Тип дела | Административные |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Привокзальный районный суд г.Тулы (Тульская область) |
Дата поступления | 02.02.2021 |
Дата решения | 16.02.2021 |
Статьи кодексов | ст.20.2 ч.5 КоАП РФ |
Судья | Афонина С.В. |
Результат | Вынесено постановление о назначении административного наказания |
Судебное решение | Есть |
ID | b15b5d75-6691-3ae7-830b-b4095eac921f |
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 г.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2021 г.
17 февраля 2021 года г.Тула
Судья Привокзального районного суда г.Тулы Афонина С.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – [СКРЫТО] И.В., её защитников Власова А.В., Масляевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г.Тулы дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ в отношении
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], <...> зарегистрированной и фактически проживающей по адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л :
[СКРЫТО] И.В., являясь участником публичного мероприятия, нарушила установленный порядок его проведения, при отсутствии случаев, предусмотренных частью 6 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах.
дата в 12 часов 20 минут [СКРЫТО] И.В. приняла участие в несогласованном публичном мероприятии в форме митинга, проводимом в поддержку Навального в сквере памяти жертв политических репрессий по адресу: <адрес> в составе группы граждан в количестве более 10 человек, на неоднократно озвученные посредством применения сигнального громкоговорящего устройства законные требования сотрудников полиции о прекращении несогласованного мероприятия не реагировала, чем нарушила ч.3 ст.6 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В судебном заседании [СКРЫТО] И.В. в присутствии защитников Власова А.В., Масляевой Н.Н. после разъяснения ей прав, предусмотренных ст.25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ, вину не признала, пояснила, что дата в дневное время по своим делам проходила мимо сквера памяти жертв политических репрессий, где находилось около 15 человек, при этом лозунгов никто не кричал, плакатов в руках не держал, т.е. никаких признаков проведения митинга не было. Она подошла к паре молодых людей узнать, что происходит, в это время была задержана сотрудниками полиции, которые не представились, не предъявили свое удостоверение. Они под руки отнесли её в автобус, а затем доставили в отдел полиции. Вину не признает, поскольку на территории сквера митинг не проходил, в митинге не участвовала.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля участковый уполномоченный полиции ОП «Привокзальный» УМВД России по г. Туле Т. показал, что дата по распоряжению руководства с целью пресечения правонарушений находился в сквере памяти жертв политических репрессий, расположенном на <адрес> где собралась группа людей более 10 человек. Данное мероприятие не было согласовано. Хотя собравшиеся не выкрикивали лозунгов и не держали плакатов, сотрудники полиции по громкой связи неоднократно с периодичностью в пять минут озвучили собравшимся о необходимости прекратить несогласованное мероприятие, но группа людей не реагировала, после чего их доставили в отдел полиции. В числе доставленных была [СКРЫТО] И.В.., которая не покинула территорию сквера и продолжила участие в митинге. По данному факту им (Т.) был составлен рапорт, а также протокол об административном правонарушении. При этом свидетель Т. подтвердил содержание имеющихся в деле рапорта и протокола об административном правонарушении, а также подтвердил, что именно эти документы им были составлены и подписаны.
Свидетель К. в судебном заседании пояснил, что дата в дневное время прогуливался около сквера памяти жертв политических репрессий, где проводился митинг в поддержку Навального. В сквере находилось примерно 30-40 человек, которые выкрикивали лозунги об освобождении Навального. В числе участвующих в митинге была [СКРЫТО] И.В. При этом по громкоговорящему устройству с периодичностью в 1-2 минуты несколько раз было озвучено сотрудниками полиции о необходимости покинуть территорию сквера. Кто-то данное требование выполнил и покинул территорию сквера, а кто-то остался в сквере. Среди оставшихся была [СКРЫТО] И.В. находившаяся в сквере в составе группы людей ближе к стелле. После этого [СКРЫТО] И.В. была доставлена в ОП «Привокзальный» УМВД России по г.Туле, где в отношении неё был составлен протокол, в котором он (К.) расписался как свидетель правонарушения, а также с него были получены объяснения. При этом свидетель подтвердил достоверность содержания протокола.
Свидетель Т. в судебном заседании пояснила, что дата в дневное время находилась около сквера памяти жертв политических репрессий, где проводился несанкционированный митинг. Людям по громкоговорящему устройству предлагалось покинуть сквер. После чего тех, кто не покинул сквер, посадили в автобус и доставили в ОП «Привокзальный». В отделе полиции с неё были взяты объяснения в подтверждение того, что в сквере проводился несанкционированный митинг. Также свидетель подтвердила наличие своей подписи в протоколе об административном правонарушении в отношении [СКРЫТО] И.В.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, показания свидетелей, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Согласно ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту- КоАП РФ) нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Статья 10 Конвенции о защите прав и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
На обеспечение реализации установленного статьей 31 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее – Закон № 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Статьей 3 Закона N 54-ФЗ установлено, что проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, названного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации; а также добровольности участия в публичном мероприятии.
К организации публичного мероприятия относится процедура оповещения возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации (ст. 4 Закона N 54-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 5 Закона N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 данного Федерального закона, а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пункты 1 и 2).
