г. Туле № от 08.12.2016 г. ей было отказано в перерасчете пенсии по этим справкам за период работы в ОАО «Тульский завод «Электропривод» в связи с тем, что организация не может представить индивидуальные сведения с учетом корректировки заработка по причине снятия с учета в органах ПФР по решению суда от 27.03.2008 г. На основании данных наблюдательного дела ОАО «Тульский завод «Электропривод», находящегося в УПФР в г. Туле, за 2000 г. организация представляла расчетные ведомости с начислением зарплаты и индивидуальные сведения, которые не имеют расхождений. С данными выводами истец не согласна, поскольку данные сведения архивных справок исходят от надлежащего лица, выданы на основании унифицированных форм первичной учетной документации, в связи с чем указанные сведения о размере ее заработка за 2000-2001 гг., указанные в вышеназванных архивных справках, должны быть признаны достоверными. Просила суд обязать ответчика произвести перерасчет назначенной ей пенсии по старости на основании архивных справок № от 13.10.2016 г., № от 11.10.2016 г., выданных Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив», с 13.10.2016 г.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] Л.В. заявленные требования поддержала и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Туле по доверенности Зотова Д.И. в судебном заседании заявленные истцом [СКРЫТО] Л.В. требования не признала, полагала их не подлежащими удовлетворению, поскольку сумма заработка за 2000-2001 гг. за период работы в ОАО «Тульский завод «Электропривод» при перерасчете не может быть учтена в размере, указанном в архивных справках № от 13.10.2016 г., № от 11.10.2016 г., выданных Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив», так как ОАО «Тульский завод «Электропривод» не оплатил страховые взносы за заработок истца по совместительству, представил индивидуальные сведения, не соответствующие архивным данным, и в настоящее время не может представить индивидуальные сведения с учетом корректировки заработка по причине снятия с учета в органах ПФР по решению суда от 27.03.2008 г. На основании данных наблюдательного дела ОАО «Тульский завод «Электропривод», находящегося в УПФР в г. Туле, за 2000 г. организация представляла расчетные ведомости с начислением зарплаты и индивидуальные сведения, которые не имеют расхождений. Просила в иске отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности, потери кормильца для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Из материалов дела следует, что истцу с 16.12.2013 г. была назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях и Российской Федерации", действующего в период назначения пенсии истцу.
В абзацах первом, седьмом пункта 3 статьи 30 названного Федерального закона установлено, что расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по формуле, составной частью которой является коэффициент ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В п. 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановление Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 г. (действовавшего в период назначения страховой части трудовой пенсии истцу, утратил силу с 01.01.2015 г.), указано, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Кроме того, согласно пункта 17 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (действовавших на момент первоначального обращения истца в пенсионный орган с соответствующим заявлением), утвержденных постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002, в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.
Список недостающих для назначения пенсии документов определяется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и отмечается в расписке-уведомлении, указанной в пункте 16 настоящих Правил.
На основании п. 11 Правил при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в числе прочего регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления.
В соответствии с п. 23 Правил по результатам рассмотрения заявления гражданина, обратившегося за назначением пенсии, переводом с одной пенсии на другую, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.
Согласно п. 28 Правил перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17.12.2001 и Законом от 15.12.2001, производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (кроме случаев, предусмотренных в пункте 29 настоящих Правил).
В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
На основании пункта 2 названной нормы заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что предоставление застрахованным в системе пенсионного страхования сведений о его заработке за любые 60 месяцев работы подряд необходимо для назначения пенсии только в том случае, если сведения о его заработке за 2000 - 2001 годы отсутствуют в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и только в этом случае территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязан истребовать от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии и дать гражданину соответствующие разъяснения. Сведения о среднемесячном заработке застрахованного за любые 60 месяцев работы подряд вправе представить заявитель по собственной инициативе.
На основании ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ст. 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение вправе проверять у физических и юридических лиц документы, подтверждающие обоснованность выдачи документов, необходимых для назначения, перерасчета и выплаты трудовой пенсии.
Согласно Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ ФЗ "О страховых пенсиях" документы о заработной плате, представленные при назначении пенсии или для перерасчета могут быть приняты во внимание только при наличии акта документальной проверки.
