Дело № 2а-826/2022 ~ М-788/2022, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Киреевский районный суд (Тульская область)
Дата поступления 26.05.2022
Дата решения 14.06.2022
Категория дела местных общественных объединений, не являющихся юридическими лицами
Судья Потапова Л.В.
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID 56ec00ac-59fd-3aa5-be05-f0e48419818d
Стороны по делу
Истец
********** ************ ******* ** ** ******** *******
Ответчик
********** ********* ********* ******* ************ *********** ********** ********** ****** ******** * ********* ********** "*****"
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2022 года город Киреевск

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Потаповой Л.В.,

при секретаре Савосиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-826/2022 по административному исковому заявлению Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Тульской области к Киреевской районной Тульской области общественной организации содействия участникам боевых действий и локальных конфликтов «Герат» о прекращении деятельности организации, об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указывая в обоснование заявленных требований на то, что УФНС России по Тульской области зарегистрировано Киреевская районная Тульской области общественная организация содействия участникам боевых действий и локальных конфликтов «Герат» (далее – Организация) 02.12.2014, ОГРН расположенное по <адрес>. Лицо, имеющее право действовать без доверенности – председатель ФИО2

При осуществлении полномочий в сфере контроля деятельности некоммерческих организаций Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области (далее - Управление) установлено, что Организацией нарушены нормы законодательства Российской Федерации, а именно Организация не представила в уполномоченный орган отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных им от иностранных государств, их государственных органов, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) и или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, и (или) от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном в п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.20002 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании (форма №ОН0003), за 2020-2021 годы, либо информацию, предусмотренную ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» за 2020-2021 годы.

На основании изложенного просит прекратить деятельность Киреевской районной Тульской области общественной организация содействия участникам боевых действий и локальных конфликтов «Герат», исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель административного ответчика Киреевской районной Тульской области общественной организации содействия участникам боевых действий и локальных конфликтов «Герат» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.

В соответствии с частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

В силу положений частей 1 и 2 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Статьей 8 названного федерального закона определено, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Согласно статье 21 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного данным федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений (часть первая).

Решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой названной статьи и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации (часть десятая этой же статьи).

Статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившем свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В силу подпункта «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона.

Абзацем третьим части 1 статьи 44 названного Федерального закона определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда, в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

Пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлена обязанность некоммерческих организаций, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона, некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческие организации представляют в уполномоченный орган указанные документы ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно пункту 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ, некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации является согласно пункту 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление уполномоченному органу в установленный срок вышеуказанных сведений.

На основании пункта 1 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской и Перечня Управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утверждённых приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, Управление Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - Управление) является территориальным органом Минюста России, действующим на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации.

В Тульской области таким органом является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области.

В силу пункта 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 №705, и пункта 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, к полномочиям Управления относится обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Как следует из материалов дела, УФНС России по Тульской области 02.12.2014 зарегистрирована Киреевская районная Тульской области общественная организация содействия участникам боевых действий и локальных конфликтов «Герат», ОГРН 1147154042474, расположенная по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации, выданным 04.12.2014 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области, а также выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Организации, является ФИО2 (Председатель организации).

В соответствии с пп. 5 ч. 5 статьи 32 Федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации в деятельности некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должны вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.

Административным истцом в адрес ответчика 16.12.2015, 21.06.2016, 17.08.2017, 21.06.2019 направлялись предупреждения об устранении нарушений действующего законодательства. Предупреждения получены, но до настоящего времени нарушения административным ответчиком не устранены.

Организация в нарушение ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» не информировала уполномоченный орган о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

В нарушение ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пп. 1.2 п. 1, п. 2 Приказа Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» Организацией не был представлен отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании за 2019 год по форме № ОН0003, утвержденной Приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Таким образом, судом установлено, что Киреевская районная Тульской области общественная организация содействия участникам боевых действий и локальных конфликтов «Герат» осуществляет деятельность с нарушением требований действующего законодательства.

Указанные обстоятельства в силу положений статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» являются основанием для принятия судом решения о прекращении деятельности организации.

Таким образом, административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области удовлетворить.

Прекратить деятельность Киреевской районной Тульской области общественной организации содействия участникам боевых действий и локальных конфликтов «Герат», расположенной по <адрес>, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1147154042474.

Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Киреевскую районную Тульской области общественную организацию содействия участникам боевых действий и локальных конфликтов «Герат», расположенную по <адрес>, основной государственный регистрационный номер (ОГРН)

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Киреевский районный суд (Тульская область) на 26.05.2022:
Дело № 2а-794/2022 ~ М-783/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 07.06.2022
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ломакин В.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № М-788/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Потапова Л.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № М-781/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Коновалова Е.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № М-786/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Коновалова Е.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-892/2022 ~ М-786/2022, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Коновалова Е.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-821/2022 ~ М-787/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 11.08.2022
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Коновалова Е.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-787/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 18.07.2022
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Потапова Л.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-818/2022 ~ М-785/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 12.07.2022
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Потапова Л.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-819/2022 ~ М-781/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 09.08.2022
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Коновалова Е.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-109/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 15.06.2022
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ломакин В.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-108/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 07.06.2022
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ломакин В.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 10-3/2022, апелляция
  • Дата решения: 07.06.2022
  • Решение: Вынесено другое ПОСТАНОВЛЕНИЕ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Ломакин В.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-110/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 07.06.2022
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Воротникова Е.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