Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Привокзальный районный суд г.Тулы (Тульская область) |
Дата поступления | 31.10.2017 |
Дата решения | 26.02.2018 |
Категория дела | о постановке (снятии) земельного участка на кадастровый учет, соединенное со спором о границах земельного участка и о праве на него |
Судья | Потапова Н.В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | dc1ea5b2-6684-3bce-aea6-8921d26a69a7 |
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2018 года г. Тула
Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Потаповой Н.В.
при секретаре Нагорнове А.В.,
с участием представителя истца Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Николаевой А.И.,
рассматривал в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г. Тулы гражданское дело №2-33/18 по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к [СКРЫТО] Евгении [СКРЫТО] о признании результатов межевания земельного участка недействительными, установлении границ,
у с т а н о в и л:
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к [СКРЫТО] Е.О. о признании результатов межевания земельного участка недействительными, установления границ, уточненным в соответствии со. 39 ГПК РФ, в обоснование исковых требований указал, что в период с дата по дата на земельном участке с К№ *, расположенном по адресу: <адрес> на основании распоряжения заместителя министра министерства экономического развития Тульской области С. от дата № * было проведено мероприятие по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие органа муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина в отношении [СКРЫТО] Евгении [СКРЫТО], дата рождения: дата, место рождения: <...>, гражданство: <...>, СНИЛС: *.
По результатам контрольного мероприятия составлен акт № * от дата г. и установлено следующее.
В ходе проведения мероприятия по контролю выявлены нарушения обязательных требований, а именно: земельный участок площадью 423 кв.м, прилегающий с южной, западной и северной сторон к участку К№ *, расположенному по адресу: <адрес> используется [СКРЫТО] Е.О. за границами земельного участка * и является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. Указанный участок самовольно занят посредством установки ограждения.
Согласно натурным измерениям фактическое расположение ограждения выходит за границы земельного участка с кадастровым номером * площадью S = 423 кв.м.
Апелляционным определением Тульского областного суда от 09.08. 2017 года исковые требования министерства имущественных и земельных отношений Тульской области удовлетворены. Суд обязал [СКРЫТО] Е.О. за свой счет в течение 14 дней с даты вступления решения в законную силу освободить земельный участок площадью 423 кв.м, прилегающий с южной, западной и северной сторон к участку К№ *, расположенному по адресу: <адрес>, путем демонтажа ограждения из желтого кирпича с калиткой и выездными воротами, согласно координатам поворотных точек, указанных при обмере площади земельного участка.
Однако, как указал истец, в период рассмотрения гражданского дела № 2-11/2017 ответчиком были изменены границы земельного участка с кадастровым номером * по причине наличия кадастровой ошибки в их местоположении.
Конфигурация и границы спорного земельного участка установленные согласно прилагаемому описанию земельных участков подготовленному МУП «Центр ГиЗ г. Тулы» от дата, а также плану объекта на земельном участке подготовленному отделением по г. Туле Тульского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" от дата года, были изменены и установлены таким образом, что самовольная земля, которая была выявлена в рамках муниципального земельного контроля, стала включена в границы земельного участка ответчика с кадастровым номером *.
дата кадастровым инженером К, произведены межевые работы по уточнению местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером *, расположенного <адрес>.
Согласно заключению кадастрового инженера - межевой план подготовлен в связи исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером *, расположенного: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права № * от дата г.). Ошибка в местоположении была выявлена при выносе точек границ земельного участка в натуру. А именно, было выявлено что контур здания с К№ *, расположенного на данном земельном участке, выходит за границу земельного участка с К№ *, сведения о которой содержатся в ГКН. Предположительно при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка произошел технический сбой в работе оборудования, в результате чего контур границы земельного участка развернуло. Таким образом, границы земельного участка с К№ * была исправлена в соответствии со сложившейся ситуацией на местности согласно топографической съемки.
Сведения об уточненных границах внесены в ГКН, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке.
Согласно позиции, изложенной в письме Минэкономразвития РФ от дата N * (данная позиция разъясняет положения Закона 221-ФЗ, в настоящее время утратившего силу, однако указанные в письме нормы закона 221-ФЗ, как указано выше, полностью корреспондируются с положениями действующего Закона о регистрации): «кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в части 9 статьи 38 Закона о кадастре, соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана.