Как следует из материалов пенсионного дела истицы, 13.10.2016 г. она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете назначенной ей пенсии с учетом сведений о заработке на основании архивных справок № от 13.10.2016 г., № от 11.10.2016 г., выданных Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив».
Вместе с тем, содержание данных архивных справок различается относительно сведений индивидуального персонифицированного учета в отношении истца, имеющихся в системе обязательного пенсионного страхования ПФР, а также сведения этих справок различаются между собой.
Судом также установлено, что в спорный период начисления ей заработной платы истец работала в ОАО «Электропривод» с 11.09.2000 г. по 22.08.2002 г. в должности <данные изъяты> в Культурно-досуговом центре по основной работе, а также с 12.09.2000 г. по 23.08.2002 г. по внутреннему совместительству на 0,5 ставки в должности <данные изъяты> ведомственного дошкольного учреждения. В связи с этим, как следует из расчетных листков в отношении [СКРЫТО] Л.В., заработная плата ей начислялась отдельно по каждой из совмещаемых должностей.
Однако, как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица [СКРЫТО] Л.В., ОАО «Электропривод» производились отчисления по страховым взносам и предоставлялись соответствующие индивидуальные сведения в ПФ РФ только по заработку истицы по основному месту работы.
Данные обстоятельства подтверждаются как изученными судом сведениями наблюдательного дела ОАО «Электропривод», так и подлинниками документов, предоставленных страхователем в территориальный орган ПФ РФ в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а именно: описями документов, передаваемых страхователем в ПФ за 2000 и 2001 гг., индивидуальными сведениями о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица (форма СЗВ-1), которые полностью отражены в сведениях индивидуального лицевого счета застрахованного лица [СКРЫТО] Л.В.
Давая оценку указанным обстоятельствам, суд исходит из положений ч. 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которой право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Персонифицированный учет, зависящий от размера перечисляемых работодателями страховых взносов был введен лишь с введением в действие Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», повсеместно введенном в действием с 01.01.1997 г. Введение системы индивидуального персонифицированного учета позволило обеспечить правильность начисления страховых и накопительных частей пенсии на каждого гражданина на основании результатов трудовой деятельности. Достоверность информации по всем застрахованным лицам была достигнута путем создания общей базы данных и обеспечения контроля за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов.
Именно в связи с этим размер заработка застрахованного лица после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в основном завершенной к 2000 г. (истица зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 14.08.1998 г.) за 2000-2001 гг. и после этих лет производится только на основании сведений индивидуального персонифицированного учета.
При таких обстоятельствах основаниями для корректировки сведений индивидуального персонифицированного учета в части получения работником заработной платы могут быть только поданные работодателем сведения о такой корректировке, что также нашло отражение в постановлении Правления ПФР от 14.12.2005 N 246п "Об утверждении Порядка корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 года, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации», которое корректировку данных о заработной плате по обращению застрахованного лица, в том числе в связи с непредставлением страхователем исходных данных в случае ликвидации или прекращения деятельности по другим причинам, изменением пенсионного законодательства в отношении периода до 1 января 2002 г., не предусматривает.
Однако, как следует из материалов пенсионного дела истца, 27.03.2008 г. страхователь ОАО «Электропривод» снят с учета в связи с ликвидацией. В связи с этим отсутствует возможность корректировки сведений о заработной плате, содержащихся в системе обязательного пенсионного страхования в отношении [СКРЫТО] Л.В.
Вместе с тем, при проведении сверочного расчета имеющиеся расхождения в выплатах за другие периоды 2001 г. не свидетельствуют об ущемлении прав истицы при расчете соотношения заработков ЗР/ЗП относительно сведений индивидуального персонифицированного учета, принятых при первоначальном расчете пенсии.
При этом, сведения о заработной плате, содержащиеся в справках № от 13.10.2016 г., № от 11.10.2016 г., противоречат сведениям ее индивидуального персонифицированного учета, в связи с чем оснований для исчисления пенсии с учетом этих данных не имеется.
Доводы истца со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П, в соответствии с которым неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных истцом требований в силу следующего.