В силу ч. 4 ст. 5 Закона N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 данного Федерального закона.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Частью 5 статьи 5 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 г. N 1618-О, от 24 октября 2013 г. N 1619-О, Закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Закона N 54-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 6 Закона №54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей дата в 12 часов 20 минут [СКРЫТО] И.В. в составе группы граждан в количестве более 10 человек приняла участие в несогласованном органами исполнительной власти публичном мероприятии - митинге, проводимом в поддержку Навального в сквере памяти жертв политических репрессий по адресу: <адрес>, на законные требования сотрудников органов внутренних дел о прекращении несогласованного митинга, [СКРЫТО] И.В. не покинула территорию проведения публичного мероприятия, тем самым не выполнил требования, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 6 Закона N 54-ФЗ.
Вина [СКРЫТО] И.В. в совершении административного правонарушения при указанных обстоятельствах подтверждается совокупностью собранных и исследованных доказательств: протоколом об административном правонарушении * от дата, протоколом от дата о доставлении [СКРЫТО] И.В. в орган внутренних дел дата в 13 час. 15 мин., рапортом УУП ОП «Привокзальный» УМВД России по г.Туле Т. от дата, а также показаниями последнего в качестве свидетеля, показаниями свидетелей К., Т., сообщением начальника управления по местному самоуправлению администрации г.Тулы от дата о том, что в администрацию г.Тулы не поступало уведомлений о проведении дата публичных мероприятий на территории муниципального образования г.Тула.
У судьи нет оснований ставить под сомнение показания указанных свидетелей, поскольку они ранее не были знакомы с [СКРЫТО] И.В., их показания последовательны, соответствуют представленным доказательствам. Причин для оговора ими [СКРЫТО] И.В. не установлено.
Указанные доказательства отвечают требованиям, предъявляемым к такого вида доказательствам положениями главы 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, они последовательны, непротиворечивы, согласуются с другими доказательствами, являются достаточными и достоверными относительно события административного правонарушения, оснований для признания их недопустимыми не имеется.
Доказательств, опровергающих установленные по делу обстоятельства, судье не представлено, в связи с чем доводы [СКРЫТО] И.В. о невиновности являются несостоятельными.
В суде была просмотрена видеозапись, представленная [СКРЫТО] И.В., однако данная запись является недопустимым доказательством по делу, поскольку на записи имеются смонтированные в одну запись ролики с выступлением представителя партии «Яблоко» и с изображением сквера, где присутствуют сотрудники полиции и люди в гражданской одежде. При этом записи с изображением сквера не содержат времени, даты производства записей, что не дает возможность установить отношение (допустимость) имеющихся на записях событий к обстоятельствам дела, имевшим место дата в 12 часов 20 минут.
Отсутствие в представленной [СКРЫТО] И.В. копии протокола об административном правонарушении номера, вопреки доводам стороны защиты, не свидетельствует о невиновности [СКРЫТО] И.В. в совершении правонарушения и недопустимости данного доказательства, поскольку протокол об административном правонарушении в отношении [СКРЫТО] И.В. по своему содержанию соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ и составлен в силу п.1 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ уполномоченным лицом (участковым уполномоченным полиции, являющимся должностным лицом органов внутренних дел). Так, протокол содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного [СКРЫТО] И.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, имеются сведения о разъяснении [СКРЫТО] И.В. прав, предусмотренных ст.25.1 КоАП РФ, а также ст.51 Конституции РФ. При этом, из протокола следует, что при его составлении [СКРЫТО] И.В. его подписала, копия протокола ею получена.
Таким образом, оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, судья считает доказанной виновность [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в том, что она, являясь участником публичного мероприятия, нарушила установленный порядок его проведения, при отсутствии случаев, предусмотренных частью 6 ст.20.2, и квалифицирует её действия по ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, установленных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, не имеется.
Сроки давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренные ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истекли, поэтому [СКРЫТО] И.В. подлежит административной ответственности и наказанию.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в силу ст.4.2 КоАП РФ является наличие у виновной несовершеннолетнего ребенка (17 лет на день совершения правонарушения).
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в силу ст.4.3 КоАП РФ, не установлено.
Принимая во внимание положения названных норм, учитывая характер совершенного [СКРЫТО] И.В. административного правонарушения, личность виновной, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судья полагает возможным назначить [СКРЫТО] И.В. административное наказание в виде административного штрафа в размере 13 000 рублей.
Оснований для освобождения от административной ответственности, установленных ст. ст.2.9 КоАП Российской Федерации, по делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст.29.9-29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
признать [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 13000 рублей.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности в банк или в иную кредитную организацию по следующим банковским реквизитам: получатель: УФК по Тульской области (УВД России по г.Туле); ИНН 7105506527, КПП 710501001, код ОКТМО 70701000; номер счета получателя платежа 03100643000000016600, БИК 017003983, код бюджетной классификации 188 116 01 201 01 9000 140, УИН 18880471215300311478.
Разъяснить [СКРЫТО] И.В., что в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ. В случае неуплаты административного штрафа в установленные ст.32.2 КоАП РФ сроки, она может быть привлечена к административной ответственности по ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья С.В.Афонина