Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Тулы (Тульская область) |
Дата поступления | 12.12.2018 |
Дата решения | 28.01.2019 |
Категория дела | по искам застрахованных |
Судья | Орлова Ирина Александровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 1147a459-0624-3408-9378-af70a83faebf |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2019 года г. Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Орловой И.А.,
при секретаре Свечниковой А.В.,
с участием истца [СКРЫТО] О.В., ее представителя по заявлению [СКРЫТО] Ю.Г.
представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в г.Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербакова Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда г.Тулы гражданское дело №2-133/19 по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Туле Тульской области (межрайонное) об обязании произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, взыскание судебных расходов,
установил:
[СКРЫТО] О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) об обязании произвести возврат излишне уплаченных взносов на обязательно пенсионное страхование, взыскание судебных расходов. В обоснование заявленных требований указала, что с 23.05.2001г. по 23.09.2016г. осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. За период осуществления предпринимательской деятельности ею были произведены перечисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями в Пенсионный фонд РФ в г. Туле.
Согласно налоговой декларации по налогу на доходы уплачиваемые в связи с применением (УСН) и по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2014 год, с учетом суммы полученных доходов за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, налоговая база для исчисления подлежащих уплате страховых взносов составляет – 1326 585 руб.
Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленный исходя из 1 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей, составляет 10265,85 рублей (1326 585 рублей-300000 рублей=1026 585 рублей; 1026585 рублей*1%=10265,85 рублей).
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2014 года уплачены истцом в бюджет Пенсионного фонда РФ платежным поручением №406 от 05.11.2015г. в сумме 121299,36 рублей. Размер страховых взносов за указанный период был исчислен истцом из общей (валовой) суммы полученных доходов, без учета документально подтвержденных расходов.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год составляет 111033,51 рублей (121299,36 руб. – 10265,85руб.).
Согласно налоговой декларации по налогу на доходы уплачиваемые в связи с применением (УСН) и по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2015 год, с учетом суммы полученных доходов за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, налоговая база для исчисления подлежащих уплате страховых взносов составляет – 1191 835 руб.
Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленный исходя из 1 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей, составляет 8918,35 рублей (1191 835 рублей-300000 рублей=891 835 рублей; 891835 рублей*1%=8918,35 рублей).
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2015 года уплачены истцом в бюджет Пенсионного фонда РФ платежным поручением №100 от 19.08.2016г. в сумме 148886,40 рублей. Размер страховых взносов за указанный период был исчислен истцом из общей (валовой) суммы полученных доходов, без учета документально подтвержденных расходов.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год составляет 139968,05 рублей (148886,40 руб. – 8918,35 руб.)
Таким образом, сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 г.г. составляет 251001,56 рублей.
Ссылаясь на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П и полагая, что ей неверно исчислена сумма страховых взносов, подлежащая уплате за 2014-2015г.г., что привело к излишней уплате страховых взносов. Сумма в размере 251001,56 руб. не должна была ей уплачиваться, в связи, с чем подлежит возврату. [СКРЫТО] О.В. обратилась к ответчику с требованием о перерасчете страховых взносов. Однако получила отказ.
На основании изложенного просила обязать ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) произвести возврат излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015г.г. в размере 251001,56 руб. Взыскать в ее пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Определением суда от 28.01.2019 года принят отказ истца [СКРЫТО] О.В. от исковых требований в части взыскания в ее пользу денежных средств, как излишне уплаченных по страховым взносам за периоды 2014-2015г.г. в сумме 28530 рублей, производство по делу в указанной части прекращено.
Истец [СКРЫТО] О.В., ее представитель по заявлению [СКРЫТО] Ю.Г. поддержали заявленные исковые требования, просили их удовлетворить и обязать ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) произвести возврат излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 222471,56 рублей.
Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербаков Т.И. в судебном заседании представил письмо, в котором указал, что общая сумма излишне уплаченных взносов составляет 222471,56 рублей. Полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку заявленные обстоятельства имели место быть до Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П.
Представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, в письменном заявление, адресованном суду, просил о рассмотрение дела в отсутствие представителя инспекции.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ судом рассмотрено дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Выслушав объяснения истца [СКРЫТО] О.В., ее представитель по заявлению [СКРЫТО] Ю.Г., представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербакова Т.И., изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает требования истца [СКРЫТО] О.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физически лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона о страховых взносах, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориями плательщиков страховых взносов, указанных в ч. 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательно социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию. Статьей 18 Закона о страховых взносах (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о страховых взносах (в редакции, действовавшей в спорный период) плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В силу ч. 1.1 ст. 14 Закона о страховых взносах размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов зарасчетный периодне превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведениеминимального размера оплатытруда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленногопунктом 1 части 2 статьи 12настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленногопунктом 1 части 2 статьи 12настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленногопунктом 1 части 2 статьи 12настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно п.п. 1 и 4,6 ч. 8 ст. 14 Закона о страховых взносах в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом, в частности, для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации. Для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии состатьей 346.29Налогового кодекса Российской Федерации. Для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются.
