Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Пролетарский районный суд г.Тулы (Тульская область) |
Дата поступления | 30.03.2022 |
Дата решения | 19.05.2022 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Слукина Ульяна Викторовна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 42ac6979-bbb7-3c4d-85ce-7b304c58538f |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2022 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Слукиной У.В.,
при секретаре судебного заседания Матюхиной А.И.,
с участием помощника прокурора г.Тула Кондрашовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-1167/2021 по административному исковому заявлению прокурора г. Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению по транспорту и дорожному хозяйству администрации г.Тулы о признании бездействия незаконным, обязании провести мероприятия по обустройству тротуара,
установил:
прокурор г. Тулы обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по транспорту и дорожному хозяйству администрации г.Тулы о признании бездействия незаконным, обязании провести мероприятия по обустройству тротуара на автомобильной дороге общего пользования в <адрес> по дороге с твердым покрытием, проходящей через населенный пункт в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование требований указал, что прокуратурой г. Тулы совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Туле проведена проверка исполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, в <адрес> отсутствует тротуар по дороге с твердым покрытием, проходящей через населенный пункт. Дорога проходит по рмаршруту следования в образовательное учреждение (<данные изъяты> – <адрес>). При этом уполномоченным лицом по осуществлению мероприятий по обустройству тротуаров является административный ответчик. Непринятие мер по надлежащей организации дорожного движения по указанному адресу делает фактически невозможным соблюдение требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств на вышеуказанном участке, что ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора г. Тулы Кондрашова А.А. поддержала заявленные требования с учетом уточнений, по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Согласно ст.96 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в указанный в ч. 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Представитель административного ответчика Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Представили суду письменные возражения на иск, указав на то, что Управление имеет возможность осуществлять свои полномочия в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете г. Тулы на эти цели. Понуждение Управления к ремонту дороги по <адрес> (обустройство тротуара), является ограничением права органом местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законом полномочий. Просили в удовлетворении требований прокурора г. Тулы отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД УМВД России по г. Туле в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, причин неявки не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал.
В соответствии с положениями ст. 150, ч.6 ст.226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет административное исковое заявление, если оспариваемые решения, действия (бездействия) органов государственной власти не соответствуют нормативно-правовым актам, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца и препятствуют их осуществлению.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий являются основными задачами Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ).
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст.5 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством в числе прочего: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения.
П. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения самостоятельно, в пределах своей компетенции, в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движении является расходным обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2017 №257-ФЗ).
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 08.11.2017 №257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в числе прочего осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона № 196-ФЗ перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», согласно п. 4.5.1.1 которого тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
Решением Тульской городской Думы от 23.11.2016 №31/795 утверждено Положение об управлении по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы.
Управление обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, печать, штамп и соответствующие бланки со своим наименованием с изображением герба города Тулы, лицевые счета в органах, осуществляющих исполнение бюджета, наделяется муниципальным имуществом на праве оперативного управления (п.1.3 Положения).
Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти, органами муниципального образования город Тула, юридическими и физическими лицами (п.1.6 Положения).
В соответствии с п. 2.1 Положения в целях формирования и реализации единой политики в области создания условий для предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания населения, осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения в границах муниципального образования город Тула управление решает, в том числе, задачи по осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Тула и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Для реализации указанных задач управление в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет полномочия, в том числе, по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, разработки первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе, на объектах улично-дорожной сети, в границах муниципального образования г. Тула при осуществлении дорожной деятельности, осуществлению бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных муниципальных учреждений, разработке комплексной схемы организации дорожного движения для дорог и (или) их участков в границах муниципального образования г. Тула (п. 3.1 Положения).
Прокуратурой г. Тулы проведена проверка в ходе которой установлено, что Управлением по транспорту и дорожному хозяйству администрации г.Тулы требования действующего законодательства исполняются не в полном объеме, а именно в нарушение требований п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 в <адрес> отсутствует тротуар по дороге с твердым покрытием, проходящей через населенный пункт. Дорога проходит по маршруту следования в образовательные учреждения (<данные изъяты> – <адрес>).
Безопасность дорожного движения является одной из приоритетных задач государства и органов местного самоуправления. Непринятие мер по надлежащей организации дорожного движения делает фактически невозможным соблюдение требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств на вышеуказанном участке, нарушает права лиц на безопасное передвижение, создает угрозу безопасности дорожного движения. Таким образом, отсутствие дорожного ограждения на вышеуказанном участке улично-дорожной сети ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, с учетом установленного ст. 226 КАС РФ порядка распределения бремени доказывания юридически значимых обстоятельств по настоящему делу, принимая во внимание представленные сторонами доказательства и доводы сторон, а также то, что требования прокурора направлены на понуждение в судебном порядке исполнить обязанности, возложенные на ответчика законом, оспариваемые бездействия не соответствуют действующему законодательству и в данном случае нарушают права неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора г. Тулы о признании незаконным бездействия ответчика, в связи с чем иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
При определении срока исполнения обязательств, суд исходя требований разумности, считает необходимым определить его в 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании уточненных административных исковых требований, руководствуясь ст. ст. 177-180, 227-228 КАС РФ суд
решил:
уточненное административное исковое заявление прокурора г. Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению по транспорту и дорожному хозяйству администрации г.Тулы о признании бездействия незаконным, обязании провести мероприятия по обустройству тротуара удовлетворить.
Признать бездействие Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы, выразившееся в необустройстве тротуара, незаконным.
Обязать Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы провести мероприятия по обустройству тротуара на автомобильной дороге общего пользования в <адрес> до <адрес> по дороге с твердым покрытием, проходящей через населенный пункт в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путём подачи апелляционной жалобы, представления через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 19.02.2022.