При отсутствии указанных документов ответственность за отражение в межевом плане сведений о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка (существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка) несет кадастровый инженер в соответствии со ст. 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях недопущения самовольного занятия земельных участков в рамках уточнения местоположения границ, кадастровый инженер должен руководствоваться сведениями о фактическом местоположении границ земельных участков, содержащимися, в том числе в картах и планах, являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости.
Между тем, по мнению истца, проведенное межевание земельного участка с кадастровым номером * направлено исключительно на уклонение от самовольного захвата земли и в силу изложенного является недействительным.
Кроме этого, границы спорного земельного участка установлены за пределами красных линий, без их учета.
На основании изложенного, истец просил суд признать результаты межевания земельного участка с кадастровым номером * по адресу: <адрес>, площадью 1038 кв.м. недействительными, исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек (поворотных точек) границ земельного участка с кадастровым номером * по адресу: <адрес>. площадь 1038 кв.м.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером * по адресу: <адрес>, площадь 1038 кв.м., согласно каталогу координат:
X | Y | |
1 | * | * |
2 | * | * |
3 | * | * |
4 | * | * |
Представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Николаева А.И. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержала и просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Ответчик [СКРЫТО] Е.О. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель ответчика [СКРЫТО] Е.О. по доверенности Парахин А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался должным образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Администрации г. Тулы по доверенности Забельникова Н.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом, предоставила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Тульской области по доверенности Касьянова Л.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом, предоставила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещался должным образом, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии с положениями ст.ст. 167, 233-235 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав мнение представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу Статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод "Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права».
Статьей 304 ГК РФ закреплены права собственника требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Положения абзаца 2 пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) гласят, что в случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Пунктом 1 ст.69 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Согласно п. 7 ст. 69 Земельного Кодекса Российской Федерации порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании п. 1.4 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 8.04.1996 года, межевание земель выполняют проектно-изыскательские организации Роскомзема, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения объекта. недвижимости.
Правовое регулирование межевания земельных участков как объектов землеустройства, осуществляется Федеральным законом "О землеустройстве", и ведомственными актами специально уполномоченных органов исполнительной власти. В соответствии с Законом межевание объектов землеустройства представляет собой комплекс работ по установлению на местности границ земельных участков с их закреплением межевыми знаками и определением соответствующих координат. Межевание объектов землеустройства включает в себя, в частности, работы по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласование, закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства, изготовление карты (плана) объекта землеустройства. Об этом же указано в "Инструкции по межеванию земель", утвержденной Роскомземом 8.04.1996 г.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид);(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)
2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;
3) описание местоположения объекта недвижимости;
В соответствии со ст. 14 названного Закона Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 7.1 введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ)
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
Между тем, статьей 22. Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) установлено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
2. В межевом плане указываются:
1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
3. В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны. При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств, лесопарков понимается: 1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка; 2) расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны.
12. Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.
13. Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017 удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона.
На основании письма Минэкономразвития РФ от 27.03.2009 г. № 4448 –ИМ/Д23 в случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, органом кадастрового учета должно приниматься решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, в которое включаются рекомендации органа кадастрового учета о доработке представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана. При этом орган кадастрового учета сообщает соответствующему заявителю о возможности внесения в межевой план, предназначенный для осуществления государственного кадастрового учета, дополнительных сведений, необходимых для исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка (далее - дополнительные сведения).
В указанном случае, по мнению Минэкономразвития России, допускается оформлять межевой план в виде одного документа, содержащего сведения в отношении образуемого либо уточняемого земельного участка, и сведения в отношении ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. При этом сведения о таком ранее учтенном земельном участке включаются в межевой план в составе раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях". В состав межевого плана в указанном случае также включаются:
заключение кадастрового инженера, обосновывающее вывод о наличии ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, а также включение дополнительных сведений о местоположении такой границы в раздел "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях"; акт согласования местоположения границы ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. Акт согласования местоположения границы такого земельного участка может не оформляться в случае, если в результате исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка не изменились площадь указанного земельного участка и его конфигурация (сохранились прежние значения внутренних углов и горизонтальных положений).
