Дело № 2-837/2023 ~ М-799/2023, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Богородицкий межрайонный суд Тульской области (Тульская область)
Дата поступления 05.07.2023
Категория дела Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела)
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID 0bfa0f2c-8f22-4cff-b305-ad5d9469ac0f
Стороны по делу
Истец
******** *************** ********
Ответчик
**** "********* ****** *******"
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 
Решение по гражданскому делу
Информация по делу

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 августа 2023 года р.п. Волово Тульской области

Богородицкий межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Кожуховой Л.А.,

при секретаре Соколовой М.Ю.,

с участием

представителя истца Тульского природоохранного [СКРЫТО] по доверенности старшего помощника [СКРЫТО] Воловского района Тульской области Телковой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Тульского природоохранного [СКРЫТО] в защиту интересов Российской Федерации к муниципальному казенному учреждению «Воловская служба сервиса» муниципального образования Воловский район о возложении обязанности осуществить согласование проекта,

у с т а н о в и л:

[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к МКУ «ВСС» о возложении обязанности осуществить согласование проекта по геологическому изучению недр, обосновав свои исковые требования следующим.

Тульской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании, об охране окружающей среды и законодательства о недрах МКУ «ВСС», в ходе которой установлено следующее. МКУ «ВСС» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1147154031045. Для осуществления уставной деятельности МКУ «ВСС» осуществляет эксплуатацию артезианских скважин для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи для питьевого и хозяйственно-бытового и технического водоснабжения населения и инфраструктуры (СКВ. №№ 1, 3). Участки недр расположены вблизи <адрес>. МКУ «ВСС» предоставлены лицензии на право пользования недрами , и , которые зарегистрированы в министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области 22.12.2021 года. В силу п. 3.2.1 лицензионного соглашения к указанным лицензиям владельцу лицензии необходимо в срок до 1.02.2023 года осуществить согласование проекта по геологическому изучению недр в соответствии со ст. 28 Закона РФ «О недрах». МКУ «ВСС» не выполнило указанные условия лицензионных соглашений. Изложенное послужило основанием для внесения в адрес руководителя МКУ «ВСС» 27.03.2023 представления, которое рассмотрено. Однако в ходе контрольной проверки установлено, что нарушения, указанные в представлении до настоящего времени не устранены. Таким образом, МКУ «ВСС» осуществляет пользование недрами для добычи подземных пресных вод с нарушением условий лицензирования, что влечет прямое нарушение интересов Российской Федерации, как собственника недр.

По указанным выше основаниям [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] просил суд обязать МКУ «ВСС» в срок до 1.06.2024 года осуществить согласование проекта по геологическому изучению недр в соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации «О недрах» по лицензиям ТУЛ 80841 ВР, ТУЛ 80842 ВР.

В судебном заседании представитель истца Тульского природоохранного [СКРЫТО] по доверенности старший помощник [СКРЫТО] Воловского района Тульской области Телковой В.Г. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика МКУ «ВСС» в судебное заседание не явился о месте и времени судебного разбирательства извещён надлежащим образом, в материалах дела имеется письмо за подписью зам. директора указанного учреждения Зайцева С.Е. с просьбой рассмотреть дела в отсутствие представителя МКУ «ВСС».

Представитель третьего лица администрации МО Воловский район в судебное заседание не явился о месте и времени судебного разбирательства извещён надлежащим образом, из письма главы указанной администрации Пишего С.Ю. следует, что он просит рассмотреть дела в отсутствие своего представителя.

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ [СКРЫТО] вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских и экологических правоотношений в силу ч. 1 ст. 22 ГПК РФ рассматриваются судами общей юрисдикции.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Одним из основных принципов охраны окружающей среды согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 2 Федерального закона от 4.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Закон РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

На основании ч. 1 ст. 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона Российской Федерации «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

В силу ст. 11 указанного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.

Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.

Согласно п. 11 ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия на пользование недрами должна содержать: сроки представления государственной отчетности пользователей недр, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в указанные фонды в соответствии со статьей 32 настоящего Закона.

В силу п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить: выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Аналогичные положения закреплены п. 12 ч. 2 ст. 12 Закона Тульской области от 2.02.1998 года№ 78-ЗТО «О недропользовании».

Как установлено в ходе судебного разбирательства, МКУ «ВСС» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1147154031045.

МКУ «ВСС» для осуществления уставной деятельности осуществляет эксплуатацию артезианских скважин № 1 и №3 для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи для питьевого и хозяйственно-бытового и технического водоснабжения населения и инфраструктуры. Участки недр расположены вблизи <адрес>.

МКУ «ВСС» получены лицензии на право пользования недрами (скважина № 1), и (скважина № 1), которые зарегистрированы в министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области 22.12.2021 года со сроком окончания действия 15.12.2026 года.

В силу п. 3.2.1 лицензионных соглашений к указанным лицензиям владельцу лицензии необходимо в срок до 1.02.2023 года осуществить согласование проекта по геологическому изучению недр в соответствии со ст. 28 Закона РФ «О недрах».

МКУ «ВСС» не выполнены указанные условия лицензионных соглашений.

27.03.2023 года Тульской природоохранной прокуратурой директору МКУ «ВСС» внесено представление об устранении нарушений законодательства о лицензировании, об охране окружающей среды и законодательства.

Из ответа на данное представление МКУ «ВСС» от 20.04.2023 года усматривается, что в рамках реализации пункта 3.2.1 лицензионного соглашения, МКУ «ВСС» был направлен запрос и получен ответ из ООО «Спецгеологоразведка», по стоимости работ по геологическому изучению участков недр. Была подготовлена документация для заключения контракта с единственным поставщиком по внесению изменений и дополнений в лицензии в связи с истечением лицензионных сроков по разработке и экспертизе Проектов геологического изучения недр, а также по разработке проектов геологического изучения недр, проведению экспертизы ПГИ и произведению оценки запасов подземных вод. Ведётся работа по изменению сроков согласования проекта по геологическому изучению недр. В министерство природных ресурсов и экологии Тульской области МКУ «ВСС» были предоставлены отчеты о выполнении лицензионных соглашений в отношении имеющихся лицензий.

Однако, до настоящего времени МКУ «ВСС» осуществляет пользование недрами для добычи подземных пресных вод с нарушением условий лицензирования, что влечет прямое нарушение интересов Российской Федерации, как собственника недр.

Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Тульского природоохранного [СКРЫТО] в защиту интересов Российской Федерации к МКУ «ВСС» о возложении обязанности осуществить согласование проекта по геологическому изучению недр подлежат удовлетворению в полном объёме, поскольку затягивание процесса разработки указанного проекта создает реальную угрозу загрязнения подземных вод, опасности причинения вреда окружающей среде, нарушению интересов Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Тульского природоохранного [СКРЫТО] в защиту интересов Российской Федерации к муниципальному казенному учреждению «Воловская служба сервиса» муниципального образования Воловский район о возложении обязанности осуществить согласование проекта по геологическому изучению недр удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Воловская служба сервиса» муниципального образования Воловский район осуществить согласование проекта по геологическому изучению недр в соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации «О недрах» по лицензиям , в срок до 01 июня 2024 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в [СКРЫТО] областной суд через Богородицкий межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 14.08.2023 года.

Дата публикации: 01.09.2023
Других дел, поступивших в Богородицкий межрайонный суд Тульской области (Тульская область) на 05.07.2023 в базе нет.