В соответствии с выводами названного Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 г. № 9-П Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
В то же время упомянутым Постановлением положения абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал в той мере, в какой они закрепляют безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, и направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, признаны не противоречащими Конституции РФ.
Таким образом, данное Конституционным Судом РФ официальное толкование положений действующего законодательства с учетом прямого действия Конституции РФ направлено на защиту интересов застрахованных лиц в случае невыполнения страхователями обязанностей по начислению и уплате страховых взносов в части зачета этих периодов в их страховой стаж и исчислении размера пенсионного капитала с применением соответствующего стажевого коэффициента.
Вместе с тем, в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 20.11.2007 N 798-О-О "По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П" в сфере отношений, связанных с формированием, расходованием и учетом денежных средств на выплату трудовых пенсий по обязательному пенсионному страхованию, ответственность государства за надлежащее осуществление обязательного пенсионного страхования, в частности в случае неисполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, не может сводиться к субсидиарной ответственности, предусмотренной нормами гражданского законодательства.
При таких обстоятельствах возложение на Пенсионный фонд РФ обязанности компенсации размера страховых взносов, фактически не начисленных и не уплаченных работодателем истицы в рамках исполнения обязательств по обязательному пенсионному страхованию противоречит как действующему законодательству, так и правовому смыслу указанных постановлений Конституционного Суда РФ, поскольку по сути сводится к обременению бюджета ПФР необходимостью исполнения субсидиарных обязательств за страхователей в отношении застрахованных лиц, что действующим законодательством не предусмотрено.
Доводы истицы о том, что ей не было известно о неперечислении страховых взносов работодателем, в связи с чем она лишена была возможности своевременно обратиться с соответствующими требованиями к работодателю, являются несостоятельными.
Так, в период осуществления трудовой деятельности застрахованным лицам предоставлено право получать от работодателя и органов Пенсионного фонда Российской Федерации информацию о начислении и уплате страховых взносов, а также осуществлять контроль за их перечислением работодателем в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (статья 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьи 14 - 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", статьи 62 и 303 Трудового кодекса Российской Федерации). В соответствии с положением абзаца четвертого части второй статьи 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции Федерального закона от 25 октября 2001 года N 138-ФЗ) органы Пенсионного фонда Российской Федерации были обязаны бесплатно предоставлять один раз в год застрахованному лицу по его обращению сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете, в том числе о начислении страховых взносов. Этим же Законом предусматривалось право работника получить бесплатно у работодателя копию сведений о себе, представленных работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета. Следовательно, получая указанную информацию, граждане вправе обратиться к работодателю (страхователю) с требованием о начислении страховых взносов.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" и Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" до 1 января 2013 г. ПФР и НПФ ежегодно информировали застрахованных лиц о состоянии их лицевых счетов в системе индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования путем рассылки. В рассылаемых извещениях содержались сведения о состоянии специальной части индивидуальных лицевых счетов, на которых отражены средства пенсионных накоплений и результаты их инвестирования, а также информация о видах выплат, финансируемых за счет средств пенсионных накоплений.
С принятием Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам выплат за счет средств пенсионных накоплений", изменились способы информирования лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, и информирование осуществляется как при личном обращении в территориальный орган ПФР или в НПФ, так информация о видах выплат, финансируемых за счет средств пенсионных накоплений, может быть направлена гражданам в форме электронного документа, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Доказательств того, что данные сведения истцу не направлялись, истцом испрашивались у страховщика и страхователя, ей не предоставлялись, в связи с чем были созданы препятствия в проверке соблюдения страхователем своих обязательств по начислению страховых взносов за истицу, в дело не представлено.
При таких обстоятельствах расчет пенсии истицы по данным о заработке за 2000-2001 г., содержащимся в сведениях индивидуального персонифицированного учета, был произведен ответчиком правильно, нарушений пенсионных прав [СКРЫТО] Л.В. в оспариваемой части ГУ-УПФР в г. Туле допущено не было, в связи с чем заявленные истцом требования о перерасчете пенсии по сведениям архивных справок о заработке за 2000-2001 гг. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении иска [СКРЫТО] Л.В. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области об обязании произвести перерасчет пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.С. Бездетнова