Исправленные сведения о местоположении границы ранее учтенного земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка или заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевого плана, содержащего, в том числе, дополнительные сведения о ранее учтенном земельном участке, включая сведения о местоположении его границы (исправленные значения координат характерных точек границы). В случае, если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка изменились его площадь и конфигурация, исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений указанного ранее учтенного земельного участка, представленного в орган кадастрового учета собственником, землепользователем или землевладельцем указанного земельного участка (далее - заявитель) либо представителем заявителя.
Между тем, ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрен порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
2. Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
3. Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
4. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
5. Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в форме и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.
6. Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
По истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган регистрации прав вправе внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости не более чем на пять процентов.
Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.
Согласно п. 1 ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.
Инструкция по межеванию земель, утвержденная Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, гласит, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Нормами ст.ст. 26,27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) определено, что государственная регистрация приостанавливается, а впоследствии в государственной регистрации отказывается, в том числе, в случае если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, либо в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
Из анализа данной нормы суд делает вывод, что, если земельный участок с указанной разницей в значениях площади может быть объектом кадастрового учета и соответственно является объектом права, то он может быть объектом права собственности и, следовательно, может быть зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст. 64 ЗК РФ при возникновении земельных споров границы земельного участка устанавливаются судом.
Судом установлено, что [СКРЫТО] Е.О. является собственником жилого дома общей площадь 482 кв.м. и земельного участка площадью 1038 +-11 кв.м. по адресу: <адрес>, с категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенным использованием для завершения строительства индивидуального жилого дома на основании договора дарения жилого дома и земельного участка от дата г. что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата г. № *.
Аналогичные сведения содержатся в выписках из ЕГРН от дата г. № *, № *.
Судом так же установлено, что в период с дата по дата на земельном участке с К№ *, расположенном по адресу: <адрес> на основании распоряжения заместителя министра министерства экономического развития Тульской области С. от дата № * было проведено мероприятие по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие органа муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина в отношении [СКРЫТО] Е.О.
По результатам контрольного мероприятия составлен акт № * от дата г. согласно которому входе проведения мероприятия по контролю выявлены нарушения обязательных требований законодательства, а именно: земельный участок площадью 423 кв.м, прилегающий с южной, западной и северной сторон к участку К№ *, расположенному по адресу: <адрес> используется [СКРЫТО] Е.О. за границами земельного участка * и является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. Указанный участок самовольно занят посредством установки ограждения.
Согласно натурным измерениям фактическое расположение ограждения выходит за границы земельного участка с кадастровым номером * площадью S = 423 кв.м.
Из исследованного апелляционного определения Тульского областного суда от 09.08. 2017 года следует, что исковые требования министерства имущественных и земельных отношений Тульской области удовлетворены. Суд обязал [СКРЫТО] Е.О. за свой счет в течение 14 дней с даты вступления решения в законную силу освободить земельный участок площадью 423 кв.м, прилегающий с южной, западной и северной сторон к участку К№ *, расположенному по адресу: <адрес>, путем демонтажа ограждения из желтого кирпича с калиткой и выездными воротами, согласно координатам поворотных точек, указанных при обмере площади земельного участка.
Между тем, согласно межевому плану, содержащемуся в кадастровом деле на земельный участок с кадастровым номером *, подготовленному в связи исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером *, расположенного: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Ошибка в местоположении была выявлена при выносе точек границ земельного участка в натуру. А именно, было выявлено, что контур здания с К№ *, расположенного на данном земельном участке, выходит за границу земельного участка с К№ *, сведения о которой содержатся в ГКН. Предположительно при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка произошел технический сбой в работе оборудования, в результате чего контур границы земельного участка развернуло. Таким образом, граница земельного участка с К№ * была исправлена в соответствии со сложившейся ситуацией на местности согласно топографической съемки.
Наряду с изложенным по исследованному судом описанию земельных участков, подготовленному МУП «Центр ГиЗ г. Тулы» от дата и плану расположения объекта на земельном участке, подготовленного отделением по г. Туле Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» от дата года следует, что они отражают конфигурацию и местоположение границ земельного участка, содержащие описание границ, которое определено при его образовании.
