Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Тульский областной суд (Тульская область) |
Дата поступления | 28.12.2017 |
Дата решения | 12.03.2018 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Епихина Ольга Михайловна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | b76a0b12-be1f-3d01-b393-caa62d3bca8b |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2018 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Епихиной О.М.,
при секретаре Кузнецове Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-344/2018 по административному исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по [СКРЫТО] [СКРЫТО], Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по [СКРЫТО] [СКРЫТО], правительству [СКРЫТО] [СКРЫТО] об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
установил:
[СКРЫТО] Л.А. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что является собственником нежилого здания (столовой с погребом) с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
Административный истец не согласен с кадастровой стоимостью указанного объекта недвижимости, установленной постановлением правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] №414 от 12 сентября 2016 года по состоянию на 15 июля 2015 года в размере 8902661,59 рублей, поскольку данная стоимость существенно превышает рыночную стоимость объекта недвижимости, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.
Просит установить на указанную дату кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, определенной в отчете <данные изъяты> № от 27 декабря 2017 года в размере 5000000 рублей.
Административный истец [СКРЫТО] Л.А., ее представитель по доверенности Гладков С.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по [СКРЫТО] [СКРЫТО] в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил суду ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие, в котором указал на отсутствие возражений против удовлетворения заявленных требований в связи с тем, что Управление не имеет отличного от административного истца правового интереса в отношении заявленного спора.
Представитель административного ответчика правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по [СКРЫТО] [СКРЫТО] в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил суду ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие, а также письменные пояснения, в соответствии с которыми ФГБУ «ФКП Росреестра» не может являться надлежащим административным ответчиком в отсутствие затрагиваемых заявленными требованиями правовых интересов и допущенных технических ошибок при внесении сведений в ЕГРН в отношении спорного объекта недвижимости.
Представитель заинтересованного лица министерства имущественных и земельных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО] в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица администрации МО Заокский район в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 150, ч. 4 ст. 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее также – Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ) кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом (в ред. до 01 января 2017 года).
Согласно ч. 5 ст. 4 указанного Федерального закона, сведения в государственный кадастр недвижимости вносились органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости, в числе иных сведений, вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец [СКРЫТО] Л.А. является собственником объекта недвижимости: нежилого здания (столовая с погребом) с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 15 июля 2015 года равной его рыночной стоимости в размере 5000000 рублей, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 8) и сообщением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по [СКРЫТО] [СКРЫТО] (л.д. 82-84).
Согласно положениям ст. 400 Налогового кодекса РФ, физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ, признаются налогоплательщиками налога на имущество физических лиц.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения (ст. 401 Налогового кодекса РФ) определяется исходя из их кадастровой стоимости, если указанный порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (ст. 402 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 04 октября 2014 года №284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 20 ноября 2014 года № 2219-ЗТО «Об установлении единой даты начала применения на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО] порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», введен налог на имущество физических лиц, в отношении которого установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости.
В силу абз. 2 ст. 24.15 названного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Постановлением правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 12 сентября 2016 года №414 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО]» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО] по состоянию на 15 июля 2015 года. Согласно данному постановлению кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 15 июля 2015 года установлена в размере 8902661,59 рублей.
Вышеуказанная стоимость внесена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по [СКРЫТО] [СКРЫТО] в государственный кадастр недвижимости 27 декабря 2016 года, что следует из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9) и сообщения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по [СКРЫТО] [СКРЫТО] (л.д. 82-84).
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ), регламентирующая рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости, в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
В силу ст. 24.20 указанного Федерального закона в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ.
С целью определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимости административный истец обратился в <данные изъяты>.
В соответствии с отчетом <данные изъяты> от 27 декабря 2017 года № об оценке рыночной стоимости, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 15 июля 2015 года составляет 5000000 рублей.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости.
В соответствии с п. 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 года № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В силу ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с положениями ст.ст. 17.1, 24.16, 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 08 июня 2015 № 145-ФЗ), по ходатайству административного истца в целях подтверждения рыночной стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости судом по данному делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту <данные изъяты>.
Согласно выводам, содержащимся в экспертном заключении <данные изъяты> от 14 февраля 2018 года, отчет <данные изъяты> от 27 декабря 2017 года № соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Рыночная стоимость указанного объекта недвижимости с кадастровым номером №, определенная в отчете ООО «Центр бизнес-консалтинга» от 27 декабря 2017 года №О-058-2017, по состоянию на 15 июля 2015 года подтверждается и составляет 5000000 рублей.
Данное экспертное заключение суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям ст. 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в [СКРЫТО] экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в сфере оценки, основано на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нем выводы научно обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления оспариваемой кадастровой стоимости, рыночная стоимость находящегося в собственности у административного истца объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в исследованных судом отчете и заключении эксперта, в ходе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями ст.ст. 14, 62 КАС РФ, в материалы дела не представлено.
Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в отчете <данные изъяты> от 27 декабря 2017 года № рыночная стоимость объекта недвижимости ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, что затрагивает права и обязанности административного истца как налогоплательщика.
Изложенные в представленных суду ранее письменных возражениях доводы заинтересованного лица администрации г. Тула о снижении поступлений в бюджет муниципального образования не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований и подтверждают нарушение прав административного истца. При этом по вышеизложенным основаниям снижение налогового бремени не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку возможность установления кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости прямо определена законодателем.
То обстоятельство, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете, не свидетельствует о его недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости объекта недвижимости и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.
При таких данных, исходя из приведенных норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете <данные изъяты> от 27 декабря 2017 года №, подтвержденном экспертным заключением <данные изъяты> №, по состоянию на 15 июля 2015 года в размере 5000000 рублей, а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу на праве собственности объекта недвижимости утверждена Постановлением правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 12 сентября 2016 года №414, в силу ч. 4 ст. 38 КАС РФ надлежащими административными ответчиками по настоящему административному делу являются Управление Росреестра по [СКРЫТО] [СКРЫТО] и правительство [СКРЫТО] [СКРЫТО].
По этим же основаниям суд полагает не подлежащими удовлетворению требования, заявленные к ФГБУ «ФКП Росреестра» по [СКРЫТО] [СКРЫТО], поскольку данное Учреждение не утверждало результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости и не осуществляет функции по государственной кадастровой оценке в отношении спорного недвижимого имущества (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Исходя из положений ч. 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, настоящее решение является основанием для внесения органом кадастрового учета в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вышеупомянутой рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости в качестве его новой кадастровой стоимости, а также о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которой в данном случае является день обращения административного истца с соответствующим заявлением в Тульский областной суд – 28 декабря 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по [СКРЫТО] [СКРЫТО], правительству [СКРЫТО] [СКРЫТО] об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания (столовая с погребом) с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 15 июля 2015 года равной его рыночной стоимости в размере 5000000 рублей.
В целях налогообложения и внесения соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости датой подачи [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости является день обращения указанного лица в суд – 28 декабря 2017 года.
В удовлетворении требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по [СКРЫТО] [СКРЫТО] – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: /подпись/ КОПИЯ ВЕРНА
Судья:
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.