Дело № 2а-376/2023 ~ М-359/2023, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Ясногорский районный суд (Тульская область)
Дата поступления 06.06.2023
Категория дела Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Прочие дела по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (гл. 22 КАС РФ). → об оспаривании решения о признании информации и материалов, распространяемых посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (решений о включении в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в с
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID a3d2ed07-b51a-462e-a7fe-da97fd043a14
Стороны по делу
Истец
******** ************ ****** ******** *******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июня 2023 года г. Ясногорск Тульской области

Ясногорский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Филипповой Ю.В.,

при секретаре Кулешовой З.В.,

с участием помощника прокурора Ясногорского района Тульской области Баранова М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-376/2023 по административному исковому заявлению прокурора Ясногорского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

прокурор Ясногорского района Тульской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц, в котором просит признать информационный материал, размещенный на страницах сайта <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, включить ресурс <адрес> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ясногорского района Тульской области был осуществлен мониторинг телекоммуникационной сети «Интернет» с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории РФ.

В результате мониторинга выявлены страницы сайта <адрес>, содержащие видеоролики порнографического характера. Ресурс носит открытый характер, доступ к нему пользователей сети свободный. Так, с помощью персонального компьютера, на котором установлена операционная система и пакет прикладных программ, осуществлен выход в телекоммуникационную сеть «Интернет» посредством браузера «Yandex» и установленной на персональном компьютере операционной системы Windows XP. В ходе осмотра в адресную строку браузера вставлена ссылка <адрес>. При переходе по данной ссылке открывается сайт <адрес>, на страницах которого посетителям предлагаются видеофайлы порнографического характера, что способствует совершению уголовно-наказуемых деяний, противоречит нормам действующего законодательства, нарушает публичные интересы государства, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в том числе несовершеннолетних. Посетителям сайта предлагается возможность свободного входа на сайт, не требующего предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний. На момент проверки URL-адрес <адрес>, на котором размещена вышеназванная информация, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствует. Владелец IP-адреса указанного сайта не установлен.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Ясногорского района Тульской области Баранов М.С. поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области, в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. Управление представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, разрешение заявленных требований оставило на усмотрение суда.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, с учетом мнения представителя административного истца, представленные ходатайства, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В силу ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Согласно ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Согласно п. 1, 6 ст. 10 данного Закона, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно п. п. 2 п. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ, основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено»), указано, что Формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра – организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - оператор реестра).

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Судом установлено, что прокуратурой Ясногорского района Тульской области в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен сайт, допускающий размещение материалов, распространение которых запрещено на территории РФ, а именно в сети «Интернет» на странице сайта <адрес> распространяется информация, создающая образ проституции, как приемлемого обществом явления, способствующая укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, занимающихся проституцией и пользующихся услугами проституток.

Статьями 6.11, 6.12 КоАП предусмотрена административная ответственность за занятие проституцией и получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией.

За вовлечение в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятия проституцией, а также за организацию занятия проституцией, содержание притонов для занятия проституцией или за систематическое предоставление помещений для занятия проституцией установлена уголовная ответственность, предусмотренная ст. ст. 240, 241 УК РФ.

Цели государственной политики в интересах детей определены Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», к которым в числе остальных относятся содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции России и федеральному законодательству традициями народов РФ, достижениями культуры, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие (ст. 4 Закона).

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с предоставлением интим-услуг с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Доступ к данной странице сайта является свободным для неопределенного круга лиц, то есть не требует предварительной регистрации и ввода пароля, ознакомиться с содержанием ресурса и скопировать материалы в электронном виде может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Сведения, размещенные на данном сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения услуг данного характера, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

Принимая во внимание положения вышеприведенных норм права, учитывая, что распространение указанной информации на названном сайте запрещено законом, что является достаточным основанием для признания размещенной на данной интернет-странице информации информацией, запрещенной на всей территории РФ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований о признании информации, размещенной на сайте по электронному адресу: <адрес>, запрещенной к распространению на территории РФ.

В целях ограничения доступа в сети «Интернет» к страницам сайта <адрес>, содержащему информацию, распространение которой запрещено в РФ, суд считает необходимым внесение указанного сетевого ресурса в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению в силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ.

Принимая во внимание то обстоятельство, что замедление исполнения настоящего решения может нанести значительный ущерб правам и законным интересам неопределенному кругу лиц и Российской Федерации в соответствии с приведенными нормами Кодекса, решение по настоящему административному делу подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. 175-181, 265.5 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Ясногорского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информационный материал, размещенный на страницах сайта <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Включить сетевой ресурс <адрес> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Ясногорский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Ю.В. Филиппова

<адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>
Дата публикации: 01.09.2023
Другие поступившие дела в Ясногорский районный суд (Тульская область) на 06.06.2023:
Дело № 2а-377/2023 ~ М-361/2023, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