Кроме того, в вышеуказанном плане отражены границы и размеры земельного участка по фактическому пользованию, из которого следует, что фактическая площадь занятия составляет 1419 кв.м., самовольно занятая земля площадью 381 кв.м.
Таким образом, суд приходит к выводу, что уже на момент составления плана объекта на земельном участке, подготовленный отделением по г. Туле Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» от дата года была выявлена самовольно занятая земля.
При сравнении, подготовленной Министерством схемы по проектному плану, с отображением границы сформированного земельного участка и границ земельного участка согласно плану от дата усматривается, что конфигурация и местоположение границ установленного земельного участка являются отличными от конфигурации земельного участка указанного в плане.
Между тем, судом принимаются во внимание доводы истца, о том, что конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.
, поскольку указанное обстоятельство не противоречат позиции, изложенной в письме Минэкономразвития РФ от * N дата и полностью корреспондируются с положениями действующего Закона о государственной регистрации.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что при уточнении границ земельного участка с кадастровым номером * его конфигурация существенно изменилась, границы спорного земельного участка, описанные в документе о его образовании, отличны от фактически существующих границ земельного участка с кадастровым номером *, а потому суд приходит к выводу, что проведенное межевание земельного участка с кадастровым номером * направлено исключительно на уклонение от самовольного захвата земли, что в свою очередь привело к нарушению прав истца и возможности осуществлять его использование.
Установленные по делу нарушения прав истца, допущенные при межевании земельного участка ответчика, являются обстоятельствами, достаточными для признания оспариваемого межевания недействительным.
В связи с тем, что на основании недействительного межевания были внесены сведения в государственный кадастр недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего [СКРЫТО] Е.О., то измененные сведения кадастрового учета являются недействительными и подлежащими исключению из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Разрешая требования истца об установлении границ земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: <адрес>, суд приходит к следующему.
Статьи 3, 15, 17 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ
«О землеустройстве» предусматривают, что в случаях изменения границ объектов землеустройства обязательно должны быть проведены работы по межеванию объектов землеустройства, т.е. установление на местности границ земельных участков, описание их местоположения, изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
В соответствии с п.2 Инструкции по межеванию земель, утверждённой Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08 апреля 1996 года межевание земель включает в себя подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов, полное обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) - опорных межевых знаков (ОМЗ), полевое обследование границ размежовываемого земельного участка, оценкой состояния межевых знаков, составление технического проекта (задания) межевания земель, уведомление собственников, владельцев и пользователей размежовываемых земельных участков о производстве межевых работ, согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежовываемых земельных участков, сдачу пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью, определение координат пунктов ОМС и межевых знаков, определение площади земельного участка, составление чертежа границ земельного участка, контроль и приемку результатов межевания земель производителем работ, государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков, формирование межевого дела, сдачу материалов в архив.
Таким образом, основная суть межевания (в сфере землеустроительной деятельности) представляет собой установление (определение) на местности границ объектов землеустройства, в том числе и земельных участков.
Это соответствует требованиям, закреплённым в Правилах
установления на местности границ объектов землеустройства, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2009 года N688 в силу ст.17 Федерального закона от 18 июня 2001г.N78-ФЗ «О землеустройстве».
Между тем, с учетом того, что образование и порядок формирования земельного участка представляет собой комплекс установленных Земельным кодексом РФ мероприятий, судом установлено, что представленный в суд материал мероприятия по контролю, не содержит каталог координат по которым истец просит установить границы земельного участка с кадастровым номером 71:30:020302:101, кроме того, отсутствуют сведения согласования границ, которые просит установить истец, со смежными землепользователями, ранее сформировавшими, принадлежащие им земельные участки в установленном порядке, что в дальнейшем может привести к нарушению их прав и законных интересов, при том что требования о признании межевания их земельных участков недействительным, истцом не заявлены.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований об установлении границ земельного участка отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области удовлетворить частично.
Признать недействительными результаты кадастровых работ (результаты межевания) земельного участка с кадастровым номером * по адресу: <адрес>, площадью 1038 кв.м:
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек (поворотных точек) границ земельного участка с кадастровым номером * по адресу: г. <адрес>, площадью 1038 кв.м.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированный текст заочного решения изготовлен в совещательной комнате.
Председательствующий