Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Алексинский межрайонный суд Тульской области (Тульская область) |
Дата поступления | 29.06.2022 |
Дата решения | 26.07.2022 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Кулешов А.В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | f3124d77-f24f-3ecc-8540-7322fed04f58 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2022 года г.Алексин Тульской области
[СКРЫТО] [СКРЫТО] суд Тульской области в составе:
председательствующего Кулешова А.В.,
при секретаре Папст А.И.,
с участием ст.помощника Алексинского межрайонного [СКРЫТО] Тульской области Кадникова А.Е..
представителя административного ответчика администрации МО город Алексин по доверенности Кулиничевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-1187/2022 по административному иску Алексинского межрайонного [СКРЫТО] в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО город Алексин о понуждении проведения ремонта дорог,
установил:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в ведении МО город Алексин находится дорожное покрытие <адрес>. В ходе проверки совместно с сотрудником ОГИБДД МОМВД России «Алексинский» установлено, что данная дорога находится в непригодном состоянии, не соответствует установленным законом требованиям, имеет просадки, выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Данные недостатки являются нарушением требований ГОСТ Р50597-2017. Неудовлетворительное состояние дорожного покрытия проезжей части угрожает безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Истец просил обязать администрацию МО город Алексин Тульской области провести ремонт дорожного покрытия <адрес>, в срок до 01.10.2023.
Суд, установив в ходе судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ).
В судебном заседании ст. помощник Алексинского межрайонного [СКРЫТО] Тульской области Кадников А.Е. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил обязать администрацию МО город Алексин Тульской области провести ремонт дорожного покрытия <адрес>, в срок до 01.10.2023 в соответствии с требованиями «ГОСТ Р50597-2017.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город Алексин, действующий на основании доверенности Кулиничева Н.А. возражала относительно заявленных административных исковых требований, поддержав позицию, изложенную в письменных возражениях, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что бюджетом района на 2023 год не предусмотрены расходы на ремонтные работы дорожного покрытия <адрес>. Просила, в случае удовлетворения исковых требований, увеличить срок выполнения ремонтных работ до конца 2023 года.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», [СКРЫТО], в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ, [СКРЫТО] вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано [СКРЫТО] только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи (ч.1 ст.130, ч.1 ст.132 Конституции РФ).
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог содержатся в "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст)
В соответствии с положениями п. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п.6 ст.13 Федерального закона №257-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15 Федерального закона № 257-ФЗ).
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и настоящим Федеральным законом (ч.1 ст.16 Федерального закона №257-ФЗ).
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см и более, глубине - 5 см и более (таблица 5.3 ГОСТа Р 50597-2017).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем Алексинского межрайонного [СКРЫТО] Тульской области ФИО4 было принято решение № о проведении проверки в отношении администрации МО город Алексин.
Цель проверки: исполнение законодательства о безопасности дорожного движения. Основание проверки: поступившая в органы прокуратуры информация о фактах нарушения законов, требующих принятия мер [СКРЫТО], в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (ч.2 ст.21 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Предмет проверки: соблюдение администрацией МО г.Алексин законодательства при проведении паспортизации и содержании дорог общего пользования. Срок проведения проверки: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомление о проведении проверки было получено сотрудником администрации МО г.Алексин, что не оспаривалось представителем администрации МО г.Алексин в ходе судебного разбирательства.
Из материалов дела следует, что в муниципальной собственности муниципального образования город Алексин находится сооружение дорожного транспорта (автодорога) <адрес> (выписка из реестра муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, рапорту от ДД.ММ.ГГГГ гос.инспектора ОГИБДД МОМВД «Алексинский», фототаблице, приложенной к рапорту, на участке автодороги <адрес> имеют место повреждения автодороги, которые не соответствуют требованиям п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, чем угрожают безопасности дорожного движения.
Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно статье 12 данного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию ее надлежащего технического состояния, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст.210 ГК РФ, ч.1 ст.215 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором; имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Вместе с тем, администрацией муниципального образования город Алексин работы по содержанию дорожных покрытий проводятся ненадлежащим образом, неудовлетворительное состояние проезжей части <адрес> угрожает безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Обязанность по надлежащему содержанию спорной автомобильной дороги административным ответчиком не исполнена.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные [СКРЫТО] административные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Не являются основанием для отказа в иске и ссылки ответчика на отсутствие финансирования, достаточного для выполнения работ по ремонту данного участка дороги.
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием для этого финансовой возможности. Отсутствие либо недостаточность бюджетного финансирования органа местного самоуправления при реализации им возложенных федеральным законодательством полномочий не могут влиять на реализацию прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку действующим законодательством не предусмотрено в качестве основания для отказа в осуществлении обязательств отсутствие финансирования.
Кроме того, положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия муниципальным образованием мер по перераспределению бюджетных средств.
При этом заслуживают внимания доводы представителя административного ответчика об увеличении срока исполнения решения суда, поскольку данные доводы обоснованы объективной исполнимостью судебного решения.
Организация и проведение ремонтных работ автомобильной дороги включает в себя оценку технического состояния автомобильных дорог, планирование работ по ремонту автомобильных дорог, разработку проектов работ или расчетов стоимости работ по ремонту автомобильных дорог, заключение муниципального контракта, проведение работ по ремонту автомобильных дорог, приемку работ по ремонту автомобильных дорог, для чего необходимо установление разумного срока.
Суд полагает, что увеличение срока исполнения решения суда до 01.12.2023 обоснованно объективной исполнимостью судебного решения. Исходя из изложенного, суд приходит к необходимости возложения на административного ответчика обязанности в срок до 01.12.2023 организовать проведение ремонтных работ дорожного покрытия <адрес>, в соответствии с требованиями «ГОСТ Р50597-2017.
В силу части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд административным истцом не пропущен, поскольку неправомерное бездействие администрации, является длящимся.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Алексинского межрайонного [СКРЫТО] удовлетворить частично.
Обязать администрацию МО город Алексин провести ремонт дорожного покрытия <адрес>, в срок до 01.12.2023 в соответствии с требованиями «ГОСТ Р50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через [СКРЫТО] [СКРЫТО] суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Кулешов