В соответствии со ст.346.29 Налогового кодекса Российской Федерации. Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведениебазовой доходностипо определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
В свою очередь, подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ определено, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 221 НК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] О.В. будучи индивидуальным предпринимателем в 2014-2015 г.г. производила исчисление и уплату страховых взносов с суммы дохода свыше 300 000 руб. исходя из суммы полученного дохода без учета произведенных расходов.
Данное обстоятельство привело к тому, что истцом за 2014-2015г.г. год были излишне уплачены страховые взносы в общей сумме 251001,56 руб. Расчет произведен истцом исходя из разницы между размерами фактически уплаченных и подлежащих уплате за 2014-2015г.г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом величины произведенных расходов, связанных с извлечением дохода (подробный расчет страховых взносов приведен истцом в заявлении) и ответчиком в письме от 24.01.2019г., в котором указано, что по учетным данным доход [СКРЫТО] О.В. за 2014г. от УСН - 1326585 рублей (доход 18834270 – расход 17507685), доход от ЕНВД – 477948 рублей. Страховые взносы с дохода превышающего 300000 руб. составляют (1326585+477948)-300000 = 1504533*1% = 15045,33 рублей. Ранее начислено (без учета расходов) по страховым взносам 121299,36 рублей. Оплата взносов зачтена по п/п №406 от 05.11.2015 в сумме 121299,36 рублей. Излишне уплаченная сумма 106254,03 рублей (121299,36-15045,33).
Доход [СКРЫТО] О.В. за 2015г. от УСН - 1191835 рублей (доход 17853924 – расход 16662089), доход от ЕНВД – 513972 рублей. Страховые взносы с дохода превышающего 300000 руб. составляют (1191835+513972)-300000 = 1405807*1% = 14058,07 рублей. Ранее начислено (без учета расходов) по страховым взносам 130275,60 рублей. Оплата взносов зачтена по п/п №100 от 19.08.2016 на сумму 148886,40 рублей в сумме 130275,60 рублей. Излишне уплаченная сумма 116217,53 рублей (130275,60-14058,07).
В связи, с чем общая сумма излишне уплаченных взносов составляет 222471,56 рублей (106254,03+116217,53).
На основании ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1- ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительного того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации. По смыслу ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде 7 Российской Федерации» содержащиеся в мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства являются обязательными и учитываются судами при рассмотрении споров, вытекающих их применения соответствующих законов.
Применительно к статье 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решения Конституционного Суда Российской Федерации являются одним из источников права. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 27-П вступило в силу 02.02.2016. Таким образом, выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 27-П, являются обязательными и подлежат учету судом. Учитывая вышеизложенное, ответчик неправомерно отказал истцу в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015г.г., в связи с чем решение ГУ-УПФР в г.Туле, подлежит признанию недействительным. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ) органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют передачу налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года, в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст.20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении 8 изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передаче налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное страхование за 2014-2015г.г. должно быть принято ГУ – УПФР в городе Туле Тульской области (межрайонное). При таких обстоятельствах, суд считает возможным возложить на ГУ – УПФР в городе Туле Тульской области (межрайонное) обязанность по принятию решения о возврате [СКРЫТО] О.В. излишне уплаченных страховых взносов за отчетный (расчетный период), истекшие до 1 января 2017 года.
Определяя сумму, подлежащую возврату истцу [СКРЫТО] О.В., как излишне уплаченную, суд исходит из расчета, представленного ответчиком, определяет сумму к возврату в размере 222471,56 рублей, при этом в соответствии со ст. 196 ГПК РФ, разрешает требования в рамках заявленных.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истца также подлежат взысканию с ответчика ГУ - УПФРФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Туле Тульской области (межрайонное) об обязании произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, взыскание судебных расходов, удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Туле Тульской области (межрайонное) принять решение о возврате [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015г.г. в размере 222471,56 руб.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) в пользу [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в возмещение расходов на уплату госпошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.А. Орлова
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
28 января 2019 года г. Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Орловой И.А.,
при секретаре Свечниковой А.В.,
с участием истца [СКРЫТО] О.В., ее представителя по заявлению [СКРЫТО] Ю.Г.
представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в г.Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербакова Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда г.Тулы гражданское дело №2-133/19 по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Туле Тульской области (межрайонное) об обязании произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, взыскание судебных расходов,
руководствуясь положениями статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Туле Тульской области (межрайонное) об обязании произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, взыскание судебных расходов, удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Туле Тульской области (межрайонное) принять решение о возврате [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015г.г. в размере 222471,56 руб.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) в пользу [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в возмещение расходов на уплату госпошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.А. Орлова