Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Тульский областной суд (Тульская область) |
Дата поступления | 27.01.2020 |
Дата решения | 06.08.2020 |
Категория дела | Об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований |
Судья | Семенова Татьяна Евгеньевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 0a2e3545-321c-372f-8dd4-1e4641801fdd |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 августа 2020 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретарях Семенчевой Е.В., Кузнецовой Н.А.,
с участием прокурора Чебоксаровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-241/2020 по административному иску [СКРЫТО] М.В. о признании недействующими Правил землепользования и застройки м.о.Яснополянское Щекинского района Тульской области,
у с т а н о в и л:
27.12.2018 решением Собрания представителей Щекинского района Тульской области №6/72 от 27.12.2018 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Яснополянское Щекинского района Тульской области. Приложением №2 к данным Правилам явились Градостроительные регламенты, Приложением №3 – Карты градостроительного зонирования. Текст документа опубликован в информационном бюллетене «Щекинский муниципальный вестник», выпуск №1 (559) от 12.01.2018. Решение вступило в силу со дня его официального опубликования.
[СКРЫТО] М.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать недействующими указанные выше Правила с момента принятия в части установления режима территориальной зоны Сх1 в границах земельного участка №<...> в СНТ «Лучезарный» с.Краснополье м.о. Яснополянское.
В обоснование заявленных требований указала, что является членом указанного СНТ. Желая оформить свое право собственности на земельный участок №<...>, она обратилась в администрацию м.о. Щекинский район Тульской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для садоводства, в чем ей было отказано со ссылкой на то, что участок расположен в зоне Сх1, которая не предусматривает вид разрешенного использования «для садоводства». Сослалась на то, что нормативный акт принят с нарушением требований п.4 ч.1 ст. 34 ГрК РФ, ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которые предусматривают право граждан на возведение капитальных строений на принадлежащих им земельных участках, предназначенных для ведения садоводства.
Отнесение участка к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий препятствует его использованию по назначению, а также оформлению права собственности на него.
Полагает, что при принятии нормативного акта не учтена сложившаяся планировка территории, существующее землепользование.
В судебное заседание административный истец [СКРЫТО] М.В. не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена, в своем заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ее представитель на основании доверенности и ордера Меркулова О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала. Дополнительно сослалась на нарушения, допущенные при опубликовании заключения по итогам слушаний, поскольку в опубликованном документе в «Щекинском муниципальном вестнике» №35 от 27.07.2018 при указании темы публичных слушаний указано «м.о. Ломинцевское».
Представители административного ответчика Собрания представителей Щекинского района и администрации Щекинского района по доверенностям Королева И.Е. и Денисова Е.А. в суде возражали против удовлетворения административного иска, полагая, что нормативно-правовой акт принят с соблюдением процедуры, прав административного истца не нарушает.
Заинтересованное лицо администрация м.о.Яснополянское Щекинского района Тульской области представителя в суд не направило, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено, имеется заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо ООО «Сарстройниипроект» в суд представителя не направило, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено, представлен письменный отзыв относительно заявленных требований.
Заинтересованное лицо СНТ «Лучезарный» (в лице председателя Свиридова В.И.) в суд не явилось, о дне, времени и месте его проведения данное лицо извещалось, заявлении не поступало.
Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 213 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судопроизводства.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что решением исполнительного комитета Щекинского городского совета народных депутатов №18-686 «Об отводе земель под коллективные сады» постановлено изъять из земель совхоза «Яснополянский» 70.0 га пашни и отвести п/о «Азот» - 49.0 га, п/о Химволокно – 21.0 га для развития коллективного садоводства в 150 м южнее д.Краснополье, утверждены схемы коллективных садов, постановлено зарегистрировать уставы садоводческих товариществ и Государственный акт на право пользования землей под п/о «Азот».
25.09.1992 главой администрации г.Щекино и Щекинского района было принято решение №12-1328 об ускорении перерегистрации землепользований всех юридических лиц и граждан.
Согласно представленному Уставу СНТ коллективное садоводство «Лучезарный», он утвержден согласно вышеуказанному решению на общем собрании садоводов 02.05.2010.
Согласно выписке из протокола №1 общего собрания СНТ «Лучезарный» от 08.05.2010, [СКРЫТО] М.В. была принята в члены товарищества (вместо Илюнина А.Ф.) с закреплением за ней участка №386.
