Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Тульский областной суд (Тульская область) |
Дата поступления | 09.01.2020 |
Дата решения | 23.03.2020 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Голомидова Ирина Викторовна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 47371a87-3be5-3aee-9170-2b28bcba48f7 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2020 г. город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Селютиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-170/2020 по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Т.Ф., [СКРЫТО] Е.А., [СКРЫТО] В.Ю. к Управлению Росреестра по [СКРЫТО] [СКРЫТО], правительству [СКРЫТО] [СКРЫТО] об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
установил:
[СКРЫТО] Т.Ф., [СКРЫТО] Е.А., [СКРЫТО] В.Ю. обратились в суд с вышеуказанным административным иском, указав в обоснование заявленных требований на то, что являются собственниками на праве общей долевой собственности нежилого здания (производственное здание) с кадастровым номером *** площадью 3 076,7 кв.м, расположенного по адресу: ***.
Полагают, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с названным выше кадастровым номером, утвержденная Постановлением правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 12.09.2016 № 414 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО]» по состоянию на 15.07.2015 в размере 41 018 564,40 рублей, является необоснованно завышенной, что затрагивает их права и обязанности как налогоплательщиков.
С целью определения рыночной стоимости указанного нежилого здания административный истец [СКРЫТО] Е.А. обратилась в ООО «Ц».
В соответствии с отчетом об оценке № *** от 20.12.2019, выполненным оценщиком названной выше организации, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** по состоянию на 15.07.2015 составляет 17 247 457,6 рублей, в связи с чем административные истцы просили установить кадастровую стоимость этого объекта недвижимости равную его рыночной стоимости в размере, определенном в отчете ООО «Ц» № *** от 20.12.2019.
Административные истцы [СКРЫТО] Т.Ф., [СКРЫТО] Е.А., [СКРЫТО] В.Ю. и их представитель по доверенностям Русская Н.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административного ответчика правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав на то, что не оспаривает заявленное требование ни по основаниям возникновения, ни по содержанию.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по [СКРЫТО] [СКРЫТО] в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, ссылаясь на то, что Управление не оспаривает заявленные административными истцами требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), просил вынести решение на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по [СКРЫТО] [СКРЫТО] в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, просил вынести решение на усмотрение суда в связи с отсутствием правового интереса Учреждения по заявленным требованиям.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования г. Тула в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях.
Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, [СКРЫТО] Т.Ф., [СКРЫТО] Е.А., [СКРЫТО] В.Ю. являются собственниками на праве общей долевой собственности нежилого здания (производственное здание) с кадастровым номером *** площадью 3 076,7 кв.м, расположенного по адресу: ***.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 27.12.2019 и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Согласно положениям пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение относятся к объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
Налогоплательщиками указанного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на вышеупомянутое имущество (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, административные истцы, как собственники вышеупомянутого объекта недвижимости, относятся к налогоплательщикам указанного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Решением [СКРЫТО] городской Думы от 28.11.2014 № 4/75 установлен и введен в действие с 01.01.2015 на территории муниципального образования город Тула налог на имущество физических лиц на объекты налогообложения, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости.
Таким образом, исходя из приведенных выше нормативных правовых актов, вышеупомянутое нежилое здание является объектом налогообложения по налогу на имущество, исчисляемому исходя из его кадастровой стоимости.
Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Постановлением правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 12.09.2016 № 414 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО]» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО] по состоянию на 15.07.2015.
Оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** в размере 41 018 564,40 рублей утверждена Постановлением правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 12.09.2016 № 414 по состоянию на 15.07.2015 (№ п/п *** Приложения № ***), внесена в государственный кадастр недвижимости 27.12.2016, что следует из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 06.09.2019.
Постановлением правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 13.11.2019 № 540 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО]» утверждена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** по состоянию на 01.01.2019 в размере 10 543 700,24 рублей (№ п/п *** Приложения № ***). Указанная кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости 20.01.2020 и подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2020.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» применительно к статье 24.20 Закона № 135-ФЗ разъяснил, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Поскольку с требованием о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости административные истцы обратились в суд 28.12.2019, а действующее правовое регулирование (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности) предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, у административных истцов сохраняется право на применение результатов пересмотра данной кадастровой стоимости в целях налогообложения за 2016-2019 годы и соответственно на рассмотрение судом заявленного требования по существу.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
С целью определения рыночной стоимости объекта недвижимости административный истец [СКРЫТО] Е.А. обратилась в ООО «Ц».
В соответствии с отчетом об оценке № *** от 20.12.2019, выполненным оценщиком названной выше организации, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** по состоянию на 15.07.2015 составляет 17 247 457,6 рублей.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
По ходатайству представителя административных истцов судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза в целях установления соответствия названного выше отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также подтверждения правильности и достоверности определенной оценщиком рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на 15.07.2015, проведение которой поручено эксперту ООО «Н».
Согласно выводам, содержащимся в заключении от 28.02.2020 названного эксперта, отчет ООО «Ц» № *** от 20.12.2019 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартам и правилам оценочной деятельности, а рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная в названном отчете, подтверждается.
Данное заключение эксперта суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в [СКРЫТО] экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в [СКРЫТО] оценки, основано на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нём выводы научно обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
О несогласии с указанным отчетом об оценке
№ *** от 20.12.2019, заключением эксперта от 28.02.2020 другими лицами, участвующими в деле, включая и административных ответчиков, в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении повторной судебной экспертизы в целях проверки правильности определения рыночной стоимости принадлежащего административным истцам объекта недвижимости указанные лица не обращались.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления оспариваемой архивной кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером *** рыночная стоимость этого объекта недвижимости по состоянию на ту же дату являлась иной, чем отражено в исследованном судом отчете, подтвержденном заключением судебной оценочной экспертизы, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 КАС РФ, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного сомневаться в достоверности и правильности выводов отчета № *** от 20.12.2019 у суда не имеется. Данный отчет суд считает достоверным и допустимым доказательством применительно к положениям статей 59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретных объектов недвижимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета № *** от 20.12.2019, подтвержденного результатами судебной оценочной экспертизы, а заявленные административными истцами требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования [СКРЫТО] Т.Ф., [СКРЫТО] Е.А., [СКРЫТО] В.Ю. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания (производственное здание) с кадастровым номером *** площадью 3 076,7 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости в размере 17 247 457,60 рублей по состоянию на 15 июля 2015 г.
Установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** применяется для исчисления налоговой базы в отношении указанного объекта недвижимости за период с 01.01.2016 по 31.12.2019.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.