Суду представлена также справка от 30.06.2020 за подписью председателя СНТ «Лучезарный» Свиридова В.И., согласно которой в фактическом пользовании [СКРЫТО] М.В. с 2010 года находится земельный участок, 6 соток, №<...> в указанном СНТ.
13.11.2019 [СКРЫТО] М.В., подготовив схему расположения земельного участка, обратилась в администрацию Щекинского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка «для садоводства» в собственность. Письмом от 02.12.2019 администрация Щекинского района сообщила ей, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Сх1 (сельскохозяйственные угодья), которая не предусматривает вида разрешенного использования «для садоводства», а также сослалась на положения подп.2 ч.3 ст. 11.3 ЗК РФ.
Таким образом, факт нахождения [СКРЫТО] М.В., как члена СНТ, в правоотношениях, регулируемых оспариваемым нормативно-правовым актом, свидетельствует о возможности принятия на его основе негативных для нее правоприменительных решений.
Доводы стороны административного ответчика об отсутствии у [СКРЫТО] М.В. прав на земельный участок, а следовательно, и правового интереса в рассматриваемом административном иске, в этой связи несостоятельны, так как правомерность членства [СКРЫТО] М.В. в СНТ, на основании которого у нее возникло право на обращение в органы местного самоуправления за предоставлением земельного участка, не является предметом настоящего спора.
Согласно части 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права и законные интересы административного истца, а, следовательно, она обладает правом на оспаривание данного нормативного правового акта.
Согласно статье 32 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ).
На основании пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
В силу статьи 32 Устава муниципального образования Щекинский район Тульской области (далее Устав), к полномочиям Собрания представителей муниципального образования относится утверждение документов территориального планирования муниципального образования, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования документации по планировке территории.
Согласно части 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».
Согласно пункту 5 статье 64 Устава, муниципальные правовые акты, в частности, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и граждан, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном печатном издании – информационном бюллетене «Щекинский муниципальный вестник». Официальным обнародованием муниципального правового акта считается первое размещение его полного текста на информационных стендах на территории муниципального образования в местах, установленных решением Собрания представителей. Способ доведения муниципального правового акта до сведения граждан указывается в принятом муниципальном правовом акте.
Установленные приведенными выше нормами полномочия представительного органа местного самоуправления муниципального образования Щекинский район реализованы путем принятия решения Собрания представителей Щекинского района Тульской области №6/72 от 27.12.2018 об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Яснополянское Щекинского района Тульской области.
Как установлено частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
В силу ч.5 ст.31 ГрК РФ, решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении (часть 6 статьи 31 ГрК РФ).
Согласно части 7, глава местной администрации не позднее, чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (часть 9).
Как установлено частями 12, 13 данной статьи публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи. Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее одного и не более трех месяцев со дня опубликования такого проекта.
В редакции, действовавшей на момент проведения публичных слушаний по оспариваемому нормативно-правовому акту (ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ), часть 13 ст. 31 ГрК РФ предусматривала, что продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
Ст. 5.1 ГрК РФ, регламентирующая процедуру проведения публичных слушаний, введена Федеральным законом от 29.12.2017 N 455-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 5.1 ГрК РФ процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: оповещение о начале публичных слушаний; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
16.11.2016 администрацией Щекинского района Тульской области вынесено постановление №11-1255 «О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки м.о. Яснополянское Щекинского района, утвержденные решением Собрания депутатов м.о. Яснополянское Щекинского района от 20.12.2012 №60-279». Постановление опубликовано в информационном бюллетене «Щекинский муниципальный вестник», выпуск 55 (425) от 18.11.2016.
Проект оспариваемых Правил землепользования и застройки м.о. Яснополянское был подготовлен во исполнение указанного выше положения ООО «Сарстройниипроект» в рамках муниципального контракта от <...> №<...>.
16.04.2018 Собранием представителей Щекинского района вынесено решение №64/566, которым назначены публичные слушания по вопросу: обсуждение проекта Правил землепользования и застройки м.о. Яснополянское Щекинского района, - на 26.06.2018 в 18.00, местом проведения определен зал Дома культуры по ул<адрес>. Этим же постановлением создана комиссия по подготовке и проведению публичных слушаний, организовано открытие экспозиции проекта Правил в здании администрации с 16.04.2018 по 26.06.2018. В соответствие с п. 5 постановления 18.04.2018 проект Правил размещен на официальном Портале муниципального образования Щекинсий район в сети «Интернет». Постановление опубликовано в информационном бюллетене «Щекинский муниципальный вестник», выпуске №16 (506) от 20.04.2018.
Заключение, подготовленное по итогам данных слушаний от 26.06.2018, было опубликовано в информационном бюллетене «Щекинский муниципальный вестник», выпуск №35 (525) от 28.07.2018.
Как видно из текста публикации, в нем допущены опечатки (в указании темы названо м.о. Ломинцевское), однако полагает, что это обстоятельство не является существенным нарушением процедуры опубликования, поскольку содержание опубликованного документа отражает не вызывающую трудностей в понимании его суть.
Как следует из материалов дела, оспариваемый нормативно-правовой акт опубликован в официальном издании «Щекинский муниципальный вестник», выпуск №1 (559) от 12.01.2019 и в силу его пункта 4 вступил в силу со дня опубликования.
Названное решение от 27.12.2018 №6/72 было принято присутствующими на заседании депутатами (14 человек) данного коллегиального органа, подписано главой муниципального образования в соответствии с требованиями статей 30, 31, 36 Устава муниципального образования, статей 62, 66, 70, 71 Регламента работы Собрания представителей Щекинского района от 05.07.2010 №18/162.
Изложенное свидетельствует о том, что решение, оспариваемое административным истцом, принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов; порядок их принятия и правила введения в действие не нарушены.
Срок размещения проекта оспариваемого нормативно-правового акта до даты публичных слушаний соответствовал закону (составил 3 месяца и 8 дней), являлся разумным и был достаточен для реализации заинтересованными лицами права на представление замечаний и возражений.
Административный истец за указанный период, в том числе, с замечаниями, разъяснениями сути планируемых к принятию Правил застройки и землепользования, не обратилась. Доказательств обратного не представлено. В этой связи утверждать о нарушении ее права на ознакомление с проектом изменений возможным не представляется.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).
В статье 1 ГрК РФ даны основные понятия, используемые в данном Кодексе.
Так, определено, что территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ установлено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом.
Толкование этих норм невозможно без нормы части 3 статьи 9 ГрК РФ об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти при принятии ими решений и реализации таких решений. Учет функциональных зон генерального плана при установлении территориальных зон в документе градостроительного зонирования (правилах землепользования и застройки) означает, что границы функциональных зон нарушаться не могут.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Судом установлено, что согласно Генеральному плану м.о. Яснополянское, утвержденному решением Собрания представителей Щекинского района от 27.12.2018 №6/71, территория СНТ «Лучезарный» относится к функциональной зоне «зона сельскохозяйственного использования».
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в частности, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Как видно из материалов дела, изначально земельные участки в СНТ «Лучезарный» предоставлялись из земель сельхозугодий под коллективное садоводство.
Из содержания постановления Совета министров СССР от 29.12.1984 №1286 следует, что коллективное садоводство организовывалось с целью способствовать дополнительном производству сельхозпродукции (фруктов, ягод, овощей и другой).
Как устанавливалось ст. 74 Земельного кодекса РСФСР 1977 года, ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 15.04.1988, земельные участки для коллективного садоводства и огородничества предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям из земель государственного земельного фонда, в том числе при необходимости из земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.
Ст. 77 ЗК РСФСР 1977 года говорила о том, что земельные участки, предоставленные для коллективного садоводства, используются в соответствии с уставом садоводческого товарищества.
На момент рассмотрения дела и, соответственно, разработки проекта Правил, проект границ территории СНТ не был утвержден, соответственно, сведения о его границах в ЕГРН отсутствовали, само СНТ в соответствии с требованиями действующего законодательства также не было зарегистрировано.
Территория СНТ находится за пределами населенного пункта.
В п.1.1 Устава СНТ Коллективное садоводство «Лучезарный», представленного суду, указано, что оно создано для содействия его членам в решении общих социально – хозяйственных задач ведения садоводства. Садовый земельный участок предоставляется гражданину для выращивания плодовых, ягодных, бахчевых и иных сельскохозяйственных культур, а также для отдыха.
Из материалов дела и не противоречащих им показаний допрошенного судом в качестве свидетеля начальника управления архитектуры земельных и имущественных отношений администрации Щекинского района Тульской области С. (сомнений в достоверности которых у суда не имеется), следует, что на территории СНТ «Лучезарный» числятся 579 земельных участков, из которых только по 22 земельным участкам определены границы, при этом участки преимущественно имеют вид разрешенного использования «для садоводства».
Согласно заявлению, представленному стороной административного истца (т.<...>, л.д. <...>), она просила согласовать границы участка именно для садоводства.
При этом в ранее действующей редакции Правил м.о. Яснополянское (утв. решением Собрания представителей м.о. Яснополянское от 20.12.2012 №60-249), территория предполагаемого расположения участка относилась к территории зоны СХ1С – зона коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Основным видом разрешенного использования согласно прежним Регламентам являлись: коллективные сады, огороды, дачные хозяйства; для ведения личного подсобного хозяйства (полевые земельные участки без права возведения на них капитальных зданий и сооружений).
По сведениям, предоставленным суду администрацией Щекинского района, по прежнему Генеральному плану м.о. Яснополянское СНТ располагалось в функциональной зоне: коллективные сады и личные подсобные хозяйства (т.<...>, л.д. <...>).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением. К числу самостоятельных категорий отнесены земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно части 2 данной статьи, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно части 9 статьи 35 ГрК РФ, в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения предусматривает приоритет в целевом использовании, их особую охрану, которая, в частности, выражается в недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (часть 1 статьи 79 ЗК РФ, части 1 и 4 статьи 36 ГрК РФ).
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями.
Указанные законоположения направлены на защиту прав и законных интересов граждан, в частности охрану земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Частью 10 статьи 35 Градостроительного кодекса установлено, что в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Поскольку для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются градостроительные регламенты, порядок изменения вида разрешенного использования данных земельных участков регулируется частью 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», которой предусмотрено обязательное изменение категории земель этого земельного участка.
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно пункту 50 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537, действующим до 31 декабря 2015 г., продовольственная безопасность России обеспечивается путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Такое же положение содержится в пункте 54 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683.
Следовательно, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель установлен особый правовой режим, имеющий цель охраны указанных земель и недопущение выведения их из сельскохозяйственного оборота, осуществления на таких землях застройки.
В силу статьи 1 и подпункта 4 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (утратил силу 01.01.2019) садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке.
Из положений части 7 статьи 54 Федерального закона от 29.07. 2017 N217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.
Однако, в соответствии с частью 1 статьи 55 Федерального закона N 217-ФЗ, настоящий Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2019 г., то есть, после принятия оспариваемых Правил.
Как следует из Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (в редакции приказа Минэкономразвития России от 04.02.2019 N 44), виду «садоводство» соответствует осуществление хозяйственной деятельности, в том числе, на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда, иных многолетних культур (что соответствует первичной редакции).
Согласно вышеуказанному Классификатору содержание вида разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование», в целом, включает в себя выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, в том числе, размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Более того, суд принимает во внимание, что земельный участок, на который претендует административный истец, не сформирован и, по утверждению представителя административного истца, не поставлен на государственный кадастровый учет, как ранее учтенный (доказательств обратному в деле не имеется).
Согласно подпункту 2 части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.
Таким образом, при установленных обстоятельствах, с учетом приведенным норм федерального законодательства, оснований утверждать, что при принятии оспариваемых Правил не учтены сложившаяся планировка территории и существующее землепользование, - а тем более, в отношении землевладения [СКРЫТО] М.В., участок которой не состоит на государственном кадастровом учете, - возможным не представляется.
Отнесение интересующего участка в составе земель сельскохозяйственного назначения к территориальной зоне «сельскохозяйственные угодья» приведённом правовым нормам не противоречит, и о том, что этим нарушаются права и законные интересы [СКРЫТО] М.В. утверждать преждевременно.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения заявленных административных требований.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В пункте 2 части 4 статьи 215 КАС РФ установлено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться, в том числе, указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного иска [СКРЫТО] М.В. о признании недействующими Правил землепользования и застройки м.о.Яснополянское Щекинского района Тульской области, утвержденных решением Собрания представителей Щекинского района Тульской области №6/72 от 27.12.2018, в части установления режима территориальной зоны Сх1 в границах земельного участка №<...> в СНТ «Лучезарный» с.Краснополье м.о. Яснополянское, - отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в информационном бюллетене «Щекинский муниципальный вестник» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: